Главы из книги Анатомия предательства

                Предисловие.
           В нашей жизни нет ничего постыднее предательства. Изучение его внутренней сущности - дело неблагодарное и может отпугнуть своей порочностью пытливого исследователя. Публикаций на заданную тему предостаточно, хотя, многие люди не хотят выставлять на всеобщее обозрение «грязное белье человечества», каким образно говоря, является предательство и измена.
          Граждане более склонны обсуждать и говорить о супружеских изменах, чем о предательстве, как социальном явлении. Некоторые психологи в психологических тренингах помогают семейным парам сохранить их гармонию, или восстановить утраченное между мужчиной и женщиной доверие. Люди совершенно спокойно доверяют решение своих внутренних проблем постороннему человеку, то есть психологу. Но вряд ли найдется человек, который обратится за психологической помощью с просьбой избавить его от комплекса «предателя». И если найдется такой человек, который скажет, что  устал предавать, то ему посоветуют обратиться за помощью к психиатру. Люди могут быть  откровенны но, не до такой, же степени. 
            Предательство является оценочным индикатором, измеряющим глубину нравственного погружения человека и указывающим на то, что этот человек достиг самого дна своего падения. Во время проведения своего исследования автору пришлось заглянуть в загадочные глубины человеческой души, чтобы попытаться изучить, понять, а потом может быть простить тех, кто прошел путь иуды до конца не по своей прихоти, а по воле трагически сложившихся обстоятельств.

                ВВЕДЕНИЕ
           В истории существования человечества найдется немало примеров совершения предательства  людей друг друга. Человек предавал всегда, за исключением может быть того периода, когда он еще не был Homo sapiens, и не осознавал себя, как личность. Если бы для животного мира были приемлемы человеческие законы и духовные ценности, то можно было бы сравнить поведение человека и животного в конкретных ситуациях. Но так как эти биологические системы при сходстве механизмов развития значительно отличаются друг от друга, то можно лишь просто комментировать и констатировать поведение животных в той, или иной жизненной ситуации. К примеру, самка гепарда   при невозможности спасти своих детенышей, выбирает одного из них, а другого бросает. В известном смысле это можно расценить, как предательство по отношению к своему детенышу, ибо мать своими действиями обрекает его на гибель. Но самка не осознает последствия своего поступка и руководствуется животным инстинктом, который в это время ей говорит о том, что лучше сохранить одного, чем потерять всех. По какому принципу, и какими критериями самка руководствуется  в этом выборе для ученых загадка. Но, по-видимому, она инстинктивно выбирает наиболее жизнеспособного детеныша, у которого больше шансов выжить. Необходимо отметить, в своем выборе животные, как, правило, редко ошибаются. Не зря для  сохранения биологического вида природа использует достаточно мощные и эффективные механизмы.
         А теперь рассмотрим жизненную ситуацию, описанную ведущим американским суицидологом Эдвином Шнейдманом в его Опроснике оценки душевной боли. В качестве эталона он использует историю молодой женщины, попавшей вместе с двумя детьми во время войны, в фашистский концлагерь. В охране лагеря был эсесовский офицер, славившийся своей патологической жестокостью. Любимым развлечением этого изверга в человеческом обличии была охота на детей, которых их матери пытались спрятать. Женщине в течение трех лет удавалось скрывать своих сыновей от этого садиста. Но, однажды палачу удалось выследить своих жертв. Эсесовец предложил матери выбор жизни и смерти для ее детей. Несчастная мать на коленях умоляла офицера пощадить мальчиков, но тот был непреклонен, Он предупредил о том, что если мать не выберет того, кто из детей будет жить, то он убьет обеих. Теряя сознание, женщина выбрала младшего, старший сын тут же был убит.  Силу душевной боли, которую испытала эта женщина, Э.Шнейдман оценивает максимально в 9 баллов.  Ни у одного здравомыслящего человека не найдется мужества обвинить эту женщину в предательстве своего сына. Хотя, если отбросить эмоции сам факт предательства матери, по отношению к старшему сыну очевиден, хотя, может быть, она погубила своим выбором  «Энштейна», и оставила жизнь никчемному в будущем человеку. Но это был ее выбор, тем более в безнадежной ситуации и  он не подлежит осуждению в общечеловеческом смысле.
           В анналах мировой истории хранится множество примеров предательства людей друг друга. К примеру, предательство Христа Иудой Искариотом, предательство  Юлия Цезаря Брутом, предательство, в результате которого погибли 300 спартанцев во главе со своим царем Леонидом, предательство Степана Разина и Емельяна Пугачева своими соратниками, предательство Мазепы, предательство Азефа своих товарищей по партии, предательство генерала Власова, список можно продолжать бесконечно.
          В апреле 2009 года на канале ТВ-Центр стартовал проект  из 16 серий под названием « И ты Брут!? Всемирная история предательств»  В основу этого проекта положены уникальные исторические факты из жизни таких знаменитостей, как князь Андрей Курбский, генерал Анри Филипп Петен, оперная дива Мария Каллас, миллиардер Аристотель Онассис, священник Иосиф бен Маттафий, политический деятель Вячеслав Молотов, римский император Клавдий, император Наполеон, король Англии Генрих VIII..,всего сорок восемь исторических персонажей.
          Судя по информации, создатели цикла реконструируют исторические события с 1 века н. э. до наших дней, в ходе которых люди, чьи имена вошли в мировую историю, делали свой выбор. В фильме нет однозначного осуждения тех, кого история или народная молва причисляет к предателям, и нет стенания над теми, кого принято считать жертвами. Это попытка максимально объективно воссоздать историческую реальность, обстоятельства и подоплеку происходившего. Проект рассказывает о том, как предавали друг друга самые близкие люди: супруги и любовники, отцы и дети, братья и сестры. В рамках проекта,  зрители узнают  подробности самых вероломных предательств друзей, соратников и отечества.
           В докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, являющегося Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском юбилейном соборе (16-19 августа 2002 года) говорится: « Гонения на русскую Православную Церковь начались с 1917 года и приняли массовый ожесточенный характер уже в 1918 году.  Своего апогея они достигли в 1837-38 годах. По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей из них расстреляно 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно 21500».
            Если предположить что, за каждым арестом священнослужителя мог стоять донос, какого-либо сознательного гражданина, то количество предателей будет огромно. Мрачный юмор о том, что в Советском Союзе в период репрессий половина граждан сидела в тюрьме, а другая половина охраняла, не так уж далек от истины. Количество предателей может значительно вырасти, если принять во внимание изречение Конфуция, который считал предательством посылать в бой необученные войска. Тогда многие именитые полководцы могут лишиться своего ореола. Период репрессий это особая тема для изучения и осмысливания. Предательство во время войны также имеет свои особенности. Знаменитый приказ № 227от 28 июля 1942 года названный «Ни шагу назад» фактически сделал предателями десятки тысяч попавших в плен красноармейцев в годы Великой Отечественной войны.
             Известный украинский историк Кульчицкий С.В. с сомнением относится к работам Солонина М.С., утверждающего по, его мнению, то, что причиной военного поражения Красной Армии в начальный период войны было массовое предательство украинцев. Называлась даже конкретная цифра около 7 миллионов. Мы не беремся ни оспаривать, ни принимать эти данные на веру, пусть это будет на совести авторов. Наша задача изучить оценить историю  возникновения такого явления, как предательство в разные периоды существования  человечества.
            Еще более масштабным по своим последствиям является предательство одной страны, или ряда стран интересов другой страны. В 1938 году Чехия, имевшая почти миллионную армию, была предана своими союзниками и сдалась без боя на милость победителя. В отечественной истории этот факт носит название «Мюнхенский сговор». Вероломное нападение Германии на Советский Союз можно расценивать так же  как предательство, тем более если вспомнить то, что мы помогали немцам готовить командные кадры до и последнего момента отправляли в Германию вагоны с продовольствием. Более свежий пример касается расчленения Югославии и отторжение от Сербии ее земель.
          Истоки этой трагедии  кроются в недальновидных действиях  Иосифа Броз Тито тогдашнего руководителя Югославии, которому были заплачены Западом огромные деньги даже по современным меркам  за неучастие этой страны в каких - либо блоках, особенно на стороне Советского Союза. Массовое выделение земель в Косове для проживания албанцев,  принимавших участие в освободительной борьбе против фашистов, многие специалисты считают этнологической бомбой. Произошло то, что албанцы не стали гражданами своей новой родины, а сохранили связи со своим отечеством, став таким образом «пятой колонной» в Сербии. Идея великой Албании прочно овладела их умами. А так как репродуктивные способности албанцев оказались гораздо выше сербов, то через некоторое время   албанцев с учетом рождающихся, а также приезжающих из Албании родственников стало значительное количество, что позволило им требовать при помощи западных стран признание своей независимости.
             Налицо предательство интересов граждан Сербии, в котором  приняло участие большое количество человек, и не только в самой Сербии, а далеко за ее пределами, в других странах и даже других континентах. Правда, эти люди не считают себя предателями, ибо предательство чужих интересов в угоду своим, предательством не назовешь, это уже политика. А в политике,  все дозволено, там нет нравственных критериев и оценочных индикаторов, главный принцип политическая необходимость или целесообразность. Девиз иезуитского ордена «цель оправдывает средства» сегодня также актуален, как и сто лет назад.
            Почему люди предают друг друга? На этот вопрос существует множество ответов, но, ни один из них не будет полным и исчерпывающим. Многое,  во внутренней  структуре предательства на рациональном уровне  можно оценить и измерить,  опираясь на логику. А если это  иррациональный уровень, который не оценивается   с помощью формальной логики, или не оценивается вообще. Например, культ сверхчеловека. В философских рассуждениях Ф. Нитше о «праве сильного» мы найдем оправдание практически любого поступка сверхчеловека, даже если этот поступок является преступлением. Сверхчеловек выше закона, он неподсуден. В его понимании украсть, отобрать, предать, убить не имеют нравственной оценки, он все берет себе, или поступает как ему вздумается по единственному праву – «по праву сильного».  Раскольникова, литературного героя известного романа Ф.Достоевского тоже мучил вопрос, кто он, тварь дрожащая, или право имеет. Убив старуху, получив заслуженное наказание, Ф. Раскольников не раскаялся в своем преступлении. Он доказал себе, что он право имеет. Но, его внутренняя самооценка не имеет ничего общего с оценкой его преступления со стороны окружающих  людей, которые осудили его, как убийцу.   
        А теперь зададим следующий вопрос: существует ли у человека внутренняя потребностью в предательстве? Вероятно, существует. В книге  В.Востокова и О. Шмелева «Ошибка резидента» есть такой персонаж, как некто Казин. Роль этого предателя именуемого «Кокой» весьма убедительно играет выдающийся актер Ростислав Плятт.  Судя по тексту книги, у этого персонажа была патологическая потребность предавать. Не менее колоритный персонаж фильма «Семнадцать мгновений весны» профессиональный провокатор Клаус, для которого доставляло истинное наслаждение отправлять людей на смерть. В исполнении Льва Дурова Клаус просто эталон иуды.  В фильме есть один эпизод, когда штандартерфюрер Штирлиц спрашивает Клауса о том, что, не жалко ли ему людей, которых он предает?  Тот отвечает, что не жалко. И действительно, для предателя такого психологического типа  важен процесс вовлечения потенциальной жертвы в провокационную полемику, с целью выявления противников существующего режима. Он выполняет задание, прекрасно вживаясь в образ борца с режимом, вызывает доверие и сочувствие у окружающих его людей. Они не распознают провокатора и обречены на гибель. Даже пастор Шлаг, как знаток человеческих душ не может определить предателя, настолько тот искусно притворяется.
      Еще в одном художественном произведении, которое нельзя обойти вниманием, и в котором описаны муки людей совершивших предательство.  Это «Божественная комедия» Данте Алигьери. Вот как описывает он девятый круг Ада, где томятся предатели. «…Первый по счету вал примыкает к круговой стене. В центре сияет глубина широкого и темного колодца, на дне которого лежит последний девятый круг Ада. От подножья каменных высот, то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни  пересекая рвы и валы, причём над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.
           В первом рву находятся сводники и обольстители. Во втором - льстецы. В третьем - святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями. Четвертый ров предназначен для прорицателей, гадателей, звездочетов, колдуний. В пятом – мздоимцы, взяточники. Шестой ров - для лицемеров. Седьмой - для воров. В восьмом -лукавые советчики. В девятом –зачинщики раздора. В десятом рву- алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики.
9-й круг. Обманувшие доверившихся.Ледяное озеро Коцит.
Пояс Каина. Предатели родных; Пояс Антенора. Предатели родины и единомышленников; Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников; Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.
         Посередине, в центре, вмерзший в льдину Люцифер терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного Иуду, Брута и Кассия..». 
        Почему Данте в качестве эталона предательства выбрал Иуду вполне понятно. Но почему Брута и Кассия, понятно не совсем. Скорее всего, просто, под рукой не было более яркого примера предательства со стороны близких людей. Ведь Кассий возглавил заговор против Гая Юлия Цезаря, а Брут примкнул к нему. В античную эпоху это были знаковые фигуры.   
     Практически в каждой исторической эпохе были свои герои и антигерои, которые оставили след своими деяниями. Какими были эти деяния это уже вопрос оценки, которую мы не вправе высказывать, боясь субъективности восприятия явления, которое мы описываем в нашей книге.

1.1.Лингвистические особенности и область применения таких слов, как измена и предательство. 
        Измена, как поступок, или действие родилась вместе людьми. Первые люди на земле Адам и Ева были изгнаны из рая за свой грех, который может расцениваться, как измена Богу.       
Убийство Авеля Каином – можно считать изменой своему  роду, крови, брату. Измена, предательство, подлость – понятия родственные. Супружеская измена - одна из разновидностей, имеющая много особенностей, к которым, в дальнейшем мы еще вернемся.
         В толковом словаре Ушакова указывается на три ипостаси измены: измена убеждениям, супружеская измена, государственная измена. В современном толковом словаре русского языка Ефремовой под изменой подразумевается предательство, вероломство, нарушение верности в супружестве. Под вторым значением  подразумевается отказ от прежних взглядов, привычек и т.п.
         В популярном глобальном интернет- проекте интерактивной энциклопедии именуемой википедией под изменой понимается  нарушение верности кому, или чему либо. Измена бывает государственной или изменой Родине, которая  юридически является преступлением против государства, Или супружеской (прелюбодеяние, адюльтер) не всегда уголовно или административно наказуемое. Хотя в некоторых  мусульманских странах за прелюбодеяние смертной казни может быть подвергнуты, как женщина, так и мужчина.
          В толковом словаре живого великорусского языка Даля описывается весь спектр значений глагола изменять. Например, изменить, что: заменить, переменить, давать одну вещь вместо другой, переиначивать, переделывать, давать другой вид; - кому: нарушать верность, откидываться от кого, покидать, переходить к противнику. Измени на себе платье, одень другое. Собачьего нрава не изменишь. Жених изменил ей, сватается на другой. Союзники изменили, передались неприятелю. Зима изменит, обманет, настанет оттепель. Силы под старость изменяют; изменять себе; изменить волей или неволей. Отдать, что: на измен чего: на перемену; на вымен (измена, неверность, предательство, отметательство, коварный переход, присоединение к противнику).
            Изменничество- измена, поступок, как действие и как свойство изменника. Изменничать: быть изменником, или предаваться измене.
           Лицо, совершившее измену, имеет множество названий: отступник; предатель; иуда; веролом; клятвопреступник; дезертир; перебежчик; переметчик; вероотступник; отщепенец. В латинском языке существует слово renegatus( в переводе renege- отрекаюсь)  которым называется  человек изменивший своим убеждениям и перешедший  в лагерь противника.
           В Энциклопедическом словаре  Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона указывается на то, что измена— (haute trahiso, Ladesverrath) составляет государственное преступление, направленное против внешней безопасности и целости государства и рассматривается только в этом значении.
          В современном юридическом понятии под государственной изменой понимается – преступление, заключающееся в деянии, сознательно направленном против интересов государства, гражданином которого является преступник. В частности, к измене относится: переход на сторону врага во время войны, выдача вероятному противнику в мирное время государственной тайны, сепаратные переговоры с противником против воли правительства и пр.
        Таким образом, слово измена в прямом смысле, если не принимать во внимание все ее значения в различных словосочетаниях приведенные в словаре Даля, имеет три основных значения: измена убеждениям, супружеская измена и государственная измена.
         Необходимо  отметить, что понятие  государственная измена развилось из средневекового правового понятия – оскорбление особы суверена (фр.Lese majeste), а если углубиться в историю, то в свою очередь, это понятие было определено в Римском праве, как оскорбление величества (laesae majestatis) и включало все государственные преступления. В юридических терминах той эпохи отсутствовало понятие национальный суверенитет, и термин измена понималась, как измена своему верховному сюзерену. 
         Государственную измену следует отличать от нарушения союзных обязательств (например, во время войны) поскольку в случае измены виновный является субъектом права соответствующего государства, а в случае нарушения союзных обязательств  не является.
         В средневековой Англии под государственную измену (анг.high treason) подводилось любое нарушение особых указов короля. В современной Великобритании Закон о государственной измене действует в редакции 1848 года и касается, прежде всего, покушений на особ царствующей фамилии и шпионажа в пользу иностранных держав. Мера наказания по этому закону – смертная казнь через повешение, замененная в 1998 году пожизненным заключением. Однако, за последние 100 лет случаев вынесения приговоров по обвинениям в государственной измене очень немного. Так, к примеру, в 1916 году за государственную измену по приговору суда был повешен участник ирландской «пасхальной революции» Роджер Кейсмент. После окончания Второй мировой войны несколько приговоров было вынесено английским коллаборационистам, сотрудничавшим с нацистской Германией. В частности, в 1945 году был казнен Джон Эмери, офицер так называемого «Британского добровольческого корпуса СС», сформированного немцами из английских военнопленных. В 1946  году за шпионаж в пользу Германии был казнен Норман Бэйли-Стюарт,  Одним из последних, кто был осужден за покушение на особу царствующей фамилии  16-летний Маркус  Сарджент, стрелявший холостыми патронами в сторону Елизаветы II  во время парада 13 июня 1981 года.
        Государственной изменой Соединенным Штатам считается только ведение войны против них, или присоединение к их врагам, и оказание им помощи, и содействия. Конгресс имеет право устанавливать наказания за государственную измену, но признание виновным в измене не влечет лишение всех прав и состояния, либо конфискации имущества иначе, как при жизни виновного лица. С 1952 года в США не было ни одного приговора за государственную измену.
              В Советском Союзе «измена Родине» традиционно понималась как шпионаж в пользу иностранных держав. В советском законодательстве измена трактовалась, как «измена делу рабоче-крестьянской революции», затем, как «измена Родине». Эта формулировка сохранилась в УК союзных  республик вплоть до распада СССР
            В сталинские времена инакомыслие и любая критика могла быть квалифицирована, как «измена Родине». Зато во времена Брежнева критиков и диссидентов судили уже не за «государственную измену», а за антисоветскую агитацию и пропаганду» и за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». В этом смысле инакомыслие перестало считаться государственной изменой.
           До 1960 года» измена Родине» составляла содержание статьи 58-1а Особенной части Уголовного Кодекса СССР, введённой в действие постановлением ЦИК СССР 8 июня 1934 года.
          «Измена Родине», то есть действия, совершённые гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелёт за границу, караются высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества»
             Понятие Родины здесь синонимично государству, так как за измену Родине были осуждены (в частности, при Сталине) многие люди, родившиеся вне Российской империи либо СССР в тогдашних границах.
В Уголовном кодексе РСФСР от1960 года, «Измена Родине» выделена в отдельную 64-ю статью, разграничивающую её от шпионажа, совершённого не гражданином СССР:
«Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершённое гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества»
              Подобной практики разграничения ответственности в зависимости от гражданства лица, совершившего преступление, придерживается и ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации: В  статье 275 УК РФ говорится: государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершённая гражданином Российской Федерации, -наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового.
Примечание: Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьёй, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
         Необходимо отметить, что за  «государственную измену» были осуждены в 1945—1946годах многие люди по всей Европе (включая руководителей государств и правительств), запятнавших себя коллаборационизмом в годы Второй Мировой войны. Правительства, возглавлявшиеся осуждёнными изменниками (например, режим Виши) тем самым считались противоправными и от начала до конца нелегитимными.
          Из глубины веков до нашего времени дошли имена предателей -государственных деятелей, и людей оставивших в мировой истории следы своего преступления:   Антенор — троянец, стремившийся к миру с греками, чтобы не нарушить клятвы: примирение без ложной гордости ради соблюдения закона. Алкивиад афинский политический деятель и полководец, воспитатель Перикла и ученик Сократа, объявленный на родине предателем. Эфиальт, грек указавший персам проход вокруг  Фермопил,  Демарат царь Спарты, ставший одним из персидских сатрапов, Кассий и Брут предавшие Гая Юлия Цезаря, Тарпея – предательница римского народа, открывшая ворота города сабинянам, поскольку их предводитель пообещал отдать ей то, что его воины носят на левой руке. Корыстолюбивая Тарпея решила, что речь идет о браслетах и кольцах, но на руках у воинов оказались бронзовые щиты, которыми они забросали предательницу.
          В средние века этот список пополнился такими фамилиями, как Томас Кромвель, канцлер при Генрихе VIII, который был казнен в 1540 году. Яков Гессельс был казнен в 1578 году за пособничество испанским оккупантам. Мария Стюарт, королева Шотландии, казнена по обвинению в заговоре с целью убийства Елизаветы I в 1587 году. Карл I король Англии казнен как тиран, изменник и враг отечества  в 1649 году. Король Франции Людовик ХVI,  (январь) а затем и королева Мария Антуанетта (октябрь) казнены в 1793 году по обвинению в государственной измене.
            В истории новейшего времени  количество именитых людей осужденных за государственную измену значительно возросло, среди них: Л. Г. Корнилов (1870—1918) обвинён А. Ф. Керенским в государственной измене, но не осуждён. Гитлер, Адольф — осуждён на 5 лет в 1923 году. («Пивной путч»). Кингисепп, Виктор Эдуардович — большевик из Эстонии. Ринтелен, Антон — австрийский политик, ставленник нацистов, неудачно пытавшийся прийти к власти в 1934 г., осуждён за измену в 1935 году. Куусинен, Отто Вильгельмович — глава просоветского правительства «Финляндской демократической республики». Квислинг Видкун - глава марионеточного правительства Норвегии (имя стало нарицательным). Генерал Власов Андрей Андреевич — глава РОА, повешен в1946 году. Мюссерт, Антон Адриан — «вождь» Нидерландов в годы нацистской оккупации. Бос, Субхас Чандра— руководитель индийского сопротивления, действовавший на стороне Гитлера, затем Японии. Джойс, Уильям или «Лорд Гав-Гав» — немецкий пропагандист американо-британского происхождения. Подсудимые московских процессов 1936—1938 гг. — руководители партии и правительства (Зиновьев, Григорий Евсеевич, Радек, Карл Бернгардович, Бухарин, Николай Иванович, Рыков, Алексей Иванович), руководители спецслужб СССР (Ягода, Генрих Григорьевич, Ежов, Николай Иванович, Берия, Лаврентий Павлович, Абакумов, Виктор Семёнович). Ван Цзинвей – глава прояпонского правительства в Китае. Пу И – император марионеточного государства Мачжоу-Го. Лещенко Петр Константинович – популярный певец. Горбачёв, Михаил Сергеевич — президент СССР, уголовное дело по статье 64 Уголовного Кодекса РСФСР (измена Родине) возбуждено 4 ноября 1991 г. начальником управления по надзору за исполнением законов о государственной безопасности Прокуратуры Союза ССР, старшим помощником главного прокурора СССР Виктором Ивановичем Илюхиным.
               В различных странах мира по-разному относятся к вопросу, следует ли считать «государственной изменой» действия против конституционного строя, или правящего режима, если они не были связаны с участием в боевых действиях на стороне враждебных государств. В 1946 году У. Джойс, который служил в рейхминистерстве пропаганды фашисткой Германии и вел ежедневные передачи на английском языке из Гамбурга, был обвинен в «устной и публичной поддержке противника» и повешен, хотя он  не был подданным Великобритании. Генеральный прокурор этой страны лорд Голдсмит именно данный прецедент и указанную выше формулировку предлагает применить в качестве обвинения мусульманским проповедникам, оправдывающим терроризм. У лорда Голдсмита много противников, но так, же много, и последователей. Не исключено, что в ряде стран Европы и даже в США понятие «государственной измены» будет трактоваться более широко, чем в настоящее время.
           А теперь рассмотрим такие понятия, как предательство, предатель, предавать и т.п.
            Как уже было отмечено, несмотря на то, что  измена и предательство слова родственные, у них есть и некоторые различия. Под предательством понимается  нарушение клятвы верности или долга чему либо. Предательство осуждается повсеместно, но в христианском мире является особо тяжким грехом, Предательством обычно  называют, прежде всего «государственную измену», а также нередко супружескую измену, «апостасию» и оставление друга в беде. В христианской культуре символом предательства является Иуда Искариот, предавший Христа.
        Слово «апостасия» (греч. ;;;;;;;;; — отступничество) — термин, используемый для обозначения религиозного отступничества. Отступничество представляет собой добровольный отказ верующего от своей религии либо отказ клирика от своих обязанностей. В греческом тексте Ветхого Завета (Септуагинта) слово «апостасия» встречается в значении отступничества от Бога. Второе значение этого слова – это православное учение о неизбежности постепенного ухудшения состояния мира вследствие отступления человечества от Христа и христианских начал жизни.
           В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля, на который мы уже ссылались,  глагол «предавать» имеет следующие значения: предать что, передать в значении завещать, передать потомству, обычаем или законом. Живем, как предали нам отцы и деды. Заповеди преданы нам чрез Моисея. Передать что; из рук в руки; предавать на произвол. Вручать или отдавать с покорностью со смирением. Предаю живот в руки твои! Вся своя и себе Господу предадим. Сам Господь предал себя на жертву за нас. Предавая себя на суд и волю вашу, покоряюсь вашему решенью.  Предать что, кого, чему; предоставить, подвергнуть; предать город огню и мечу; разграбить, избить, сожечь. Предать труп земле. Книга предана тиснению. Предать дело забвению. Предать кого: казни, смерти. Предать виновных суду. Предать проклятию. Предать богу дух и душу, умереть, кого: изменить кому; обмануть лукаво, либо покинуть в беде, отступиться, или изменнически выдать неприятелю, продать, быть предателем. С ним не дружись: предаст! Вожак завел отряд и предал неприятелю. Он предал меня, предал тайну мою врагу. Предаваться разгулу, предаваться карточной игре. Она предалась ему любовью, отдалась, доверилась. Виновные предадутся суду, будут преданы.
         Таким образом, В.И. Далем в своем лингвистическом труде наиболее полно представлены,  различные варианты толкования смысла глаголов «изменять» и «предавать»
        Слово предатель в русском языке имеет два значения – в первом значении –это человек предавший кого-нибудь, нарушивший верность, вероломно изменивший кому –чему -нибудь. Во втором значении, как разгласитель какого-нибудь секрета, тайны. Значение слова на итальянском –traditore, на английском – traitor, на французском – traitre, на немецком – Verrater, на испанском –traidor идентично русскому предатель.
           Теперь, когда мы имеем достаточно полное понятийное описание  слова «измена» и слова «предательство» можно  провести их сравнительный анализ. Как ранее указывалось, слово «измена» имеет три основных значения: 1. измена убеждениям; 2.супружеская измена;  3.государственная измена. Слово «предательство» имеет четыре значения. 1. государственная измена; 2.супружеская измена, 3.«апостасия»-вероотступничество;4. оставление друга в беде.
                Два значения у родственных слов «измена» и «предательство» совпадают. Третье значение «измена убеждениям» и «апостасия» имеют некоторое отличие. Ибо в первом случае речь идет об обычных убеждениях, а во втором случае об религиозных. Не случайно, чтобы различать понятия используется специальный термин «апостасия», который в переводе с греческого языка означает вероотступничество, то есть отступление от веры, иного толкования значения этого слова не может быть. Что касается четвертого значения слова предательства - оставление друга в беде. То в  слове «измена» значение этого варианта не присутствует.
              Таким образом, подводя краткий итог нашему, небольшому исследованию следует сделать вывод: Негативная энергетика, эмоциональная окраска слова «предательство» более ярко выражена, чем у слова «измена». Как мы уже указывали, предательство в христианском мире считается тягчайшим грехом, из-за поступка Иуды Искариота, обрекшего сына божьего Христа на страшные мучения. Человечество не простило предателя. Не зря имя Иуды стало нарицательным.  И отношение к предателям в разных странах  в любые времена было негативным.  Предательство по своей сути более порочно и страшно. На биоинформационном уровне оно несет в себе заряд огромной силы, оказывающий разрушающее воздействие на внутреннюю структуру любого человека, в том числе и на самого предателя. Участь Иуды - наглядный пример тем, кто задумал предать и тем, кто уже предал.
  1.2. Сущность предательства, как социального явления.
                В толковом словаре Ушакова под сущностью понимается внутренне содержание, свойства кого -чего, открываемые, познаваемые в явлениях. В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона под сущностью подразумевается постоянное основное свойство вещи, без которого она не мыслима. С позиции общественных наук  сущность - это  внутренне содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия. Слово явление, философская категория, отражающая внешние свойства и отношения предмета; форма обнаружения (выражения) сущности предмета. Категория явление  неразрывно связана с категорией сущности. 
            Анализ внутренней структуры предательства, как действия, или как поступка, а равно бездействия позволяет выделить следующие основные элементы:1. -субъектом предательства всегда является человек, ибо только он может предавать, а вот объектом предательства может быть и кто, и что, то есть другой человек, идеалы, родина, вера и т.п. Субъект предательства, коль он человек, представляет собой личность. В определении К. Леонтьева личность - это совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных  деятельностях. Рубинштейн вкладывает свой смысл в понятие личность, которая является, по его мнению, общественным индивидуумом, субъектом и объектом социальных отношений и исторического процесса, проявляющей себя в общении, деятельности и поведении.  По Ганзену и И.С. Кону  понятие личности означает человеческого индивида, как члена общества.  Б.Г. Ананьев считает личность субъект общественного поведения и коммуникации. В понимании А.В. Петровского личность – человек, как общественный индивидуум/, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
               Личность, как биологическая система имеет достаточно сложное внутренне строение. Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
• темперамента (структуры природных свойств),
• направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
• способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества). Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). 1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
             Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.
            Основой любой личности является темперамент. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов. Он так же не является показателем ценности, или малой ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера, или способностями.
          Существует большое количество определений, что такое личность и что входит в ее внутреннюю структуру. Мы сознательно ограничили круг рассматриваемых дефиниций, и в дальнейшем будем опираться на определение понятия личности, ее структуры, предложенное Б.Г. Ананьевым.
          Второй наиболее значимый элемент определяет механизм осуществления предательства. Это может  быть конкретный поступок или действие, а также бездействие.  К примеру, в битве за Северный Кавказ, во  время Великой Отечественной войны, на территорию непосредственного ведения боевых действий фашистами было заброшено около 400 диверсионных групп, и ни одна из них не была выдана местными жителями, органам государственной безопасности. Правовой нигилизм  жителей в данной ситуации можно расценивать, по законам военного времени, как пособничество врагу, то есть, как  измену родине, со всеми вытекающими последствиями. В большинстве случаев  измена родины  связана с передачей сведений, составляющих военную и государственную тайну, явному, или потенциальному противнику.   
        Третий элемент характеризует уровень взаимодействия внешних и ситуационных факторов с мотивационными и адаптационными механизмами внутренней структуры личности, как субъекта предательства.  Данный элемент следует понимать в такой интерпретации: окружающая среда обитания по своему, воздействует на человека, заставляя его или приспосабливаться, или погибать. В тоталитарном обществе невозможно остаться в стороне, быть сторонним наблюдателем. Печально известный девиз: «кто не с нами, тот против нас» которым руководствуется государство в таком обществе, по отношению к своим гражданам,  не дает вольнодумцам ни малейшего шанса. 
    Четвертый элемент характеризует субъект – объектные отношения, где объект является  мотивационным поводом, провоцирующим субъект на неадекватные действия. Необходимо пояснить, что в системе субъект – объектных отношений помимо данных элементов существует коммуникационное взаимодействие элементов с  их прямой и обратной связью. Остальные элементы выходят за рамки такой схемы и поэтому не рассматриваются. В нашем случае следует учитывать о  системе внешнего воздействия, которая имеет свои цели и задачи. Например, при определении факта «государственной измены» со стороны индивида внешняя структура в лице органов дознания, следствия, судопроизводства определяет степень вины, выносит приговор и приводит его в исполнение. В иных случаях, как то: «супружеская измена», «апостасия», «оставление друга в беде» внешняя система проявляет себя достаточно пассивно, или не проявляется вообще. Например, во время войны в Афганистане, некоторые военнослужащие, попавшие в плен, чтобы спастись принимали ислам. По приезду домой, те, кому удалось вернуться, не стремились рассказать о том, что с ними произошло. Одни отказывались от принятой религии уже на родной земле, другие, приняв новую религию стали ее проповедниками. В 1995 году на экранах отечественного кинематографа был показан фильм Владимира Хотиненко  « Мусульманин» о судьбе советского солдата, вернувшегося домой после семилетнего плена у моджахедов. Родные и близкие, узнав о том, что их родной человек изменил вере, отвернулись от него. Судьба героя оказалась трагичной, вернувшись домой, он стал изгоем.
         Другая судьба отнюдь не экранного героя – это судьба российского солдата Евгения Родионова, который в ноябре 1995 году попал в плен к чеченским боевикам. За отказ снять нательный крест и принять ислам, Евгений был подвергнут нечеловеческим пыткам и распят на кресте. Русская Православная Церковь причислила Евгения Родионова к лику «мучеником за веру».
          Два случая, внешне похожих по сценарию друг на друга, но с разным финалом, в котором светские власти в лице государственных органов не берут на себя ответственность давать правовую оценку поступкам людей в аналогичных ситуациях. В подобных  случаях церковь принимает решение, по конкретным  фактам совершения «апостасии», то есть вероотступничества.   
                Продолжение следует...


Рецензии