Старик

Алексей учился в школе с удовольствием. Схватывал на лету, добросовестно выполнял домашние задания, не обращаясь за помощью к родителям. Любил читать художественную литературу, особенно Хемингуэя, чей портрет висел в комнате у родителей. Вот только со школой ему не повезло. Старенькое здание в частном секторе, и учителя, которым не удалось устроиться на работу в престижные школы. Девчонки были нормальными, неплохо учились и думали о дальнейшей учёбе. А вот большинство мальчишек были одурманены блатной романтикой: матерились как сапожники, играли в карты на деньги, кто-то уже освоил курение конопли. Споры зачастую заканчивались дракой, как последним аргументом правоты.

Алексей был белой вороной. Красивый парень с умными и добрыми глазами, воспитанный и добрый. Он не бегал за школу на переменах, а любил общаться со школьной библиотекаршей. Она рекомендовала ему книги, которые он брал домой, а потом делился впечатлением и получал новые. Естественно, что сочинения Алексея всегда зачитывали перед классами, как эталонные. Местный «бомонд» его презирал, но терпел, поскольку Алексей всегда позволял списывать домашние задания. Зато на контрольных Алексей был глух и нем. Он не был выскочкой, но выполнив задание, не извещал об этом учителя, а всё тщательно перепроверял. Заметив это, у него просили списать, но безрезультатно. С Алексеем проводили воспитательные беседы, что он «не пацан» и т.п., но в ответ слышали: «В школе надо учиться, эти знания пригодятся вам в жизни». «Бомонд» ржал, и свысока смотрел на этого «маменькиного сынка».

Когда мальчишки решили коллективно прогулять урок, то Алексей отказался. За это его решили побить.  После уроков его затащили за школу, и самый отчаянный (с его слов) вызвался покарать «эту промокашку». Алексей стоял и безропотно ожидал своей участи. Драться он не умел, и думал о том, что если ему разобьют нос, то пойдёт кровь и испачкает белую рубашку. Мама это увидит и расстроится, а потом родители придут в школу, и его заставят рассказать, кто его избил. И Алексея начнут называть козлом, с последующим набором мелких пакостей: порванных тетрадей; написанных шариковой авторучкой матерных слов на учебнике, который летом надо будет сдавать в библиотеку; и т.п.

Не зря Алексей много читал, и когда получил удар в грудную клетку, то схватился за сердце и прошептал: «Ой, сердце. Ребята, помогите мне дойти до дома, там у меня таблетки». Присутствующие перепугались и повели Алексея домой под руки. Постепенно толпа рассасывалась, под весомым аргументом: «За групповое больше дают». А «отчаянный» вёл его в одиночку, периодически приговаривая: «Как сердце? Ты держись». А мысленно наверняка прикидывал: сколько ему дадут и по какой статье, если что.

После этого случая, «бомонд» обходил Алексея стороной. Заденешь такого, а потом мотай срок на малолетке. А Алексей был доволен - так ловко обвести этих неучей! Ведь когда с сердцем плохо, то лицо бледнеет, откуда им знать.

Однажды учительница литературы поручила старшим классам прочитать повесть Хемингуэя «Старик и море», а потом совместно обсудить это произведение. «Бомонд» не стал читать и приготовился слушать. Обсуждение устроили после уроков, собрав оба класса в одном помещении. Это было ошибкой, поскольку и Хемингуэй, и старик, и море «бомонду» были не интересны, и чтобы сократить время обсуждения, выступление каждого оратора захлопывались бурными и продолжительными аплодисментами. Девочки после этого обижались, и отказывалась продолжать выступление.

Учительница видимо поняла, что надо было собрать только желающих, и с презрением посмотрела на «бомонд». В этот момент Алексей попросил слово. Ему было что сказать, ведь каждое произведение Хемингуэя он не просто прочитывал, а ещё и обсуждал с родителями. Алексея никто не перебивал,  его рассказ о противостоянии старика и акул завораживал. «Несмотря на то, что старик вернулся со скелетом улова, его можно считать победителем!» - закончил выступление Алексей.

В классе воцарилась тишина, учительница блаженно улыбалась и витала в астрале. Девчонки с интересом рассматривали Алексея. А в глазах «бомонда» читалось: «Может по домам?» Но тишину неожиданно нарушил Пашка Мартынов. Природа наградила его щуплым телосложением и маленьким ростом, да ещё он был рыжим. Этот набор сформировал его скверный характер, из-за которого Пашка постоянно хотел самоутвердиться.

- А я не понял, почему старик победил? Ведь с рыбалки он вернулся без рыбы? – прогундосил Пашка.
- Алексей, вопрос задан тебе, ответь на него, - радостно промурлыкала учительница.
- Хорошо, - сказал Алексей, - Павел, старик победил свой страх, проявил волю, и до последнего бился с акулами. В этом и заключается его победа.
- А старик на рыбалку поплыл или акул мочить?
- На рыбалку,- ответил Алексей.
- Что это за рыбалка? Надо было мелочь наловить и пожрать, - усмехнулся Пашка.
- Старик ловил рыбу на продажу, но акулы помешали. А скелет – это свидетель и символ победы! – ответил Алексей с пафосом.
- А зачем он бился с акулами? При таком раскладе надо было сматывать удочки и домой, - сказал Пашка тоном эксперта.
- Павел, ты не прав, наши деды не бежали при появлении фашистских танков, - ответил Алексей с назиданием.
- А если нечем подбить танк, то какой прок ждать когда он тебя раздавит? – искренне удивился Пашка.
- Анна Сергеевна, я не могу общаться на равных с этим потенциальным предателем! – выдал Алексей, у которого закончились аргументы в споре.
- А чё это я предатель? – возмутился Пашка, - ты после уроков домой не уходи, а зайди за школу, побазарим чуток.
- Ребята – брейк! – вмешалась учительница. Алексей, Павел хочет понять, почему старик оказался победителем, а ты перевёл спор в военную плоскость. Я бы на твоём месте ответила так: «На месте старика, я бы поступил аналогично!»
 
На этом мероприятие закончилось, почти все разошлись по домам, и только Пашка и Алексей остались. Пашка караулил Алексея у входа в школу, а тот пил чай с карамельками в учительской, пока учительница проверяла тетрадки. Алексей сам напросился, понимая, что сердитый Пашка побьёт его, а трюк с больным сердцем не пройдёт. Об этом догадывалась и учительница, которая проводила Алексея до дома. Пашка шёл следом, и показывал кулак всякий раз, когда Алексей оборачивался.

На следующий день меня отправили дежурить в раздевалке. Тогда такое практиковалось, чтобы не держать весь день оплачиваемого работника. Состав дежурных: два парня и одна девушка. Парни гоняли желающих полазить по чужим карманам, а девушка надзирала за ними. И жаловалась, если была нужда. В таком дежурстве главное, чтобы девушка попалась общительная, а не любительница читать учебники. Мне повезло, девушку назначили симпатичную, с озорным взглядом, из девятого класса. Мы начали ворковать, как в раздевалку вошёл Алексей. Он молча достал из портфеля учебник и принялся читать.

Девушка сразу вспомнила о девичьей чести и пересела подальше от меня. Поймав мой удивлённый взгляд, она молча кивнула на Алексея, а на её лице появилась брезгливая гримаса. Я всё понял и обратился к Алексею:

- Лёха, ты бы сходил в библиотеку, а мы тут за тебя подежурим.
- Я и здесь читать могу, - ответил Алексей.
- Пашку боишься встретить? – усмехнулся я.
- Я не привык решать споры при помощи кулаков, - ответил Алексей, не отрываясь от учебника.
- А зря, добро должно быть с кулаками. Ты крупный, зажал бы Пашку в угол, перекрыл ему кислород, и прошептал бы сквозь зубы: «Я тебя сейчас придушу, и мне ничего не будет. У меня справка есть. Я псих!» - сказал я тоном серийного убийцы.
-  А как это перекрыть кислород? – заинтересовался Алексей, отложив учебник.
- Если покажу – уйдёшь?
- Да.
- Пошли в угол, там удобнее.

В углу я показал как перекрыть кислород и добавил: «Главное, убери свои яйца в сторону, чтобы Пашка тебе коленом не заехал, а то сам кислород будешь глотать».

Едва Алексей поблагодарил за урок и начал убирать учебник в портфель, как в раздевалку вошёл Пашка.

- Лёха, пошли за школу, я буду танком, а ты – героем, - прогундосил Пашка со зловещей улыбкой.
- Никуда я не пойду, пойдём в угол, - ответил Алексей дрожащим голосом.
- Пойдём, я тебя и там отаварю! – усмехнулся Пашка.

В раздевалке был единственный угол, прикрытый от дежурных рядом вешалок. Пашка пошёл первым, Алексей за ним. Что там происходило - я не видел, но после возни послышался истеричный выкрик Алексея: «Я тебя сейчас придушу, рыжий дурак, и меня не накажут. Я дурак! У меня справка есть!» Потом послышалось сипение. Я бросился в угол и замер от увиденного. Алексей схватил Пашку за горло и приподнял. Пашкины ноги болтались в воздухе, а руками он пытался разжать пальцы Алексея на своём горле. Пашкино лицо уже покраснело, и мне с большим трудом удалось оттащить Алексея. Пашка, жадно глотая воздух, убежал из раздевалки.

- Лёха, ты чего разошёлся? – крикнул я, - а если бы он задохнулся?
- Я победил! – бормотал Алексей, - я старик! Можно я уйду домой, мне надо успокоиться.
- Иди.
- Спасибо! – ответил Алексей и заплакал.

Когда Алексей оделся и ушёл домой, девушка обратилась ко мне:

- А давай всем скажем, что Лёха показывал нам справку из дурдома.
- Зачем? – удивился я.
- Чтобы от него отстали.
- Пусть лучше в секцию бокса запишется.
- Он умный, ему голову надо беречь. Так ты согласен?
- Давай, мне пофигу.
- И расскажи своим приятелям.

Я предупредил пацанов, что этот придурок (Алексей) со справкой, и может принести в школу нож. Поэтому его лучше не задирать, он ведь может пырнуть любого. Девушка тоже постаралась, и для Алексея настало счастливое время. Он спокойно учился, а на переменах выходил из класса без опаски.

Я иногда вспоминаю эту историю, как пример проявления лютой силы, когда тебя загоняют в угол. Наверно старик в море психанул, и решил показать акулам свой характер. Пошёл на принцип.

P.S.   Когда в Сызрани открыли мужской монастырь, я встретил Алексея в православном облачении. Я поздоровался с ним, но он сделал вид, что не узнал меня. Может быть он отрешился от прошлого, а может это я сильно изменился…


Рецензии