О возможностях точки сборки

Из архива X-files

Термин «точка сборки» впервые был предложен писателем-эзотериком Карлосом Кастанедой в связи с его описанием «метода осознанных сновидений», используемого индейскими шаманами. Аналоги этого понятия – «точка координатора», «точка нуля» встречаются в книгах Игоря Калинаускаса, в связи с описанием методики ДФС («дифференцированные функциональные состояния»). Данное понятие призвано озвучить идею некоего центра (поскольку нам близки идеи буддизма, то следовало бы говорить о «векторе «потока сознания»», который можно менять) в нашем существе, который ежедневно перемещается в разные области сознания или подсознания, а также может соприкасаться с тем, что в психологии обозначается словом «бессознательное» (активное смещение «точки сборки»). «Точка сборки» может входить в «мистические области», иметь «опыт трансперсональных переживаний».

Интересны случаи, когда «точка сборки» погружается в такие неизведанные области, и затем, вернувшись из них в обычное состояние бодрствования, привносит в повседневную жизнь их элементы.

По-видимому, не всегда подобные погружения бывают связаны с мистикой. Это может быть и достаточно привычный опыт, но с несколько иным ракурсом, нежели тот, который нам обычно предлагает наша жизнь. Например, опыт соприкосновения с необычным искусством (сюрреализм, visionary art), в результате которого могут активироваться определенные зоны и пласты нашей психики, сознания и подсознания.

Возможны также примеры чисто «мистического опыта» (медитативные состояния, психоделический и трансперсональный опыт и т.д.).

В процессе сновидений мы также получаем иррациональный опыт. А поскольку примерно половину нашей жизни мы проводим во сне, то надо полагать, что опыт смещения «точки сборки» играет в нашей жизни значительную роль, которая, впрочем, чаще всего нами не осознается или осознается, но не в полной мере.

Кроме уже упомянутых выше «метода осознанных сновидений» и «методики ДФС» можно назвать еще несколько аналогичных или смежных методик, используемых в науке, искусстве и религии. Перечислим наиболее известные из них:

1. Метод толкования сновидений Зигмунда Фрейда;
2. Параноидально-критический метод Сальвадора Дали;
3. Метод холотропного дыхания, в рамках трансперсональной психологии Станислава Грофа;
4. Восточные методики, такие как медитация, «йога сновидений» (один из древних психотехнических методов, в составе комплекса «6 йог Наропы»), или же такие экзотические и малоизученные методы, как, например, «перенос сознания» («пхова»), которые описаны в Тибетской книге мертвых (Бардо Тхедол), некоторых «эзотерических» даосских трактатах и т.д.

В силу некоторых причин, из перечисленных выше методов относительно доступными будут являться далеко не все. Многие из них требуют наличия квалификации или присутствия специально обученных инструкторов. Некоторые же настолько архаичны, что с трудом поддаются расшифровке.

Достаточно безопасным будет пытаться «двигать «точку сборки»» в рамках «прижившихся в культуре» методов. Например, для этой цели хорошо подойдет изучение наследия сюрреализма или visionary art и т.п. Впоследствии, когда сознание «закалится» в процессе такого изучения предметов искусства или состояний восприятия «около них», можно будет попытаться овладеть более сложными методиками, не забывая, конечно, про специальные знания, связанные с необходимой техникой безопасности.


Рецензии