Адамов грех. Помрачение созерцания

В райском состоянии Адам находился в непосредственном общении любви с Богом, в непосредственном созерцании Творца и сотворённого Им мира. Для Бога, стоящего над временем и созерцающего сотворённый Им мир в его окончательной завершённости, этот мир прекрасен и совершенен. Человеку Богом определено в созданном мире царственное положение и дано повеление этот мир хранить и благоустраивать. Для этого человеку, как сотворённому по образу и подобию Божию, следовало войти в полноту Божественного созерцания мира.

О Божественном созерцании
Вряд ли мы сможем представить и хотя бы немного почувствовать доступную первым людям в Эдемском саду полноту Божественного созерцания. Для этого нужно быть ближе к Богу, что для нас, грешных, сегодня весьма затруднительно. Но глядя на гармоничность и разумность сотворённого Богом мира и, признавая Творца всеблагим и всемогущим, возможно, по крайней мере, предположить, что созерцание мира Творцом является всеобъемлющим, всепроникающим, абсолютно точным, непротиворечивым, гармоничным, благодатным.  Это, разумеется неполный перечень характеризующих признаков. Полный едва ли доступен нашему ограниченному и помрачённому человеческому восприятию. Но, если бы даже созерцание мироздания человеком обладало только этими свойствами, то это уже было бы хорошо. Но это не так.

Человек в его стремлении к полноте Божественного мировосприятия должен следовать Божественному закону и установленным Творцом закономерностям творения.
Для созерцания человеком Бога и мира во всей полноте ему, существу, созданному из «праха земного», дарована Богом живая разумная душа, обладая которой он может быть свободным. Свободным в выборе путей и действий. Это важно! Потому что несвободная сущность не может достичь полноты Божественного созерцания и, значит, всегда ограничена в своём творчестве. Человек одарен разумом, наделён способностью отличать добро от зла. Человеку запрещено только вкушать плоды от древа познания добра и зла, как предостережение от гибельного пути – попытаться стать независимым от Бога властителем мира и своей собственной судьбы.
Но именно на этот путь толкает человека посредством лжи и искушения диавол.
Диавольская ложь и искушение вызывают у первых людей краткое, возможно длившееся всего лишь миг, помрачение разумного миросозерцания. Помрачение созерцания это ещё не падение в бездну безумия. Это не безысходность ослепляющего мрака. Это лишь внезапное ощущение ослабления яркости света Божественной истины. Ещё можно и нужно вернуться к полноте его сияния. Но диавольская ложь имеет космический масштаб и обещает человеку космического же масштаба полноту миросозерцания. Помрачённому разуму впервые является влекущее и манящее призрачное свечение безумного созерцания. Озарённый его искусительным мерцанием, помрачённый и затуманенный разум вдруг начинает созерцать таинственные и непостижимые образы, восторгающие душу от тихой и спокойной радости слияния с Творцом и творением к динамичному, страстному, бурному порыву к действию и желанию всё переменить по зову своей воли. От этого страстного восторга томится ещё просветлённая Божественным светом душа, противится наваждению страсти. Что выберет она? Быть всемогущим творением Божьим, действуя по Его, а не своей воле, или быть безгранично свободной и такой же как Бог? Вот он, первый плод помрачения созерцания безумием! Разве возможно творению стать равным Творцу?! Нет, невозможно! Но помрачение безумием говорит «возможно» и рисует пленённому и затуманенному разуму картины, одну величественнее другой. И, прельстившись, уступает душа помрачённому безумием и гордыней разуму.

Краткий миг помрачения, почти незаметный в океане вселенского времени. Но каковы последствия! Мировая катастрофа! Трагедия безумного помрачения созерцания!

Велика трагедия – преступление заповеди Божией. Единственной данной человеку заповеди. Но милосерден Господь, и человеку ещё возможно, осознав трагичность соделанного, принести покаяние, восстановить своё единение с Богом и вернуть ясность созерцания и действия. Однако, первые люди, поддавшись обольщению отца лжи и пребывая в состоянии помрачения созерцания, совершив свой свободный и роковой выбор, вдруг отказываются от признания этого выбора свободным и, таким образом, от признания в соделанном своей вины. Помрачение созерцания препятствует и пониманию масштаба трагедии рокового выбора. Нет признания вины, – нет и покаяния. Нет и мольбы и прошения о возвращении к единству с Богом, наоборот – желание укрыться от Его всевидящего взора. И, как следствие, удаление от полноты Божественного созерцания мира, умаление умного созерцания сущностей и смыслов. С каждым мгновением нераскаяния более яркими становятся картины искажённого мировосприятия, рождающие помыслы несогласия с Творцом и даже противления Ему. И потому изгоняет Господь Адама и Еву из рая, дабы не дерзнуло помрачённое созерцание на присвоение себе вечности. Так начинается для человечества трагедия безумного созерцания.


Рецензии