Не поэтому ли Гоголь сжёг 2 том Мёртвых душ?

/По мотивам строк «Письмо В.Г. Белинского  Н. В. Гоголю»/

  Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека:
этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния,
в какое привело меня чтение Вашей книги… /надеялся -  народного достояния./
    И в это-то время великий писатель,
который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями
так могущественно содействовал самосознанию России,
давши ей возможность взглянуть на самоё себя, как будто в зеркале, /не будучи в сомнении/ -
является с книгою, в которой во имя Христа и церкви /- небесной мессии/
учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, учит их ругать побольше
/за труд в великой, трудолюбивой России!/
   И это не должно было привести меня в негодование?..
Да если бы вы обнаружили покушение на мою жизнь,
и тогда бы я не более возненавидел вас, как за эти позорные строк… /где же истинные знания?/
   Если бы вы действительно преисполнились истиною христовою, а не дьяволова учения -
совсем не то написали бы в вашей новой книге, /где от всего праведного - отречение/.
   Вы сказали бы помещику, что, так как его крестьяне - его братья о Христе,
а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу,
или хотя, по крайней мере, пользоваться их трудами, как можно выгоднее для них, /но не потакая им,/
сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном положении в отношении:   к ним.
_____
/…/ - слова, добавленные  автором.

_______________________
 /Письмо В.Г. Белинского  Н. В. Гоголю. Отрывок.
Написано 15 июля 1847 г., опубл.: 1855..   
   24 февраля 1852 года Николай Гоголь сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», над которым трудился более 10 лет./

  Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека: этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение Вашей книги.
    И в это-то время великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на самое себя, как будто в зеркале, -- является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, учит их ругать побольше...
И это не должно было привести меня в негодование?.. Да если бы вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел вас, как за эти позорные строки...
   Если бы вы действительно преисполнились истиною христовою, а не дьяволова учения -- совсем не то написали бы в вашей новой книге. Вы сказали бы помещику, что, так как его крестьяне -- его братья о Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хотя, по крайней мере, пользоваться их трудами, как можно выгоднее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном положении в отношении: к ним.


Рецензии