Сто девяносто вторая

На фото КрПЛ К-192 проекта 675 после аварии 15.06.1989 на буксире СС "Карабах". Буксирный трос в носовой части заретуширован. Источник: Архив Николаева А. С.

Перевёлся я на 192-ую, полный сил и энергии. Всё – таки, согласитесь, спокойно ходить на службу в знакомую казарму, перед этим ночуя дома, это не в другой гарнизон ПУТЕШЕСТВОВАТЬ?;).

Но сначала немного истории:

Начну с информации о том, что, собственно говоря, произошло на пла К-192. Кого не интересуют технические подробности – смело пропускайте. Кому интересно – прочтите, пожалуйста. Поверьте - оно того стоит. Выводы – особенно. Итак:

"26 июня 1989 г., пла К-192 пр.675 9 Эскпл СФ.

При возвращении с боевой службы на ППУ левого борта на неотключаемом участке 1к под биологической защитой была обнаружена незначительная течь интенсивностью 200 л/сутки. По рекомендации специалистов БЧ-5 сброшена АЗ, начат вывод ГЭУ левого борта. ГЭУ правого борта переведена в режим работы на обе  паротурбинные установки. Через сутки в аналогичном месте обнаружена течь 1к на аппарате правого борта с интенсивностью 60 л/сутки. Радиационная обстановка в реакторном отсеке оставалась в пределах нормы. Командиром пла принято решение использовать ППУ правого борта на обе турбинные установки с прежней мощностью. За несколько суток (к 26.06) интенсивность течи возросла до 250 л/сутки. Забывчивость вахтенного оператора ГЭУ снизить мощность реактора с 50% до 30% при переходе с работы ГЦЭН (вышедшего из строя) на ВЦЭН, привело к быстрому повышению давления 1к до 160 кг/см2 и разрыву неплотного трубопровода. Была сброшена АЗ, начата проливка активной зоны аппарата правого борта. Сr в реакторном отсеке не превышала 5 х 10-4 Ки/л. К 27.06 после интенсивного расхолаживания и вентилирования в атмосферу, радиационная обстановка в реакторном отсеке частично была нормализована. Для расхолаживания ГЭУ в 17.00  26.06 на пла со спасательного судна высажена группа офицеров под руководством начальника электромеханической службы 9 эскадры подводных лодок. В 17.40 по рекомендации НЭМС в нарушение требований ряда руководящих документов командир пла отдал приказание на снятие давления с 1к левого борта для уменьшения утечек воды с использованием подпиточной емкости. Доказательства командира БЧ-5 и командира 1 -го дивизиона о невозможности снятия давления без перерыва проливки активной зоны НЭМС отверг в грубой форме. За отказ выполнять неправильное указание НЭМС, командир первого дивизиона отстранен от командования. После выполнения операции по снятию давления с 1к произошло резкое ухудшение радиационной обстановки на корабле и  к 28.06 характеризовалась следующими уровнями:
      
реакторный отсек (6)         1 этаж  -  4,8 Р/ч
                2 этаж  -  10 Р/ч
                3 этаж  -  1,5 Р/ч
                5 отсек -  2,2 Р/ч

В остальных отсеках обстановка нормальная.

Таким образом, нарушение режима проливки при разрыве 1к привело к пережогу активной зоны реактора и выносу продуктов деления при ее возобновлении в трюм реакторного отсека (Ауд. = 3 х 10-1 Ки/л), что сделало  ГЭУ неремонтопригодной и привело  к досрочному выводу пла из состава ВМФ. При борьбе за живучесть личный состав получил дозы не более 4 Бэр.

Основные причины аварии, виновники:

1.Некомпетентные и ВОЛЮНТАРИСТСКИЕ (!!! - выделено мной) действия НЭМС 9 эскадры пла при руководстве борьбой за живучесть ГЭУ.

2.Разрешение командиром  пла выполнения  неграмотных указаний НЭМС, ведущих к прямому невыполнению приказаний ГК ВМФ и руководящих документов.

3.Самоустранение от выполнения своих обязанностей командира БЧ-5 по контролю за действиями личного состава."

© "СБОРНИК РАДИАЦИОННО-ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЙ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ ВООРУЖЕНИЯ И СРЕДСТВ РХБЗ В ВМФ" (Утвержден начальником радиационной, химической и биологической защиты ВМФ).

От себя добавлю:

Официальный документ, как всегда, лукавит. История началась 15.06.89 г. Что прямо не указано;). Обнаружена течь первого контура на АЭУ ЛБ. Реактор выведен из действия. Введён реактор ПБ. 16.06 обнаружена течь первого контура АЭУ ПБ. То есть нормальным образом, на мощности АЭУ ЛБ 55% пла, целых ДВЕНАДЦАТЬ СУТОК возвращалась в пункт базирования. *** с ней с течью первого контура – не так уж она и увеличивалась. АЗ АЗ свежеперезаряженные, то есть "фонят" минимально. И ЕСЛИ БЫ НЕ ДЕСАНТ ДОЛБОЁБОВ ВЫСОКОГО РАНГА, во главе с НЭМС*ом 9 эскадры, всё могло бы быть по – иному. Вывели бы вторую АЭУ из действия, КАК ПОЛОЖЕНО, да и дотопали бы на дизелях. Пусть и в сопровождении надводного корабля, подающего воду высокой чистоты для проливки реакторов (если испарилки пла старые и не справляются запас ВВЧ пополнить) – кто против? Это конечно, моё личное мнение, НО ЭКИПАЖ БЫ САМ СПРАВИЛСЯ. В результате "запороли" не только лодку, но и спецсудно "Амур"…

Далее:

+ФОТО+ №1

ТНТ "Амур", единственный на КСФ технический танкер проекта 11510, который мог не только хранить и транспортировать, но и частично перерабатывать ЖРО. Имел в наличии уникальную установку - станцию СПРВ (предназначалась для очистки радиоактивной воды, образующихся при эксплуатации и ремонте АЭУ, до норм, обеспечивающих их безопасное хранение). Станция переработки аналогов не имела и разрабатывалась впервые в мире.

По воспоминаниям участников событий – членов экипажа ТНТ "Амур", станция СПРВ была "запорота" следующим образом:

Ответственный за установку был вынужден прервать крайне необходимые ППО и ППР материальной части, выполнив прямой приказ авторитетного флотоводителя с "пауками" на плечах.

Что может доказать мичман адмиралу? 

Но, в отличие от людей, "железо" имеет странное свойство не выполнять идиотские приказы.

Мало того, как и реакторы на 192 –ой подводной лодке (см. выше), установка СПРВ почему – то "обиделась" на такое наплевательское к себе отношение и… сломалась. На просторах интернета утверждается, что виной всему то, что СПРВ не была рассчитана на переработку столь высокоактивной воды. Но я (впрочем, как всегда) верю в первую очередь непосредственным участникам событий. Когда идёт откровенный мужской разговор – глаза в глаза, тут не место лжи и самооправданиям. Не спорю, у меня с раннего детства (так уж вышло) сильно развита способность тонко чувствовать, когда твой собеседник пытается врать и изворачиваться. Но это уже совсем другая, очень личная история. И подробному обсуждению она не подлежит. Скажу лишь, что воспитывал меня с пяти лет вплоть до первого классы школы отец. Ну и дедушка с бабушкой, естественно.

Но вернёмся к рассказу про 192 –ую подводную лодку.

Надстройка и ограждение рубки с печально известного 533 заказа были срезаны и стояла она на четырёх понтонах у до боли знакомого мне 5 стационарного причала СРЗ "Штиль", вторым корпусом. Первым – ПДКС - 14. Собственно говоря, основной задачей ДВС (размещавшейся в двухкомнатной каюте ПДКС), был внешний осмотр этого несчастного обрубка, бывшего когда – то 192 –ой подводной лодкой. Состав ДВС – мичман плюс два контрактника. Все три входных люка наглухо задраены, опечатаны и под замками.

+ФОТО+ №2

Поскольку понтоны были предоствлены охуевшей от радости и счастья АСС Флота, они были самыми старыми и дырявыми на всём ККСФ (всё равно потом по загрязнению списывать;).

+ФОТО+ №3

Командир БЧ-5 Саныч, естественно, засучил рукава (и поднял связи). В результате через некоторое время понтонов было шесть. Отремонтированных. И с Инструкцией (с Большой Буквы), составленной не на "отъебись", а действительно кратко и доступным языком поясняющей действия личного состава, в случае угрозы затопления подводной лодки. Всего две страницы. В отличие от неоднократно встречающегося неописуемого дерьма, прочитав листов 20 которого (и нихуя толком не узнав абсолютно ничего полезного) как мы говорили, "отголосила роща золотая"…

Говорили это офицеры. Представляю, какую реакцию эти "фолианты" вызывали уровнем ниже, у мичманов. Про реально о**евавших контрактников я вообще молчу.

Мой новый командир, капитан 1 ранга С., при знакомстве спросил прямо:  - "Помощника потянешь?". Я согласился. Я настолько был благодарен за мой перевод ближе к дому, семье, что согласился бы на что угодно. Лямку тянуть мне было не привыкать. Плюс у меня подрастал маленький сын, Душа моя. И конечно же, как любому нормальному отцу, хотелось проводить больше времени со своим первенцем.
Навести элементарный порядок в документации, обеспечивающей повседневную жизнедеятельность сокращённого экипажа в количестве 24 человек, легко (когда знаешь как).

Для начала я завёл книгу учёта. Зарегистрировал там необходимую и бывшую в более – менее человеческом состоянии документацию. Всю херню выкинул. Вместо неё потихоньку, без фанатизма, сделали действительно необходимое. Но ничего лишнего. Затем приказы по части стали печататься. До этого они писались от руки, что конечно допускается, но не кем попало (разными почерками, и хорошо ещё, что не зелёными чернилами).

Офицеры стояли дежурными по части и несли гарнизонные наряды. От несения патрулей и дежурства по въездному КПП

+ФОТО+ №4

командир меня освободил, а заступать пару раз в месяц помощником либо дежурным по гарнизону мне было не тяжело. Срочников в экипаже не было. Крайнего вскоре после моего прибытия в войсковую часть 81216 увезли в Лугу. Дисбат. Рэкет. Дежурный по части из числа офицеров (мичманов) назначался, похоже, для того, чтобы пока Москва решает, что делать с 192 –ой дальше; не утопить её окончательно у 5 пирса. Или – если лодка утонет – стать лишней крайней жопой, что вероятнее всего. ЦГБ дырявые - "фирменная" болезнь всего первого поколения пла. Да и сама дата вступления в строй (тогда ещё как К - 172) - 30 июля 1964 года, говорит о приличном для подводной лодки сроке эксплуатации.

Поэтому максимально облегчили нагрузку – ещё в Ара – губе демонтировали ракетные контейнеры. Затем в Полярном срезали ограждение рубки, демонтировали антенну системы "Аргумент" и баллоны ВВД, расположенные в надводной части пла. Затем чуть не утопили подводную лодку в июне 1994 года (затопление носовых отсеков в Оленьей губе).

Блин, совсем забыл про дежурство по части – снег же нужно было чистить! Подъездной путь к КПП бригады. Впрочем, физической работы я никогда не стыдился. Например, я уже давно привык наравне со всеми тягать швартовые концы и кабеля (либо те же концы – на выбор))) питания с берега. С другой стороны, когда экипаж сокращённый, то и деваться особо некуда?. Некоторые из наших контрактников до этого трудились на СРЗ "Штиль". Откуда, собственно говоря, и были заказаны ТИТАНОВЫЕ лопаты для уборки снега. Лёгкие и прочные. Размяться с утра, встав на час раньше – нормальная физзарядка. Не более.

Перед заступлением на вахту "корабельная" наша ДВС получала дозиметры. Но как – то в разговоре наши мичмана, помнящие моё "химическое прошлое", попросили чисто по – человечески: -"Геннадьич, поставь хотя бы КРАБ – 2 в рубке дежурного? Сам ведь говорил, что нефик домой грязь носить?". Тут они были правы – обход осуществлялся в том числе и по срезанной надстройке пла. Сразу скажу, впоследствии выяснилось, что радиоактивной бетта – грязью были загажены все отсеки, вся срезанная надстройка. А "чистый" проход с ПДКС – 14 на 533 заказ ребята (и девчата) с временного батальона РХБЗ КСФ реально упоролись отмывать.

Зная, что с советских ещё времён завод – гигант СРЗ – 10 (СРЗ Министерства обороны, на всякий случай))) реально хер ложит на обеспечение радиационной безопасности военнослужащих (что положено – на то и наложено), я пошёл к флагманскому химику. Капитана 2 ранга Николая Ивановича Н., сменившего Ваховского, я знал уже давно и был с ним в отличнейших отношениях. Он мне сказал честно – что официального пути не видит. Да и вообще – решай, мол, сам. Действительно, а где контрольные ИИИ к приборам хранить? Начитавшись "Временного положения об АПЛ, исключенных из состава ВМФ и предназначенных для сдачи на слом, при их хранении на плаву в соединениях подводных лодок" и жёстко ностальгируя по любимой специальности, я решил проявить инициативу. Забыв… Правильно! Что она на Флоте наказуема. Завели со штатным начхимом Володей В. (тем самым, который лазер "синеглазкой" протирал – читай "Девятнадцатая") журнал. Ну и стали туда делать записи, как положено; всё в соответствии с флотской мудростью – "инициатива **** инициаторов"))).

КРАБ - 2 торжественно раскрепили в рубке дежурного, а КРБГ – 1 я хранил в казарме в сейфе. Оба прибора были честно списаны путём фактической сдачи контрольных ИИИ и передачи радиодеталей по списку, согласно формуляра, на химический склад:

+ФОТО+ №5

Поскольку женскими пальчиками орудовать кусачками, бокорезами и прочими истинно мужскими (считаю) инструментами несколько утомительно, знаете ли. Откуда я детали взял? Места знать надо!

Первый же замеры показали, что формально я всё делаю правильно. Но Инспекция УГН ЯРБ МО РФ в лице капитана 1 ранга Поплутина Александра Степановича (это была наша вторая встреча) меня слегка поправила;))). Я сдуру положил два формуляра от приборов на дно портфеля. Зачем? До сих пор не знаю!))). Вот мол, спросят – продемонстрирую и все вокруг узнают, какой я молодец!

Инспекция шла на пять баллов. С Видяево я привёз карточки учёта доз облучения, абсолютно новые

+ФОТО+ №6

выданные ФХ капитаном 3 ранга Ермаковым, которые не заполнял там принципиально (читай – "Моя сто сорок девятая. Видяево"). Вроде всё. И тут Степаныч задал вопрос: -"А что ещё у Вас есть?". В результате через пару минут ситуация развернулась на 180 градусов. Я три дня бегал в мокрой на спине шинели, но доказал, что ИИИ сданы честно. В результате на обратном пути из химсклада в "Ниве" Степаныча я ответил на вопрос: -"Нахрен тебе это гавно? " -"Картошку на пенсии мерить! ".

В серпентарии (штабе) бригады под руководством "уважаемого" созрела идея ДАТЬ ДЕЛУ ХОД. Оказывается, статья УК РФ за "самоконтроль" (срочно состряпанная после Чернобыля, чтобы народ НЕ ЗНАЛ полученные дозы радиации) ещё действовала. Мой командир БЧ – 5 капитан 2 ранга Агеев В.А. был краток: - "Я Женю под уголовку подставить не дам". И не дал. Въебали мне выговор, поорали (в основном НЭМС бригады товарищ К.) и всё затихло.

К тому времени Москва наконец придумала, что делать с 192 –ой дальше. Для проведения так называемой "плёночной дезактивции" собрали специальное формирование – отдельный батальон РХБЗ. В него вошли представители практически всех СРБ КСФ. Командовал капитан 1 ранга Шикин.

Сразу скажу, что корочки ВПОР ("чернобыльские") я проебал, так как не попал в приказ командующего флотом. Спасибо Вите Рыжакову (-"Я думал, что ты ещё не скоро из отпуска вернёшься!"). Это я сейчас вспоминаю этот случай с улыбкой, а тогда всерьёз обиделся. Прошла дезактивация. Кстати, увидев последнюю группу "дезактиваторов" я чуть не помер со смеху. Ладно – комбриг. Но спецом вышедший на неделю раньше из отпуска замполит бригады? Боевые листки по отсекам развесить, а в реакторном стенгазету?!! Впрочем, за этот "подвиг" он впоследствии ничего не получил. И с горя, говорят, пил неделю (уйдя отпуск догуливать). Никак не был отмечен и флагманский связист. Тянувший "полёвку", видимо, под обстрелом всех видов излучения. Лично, вручную и ежедневно. Получили новые, очень красивые Российские уже награды командир пла, командир БЧ-5 пла и помощник НЭМС по СЭУ. Последний из них – капитан 2 ранга Кондратович А.Л. как - то прибыл на ПКДС - 14 рано утром – а там я стою в "платье РБ", покуривая. Народ внизу дезактивирует, всё идёт штатно. Ну, познакомились. Тут и механик наш подтянулся (опоздал чуток – бывает). Слава Агеев сказал с улыбкой (я отошёл тактично в сторонку) -"Толя, да я в Жене уверен!". -"Да я уже вижу!" – ответил с улыбкой Пом. НЭМС, очень довольный результатами неторопливой пятнадцатиминутной беседы со мной. Я вот сейчас думаю – элементарщину ведь спрашивали! Неужели общий уровень знаний уже тогда действительно скатился к фразе из шифртелеграммы НШ КСФ товарища М.(большого шутника и оригинала): -"… уровень специальной подготовки офицеров первых дивизионов сводится к фразе: -"Прокати меня милый, на тракторе!..". Впрочем, чему я удивляюсь – грамотно воспользовавшись спижженной у меня 96 листовой "общей" тетрадью, один из видяевских "комдивов - раз" дослужился до командира ОФИшного экипажа! И это не слухи, а проверенная информация (-"А мы – то думали, откуда он резко столько знать стал?"))).

Но это всё мелочи. Хотя впоследствии многих липовых "чернобыльцев" и прижали. К ногтю. И выплатить заставили все незаконно за многие годы полученные суммы. Единовременно. Для нашего экипажа хуже было то, что командир с****ил "сэкономленную" бочку шила. И, погрузив её в прицеп, убыл орден обмывать на историческую свою родину. В отпуск. Не поделившись с командиром бербазы. В результате наш экипаж в очереди на получение денег моментально "слетел" с почётного призового места на крайнее. Восьмое. Навсегда. С деньгами было не так ***во, конечно, как в 1992 - 93 годах. Тогда построили бригаду и целый контр – адмирал из Москвы начал рассказывать про то, что процесс печатания новых "тыщщных" купюр занимает 21 – 23 дня. А какой – то командир БЧ – 5, капитан 2 ранга, которому всё давным – давно было уже похуй, задал вопрос: -"А их что, ПО ОДНОЙ печатают? Боюсь не дождаться такими темпами – а мне ведь скоро на пенсию!!!". Но всё равно денег вечно не хватало.

А поскольку после дезактивации сложилась такая ситуация, что их всех мичманов – кандидатов в нештатные баталеры финансовые ТРЕЗВОГО два месяца подряд в день выдачи денег найти не смогли, получением денег и оформлением финансовых ведомостей одно время занимался я.

+ФОТО+ №7

На пару с главным корабельным старшиной Тереховым Серёжей. Он прибыл к нам в экипаж ещё на 149 –ую после "срочки" младшим сержантом авиации. И заслуженно успел получить высшее для контрактника звание. Служить вместе с ним было легко. Да и электриком под руководством Вити и Петровича он стал отличным.

Народ вообще служил в экипаже разный. Службу с одними я вспоминаю с искренним удовольствием. Про других же и пару строк черкануть не хочется…

Ну да ладно. Выпьем, как говорится, за "Нас с вами и за хер с ними!".

Вызывает меня как – то командир и говорит: -"Евгений!.." ну и дальше много чего лестного. Когда тебя оценивают по труду – приятно всегда. Но когда начинают вешать лапшу на уши… Помните мою фамилию? Правильно! Я сам кому хошь её навешаю!)))

Так вот. Выслушал я Владимира Васильевича. Не без удовольствия, не скрою. И в ответ спросил: -"Какие проблемы, товарищ командир?". -"Да надо бы лицевые счета БЧ БЧ - 2, - 3 подчистить… Поможешь?".

Тут я скажу, что после аварии всё имущество списывал комфлота. Лично. КРАСНОЙ ПЕЧАТЬЮ. Ну промухали что – то подать (а скорее потом уже "навесили") что – то. Бывает. Второе, правда, чаще))). Списать 24 снаряжения к ПМ и столько же к кортикам (повседневных) заняло трое суток. Я спросил только: -"А вы там что, в Видяево, от радиации отбивались таким образом (одно время на аварийном корабле неслась вахта)?". -"Можешь считать, что так!" – с улыбкой ответил командир. Я знал к кому подойти на бербазе. А поскольку начальник склада вооружения Паша С. Знал меня лично чуть ли не "с лейтенантов", вопрос закрыли быстро. Следующий вопрос был с линемётами АЛ – 1. Сами – то линемёты никому нахер не нужны. А вот 400 метров прочного капронового шнура ****ятся автолюбителями в первую очередь. Как и малые раздвижные упоры. Как и кислото- масло- стойкие шланги к ШДА. Продумал я всё. Набросал черновик административного расследования, приказа, etc. -"Пиши проще!". Написал проще…

Расскажу короче – в результате я был послан на хер, открытом текстом при уважавших меня людях, швырнул папку с документами на стол (чудом не сбив бутылки – закуски) и злой как чёрт, убыл печатать приказ на вахту. На следующую неделю. Все попытки командира решить вопрос миром -"Евгений, успокойся! Ну что ты так? Пошли, выпьем?!"

+ФОТО+ №8

либо запугать: -"Не забывай, что финансовое благополучие тебя и твоей семьи от меня зависит!" успеха не принесли. Если меня доебут по – настоящему и я иду на принцип, меня проще убить. Я говорю об этом спокойно, ничуть не рисуясь, поскольку это на самом деле так.

К этому времени первая пенсия у меня "щёлкнула". От предложения пойти во вновь организуемую службу РБ при питерской таможне я отказался. Но перед этим я имел разговор (был заслан командиром по перспективному списанию химимущества) с капитаном 1 ранга Чернышёвым, ставшим НС РХБЗ КолФлРС ("начхимом армии"). Он помнил меня ещё по 149 –ой, и ему очень понравилось, что я не стал писать никаких объяснительных его предшественнику ("не сдал цепочку" – речь про мой "залёт" с приборами радиационного контроля). Поэтому он побеседовал со мной и предложил два места на выбор. И дал время подумать. Неделю.

Этот случай с линемётами стал просто последней каплей (для каплея;), поводом. Я только тихо сказал: -"Я ПОД ВАМИ больше служить не буду, товарищ капитан 1 ранга. Место найду. Согласен отработать 2 недели согласно КЗОТ". Фраза про КЗОТ почему – то взбесила командира не на шутку. Основную же причину своего ухода я постараюсь объяснить в следующем своём рассказе.

Нашли мы с Витей мне замену (НЭМС потребовал: -"Ты ещё вернёшься! И пожалеешь!!!"). Сначала старшему лейтенанту с дизельных пл НЭМС нарисовал перспективу службы вплоть до Начальника Технического Управления КСФ ("техупора"), не меньше. А затем спросил: -"Сколько Вам лет? " -"26!" - "Вы женаты?" -"Никак нет!" -"Странно… когда офицер в 26 лет не женат, меня начинают мучить странные сомнения…"

Но тут Витя Рыжаков (комдив – раз в ту пору) не дал НЭМС*у договорить и сказал с издёвкой: -"Да нахуя ему жена? Он ведь всё равно у нас чуток послужит и у него всю оставшуюся жизнь будет висеть на полшестого!". Парень реально побледнел, а под завывания НЭМС*а -"Рыжакоооооооов! Тыыыы!! Что тут ****ишь, идиоооот йооообанный?!!" я попросил разрешения и, не дождавшись ответа, вышел из кабинета.

"Уважаемый" построил экипаж и молвил:

-"От нас уходит БУДУЩИЙ КАПИТАН 3 РАНГА…".

Дальше я не слушал. Я смотрел на его плешь с неприкрытой, искренней, животной ненавистью и думал: - "Какого ж *** я тебе сделал, сука ты ****ная? Зачем такое говорить?!(((".

То что ТАК говорить НЕЛЬЗЯ я уже знал. К тому времени я изучил уже все мыслимые и немыслимые, приметы "перехаживающих звание" офицеров. Как современные, так и давным - давно уже многими позабытые…

+ФОТО+ №9

Где посмотреть фото, Вы, надеюсь, уже знаете?;))).


Рецензии