Генерал инженерных войск

(из конспекта разбора)

От Виталия Еременко я узнал о такой классификации служителей: генералы и инженеры. Генералы востребованы в периоды гонений, где нужны твердость, мужество, несгибаемость, а особые аналитические способности и гибкость не требуются.

Инженеры больше нужны в мирные периоды, когда церковь может спокойнее заняться планомерным и систематическим развитием, когда самое время уделить внимание стратегическому планированию и освоению новых форм и методов служения.

Из 1Пар.22:8 видно, что Бог разделяет эти два профиля: «но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим».

Генералы в мирное время продолжают вести себя по-генеральски – рубят с плеча, оценивают ситуации категорично, позиции не пересматривают, нацелены на сохранение старых рубежей, а не на продвижение к новым. Может, что-то я не так изложил в предложенной братом классификации, но запомнил ее так.

В этой связи мне интересно определить, к какой категории относится Неемия, о котором мы рассуждаем с молодежью в последние недели. С одной стороны, у него явные черты служителя-генерала: он действует в обстановке очевидной враждебности, распознает одну за другой расставляемые неприятелями ловушки, вдохновляет подчиненных на самоотверженный труд.

С другой стороны, Неемия действует и как инженер: причем он инженер как в буквальном, архитектурном смысле – восстанавливает стены Иерусалима, так и в социальном и духовном смыслах – не игнорирует конфликты, которые происходят между разными группами евреев, мудро разрешает эти конфликты, а потом не менее мудро решает вопрос заселения опустошенного Иерусалима. Выходит, есть третий тип служителей, только как их назвать – генералы инженерных войск?

Кстати, интересный нюанс. В восьмой главе книги Неемии, где повествование переключается с первого лица на третье, в сюжет возвращается Ездра – после перерыва продолжительностью тринадцать лет и семь глав. В главах 8-10 он играет даже более значительную роль, чем Неемия, который почти исчезнет до конца 12-й главы. Стена, восстановление которой завершено в 6-й главе, не упоминается до 12-й главы. В этих главах на первый план выходит закон и отношения завета с Богом.

Почему в главах, где активно действует Неемия, не упоминается Ездра? И наоборот? Было ли Ездре и Неемии тяжело сотрудничать друг с другом? Или это мудрость обоих – понимать специфику своих способностей и вовремя уходить в тень, не перекрывая дорогу другому?

Неемия много раз мог сказать: «Я пришел восстановить стену, а не организовывать оборону, мирить бедных с богатыми или заниматься вопросами расселения. Давайте я буду делать свое дело, а кто-нибудь решайте все эти попутные вопросы, непрофильные для меня». Нет, когда он видит, что, кроме него, эти вопросы никто не решит, он закатывает рукава и работает, даже в тех областях, где работать не собирался.

Но когда рядом есть специалисты, Неемия легко уходит на второй и даже десятый план. Когда дело дошло до обучения закону и восстановления отношений завета с Богом, рядом с Неемией были специалисты, которых возглавлял Ездра. И Неемия выпадает из повествования.

13.10.2020


Рецензии