Слава птичьему разноголосью

2020 год. Родина. Весна. Карантин заставил нас наблюдать окружающий мир с балкона. В каких-то десятках метров от нашего дома – рощица из остатков старых высоченных деревьев. Это местечко облюбовали самые разные птицы и поутру да и порой вечерами слышим мы их голоса – с перепевами, клекотом, щелканьем, напоминающими нам о кипении жизни в их разномастном птичьем царстве.

Там, на самом верху, сороки затеяли строить гнездо. И не одно, а два – на двух соседних деревьях. Второе гнездо – для обманки, типичное для сорок поведение. Вначале листвы еще не было, все видно, как на ладони. Когда все покрылось листвой, наблюдали за ними по разным движениям – вот полетели, вот вернулись, в клюве что-то несут. Растреплет листву ветрами – видно гнездо, а в нем малыши – шевелятся.

Пока сороки гнездо свое строили, пока птенцов выводили, разговор их был приглушенным, тихим, с краткими трелями и ворчаньем. Как будто бы берегли эту свою, семейную тайну. И, кроме того, как у людей – заняты делом – какие тут разговоры? Время летело, птенцы подросли, гнездо опустело. А в середине лета в лесочке на стадионе встретили мы сорочью семейку. (Совсем не уверены, что эти были "наши", однако такие же великолепные, в своем иссиня-черном с белым оперении.) Две взрослые птицы и четверо птичек поменьше – что-то шумно между собой обсуждали. Разноголосое такое, типичное сорочье стрекотанье – длинные звонкие трели или короткое глуховатое бормотанье. Мягко, жестко, долго, коротко – в зависимости от того, каким важным делом они сейчас заняты. Прислушаться – даже слова услышишь.

... 2003 год. Бельгия. Живем у Лебединого леса (Foret de Soignes) на самой окраине Брюсселя, в районе Форт Жако, названного так в память о когда-то существовавшей здесь, но давно исчезнувшей крепости времен франко-испанских стычек 17 века. Окна наши – под крышей простенького, всего на шесть квартир дома – выходят во внутренний дворик. Газончик, пару деревьев, кусты – очень маленький, лаконичный, типичный для дорогой брюссельской земли пейзаж. И дворов таких в нашем районе много – разной живности из соседнего леса есть куда забежать, порезвиться, побегать, поглазеть на людей и на их непонятную жизнь. И у нас во дворе тоже есть свой постоянный гость. Обычный, невзрачный на вид, серенький дрозд. Приходит к нам, в основном, по утрам. Садится высоко, прямо напротив наших окон и "разговаривает". Истинный гений певучего птичьего мира! Воспроизводит все звуки нашего окружения. Пение птиц, мяуканье кошек и лай собак, голоса – и мужской, и женский. Музыку (как будто по радио), звонок телефона. Шуршанье колес, гудки и сирены машин, звуки/ стуки/ звонки нашего фортжаковского трамвая... Нельзя перечесть все то разнообразие звуков, которое это прелестное чудо способно "произнести". Воспроизводит с потрясающей точностью, создавая полную иллюзию присутствия всего внешнего окружающего нас мира – прямо здесь, у нас, в нашем внутреннем крошечном дворике...

И, что интересно – наше присутствие было дрозду вовсе не равнодушно. Похоже, что он, сидя к нам боком, все же поглядывает на нас. Похоже, что наш полный восторг доставляет ему неподдельное удовольствие. Когда мы сидим на балконе, "концерт" его  – праздничный, почти музыкальный. А вот когда мы уходим в дом, "включает" сирену, звонки и прочие "грубые" звуки.

Так вот. Как-то гостили у нас друзья. Поездили с нами по стране. И захотелось в Париж! На скоростном поезде – всего-ничего, полтора лишь часа. Если с утра – первым рейсом, можно успеть на первый экскурсионный автобус "hop-on, hop-off" – и целый день по городу, со свободным, неограниченным во времени выходом по всем музеям, по всем парижским достопримечательностям. А последним, вечерним поездом – обратно в Брюссель, потому что на следующий день уже билеты, домой.

Друзья есть друзья – воспоминания, смех, хорошее вино... Засиделись мы допоздна. И, как и следовало ожидать, проспали. В положенные пять утра наш будильник что-то провякал невнятное и мы продолжили смотреть свои сладкие сны. Однако "наш" дрозд звонок услыхал и "включил" свою громогласную сирену – на полную мощь загремели все самые невероятные его звуки-пугалки. И – мы проснулись! Без завтрака, с незавязанными шнурками, скатились с нашего этажа, в машину и – на вокзал – все же успели к первому парижскому поезду...

Конечно, поездка запомнилась. Конечно же, она была особенной. Не так часто – в такой закадычной компании, с друзьями, в Париже... Спасибо нашему дворовому приятелю – милому серенькому дрозду...

05.07.2020


Рецензии