Мурильо. Едоки дыни и винограда

      Эстебан Мурильо.«Едоки дыни и винограда» Мурильо Б. Ок.1650 г. 146;104 см, Старая Пинакотека, Мюнхен

     Едоки дыни и винограда» относятся к лучшим картинам художника. Здесь, он попытался впервые решить задачу, которую еще не ставил перед собой – изображение натуры при естественном освещении.

     Картина изображает двух уличных мальчишек из самых низших классов общества, маленьких оборвышей, которые, тем не менее, наслаждаются каждым моментом своей трудной и сложной жизни.

   Оба маленьких героя картины си­дят на земле и едят фрукты. Непонятно, откуда у них оказалась целая корзинка винограда и крупная золотистая дыня, но едят они нехитрое угощение с отменным аппетитом. От них веет такой жизнерадостностью юности, что просто буквально ощущается и аромат дыни, и сладкий вкус спелого винограда.
 
    Мальчик справа сидит на деревянной табуретке,  его щека выступает от кусочка дыни, недавно откушенного от ломтика,  который он держит в левой руке. В правой руке он держит нож, а остальная  дыня лежит на коленях. Он повернул голову к своему спутнику, который  правой рукой ест виноград прямо от грозди, а в другой руке держит ломтик  дыни.
 
      Оба мальчика одеты в рваные лохмотья, их босые и грязные ноги —  прямо перед зрителем. В левой части картины — корзина с виноградом,  которая сама по себе образует натюрморт.

    В композиции Мурильо  использовал контрастное освещение, что типично для периода барокко и караваджизма.  Диагональное исполнение композиции также типично для периода барокко.  Основные цвета картины — охристый и зеленоватый между белым и чёрным.
    
     Мальчики погружены в тень (своими прихотливыми очертаниями она напоминает тень от дерева), постепенно светлеющую к пра­вому краю картины.
Характеры мальчиков показаны столь выразительно, что невольно кажется, будто они хорошо знакомы зрителю картины. Му­рильо выделяется среди многих живописцев жанра богатством смысло­вых и эмоциональных оттенков.

         Его картины ред­ко могут быть восприняты однозначно, на волне лишь одного чувства. Довольно ра­но жанровые работы мастера стали известны за пределами Испании. Первые сведения о том, что они оказывали влияние на голландскую жанровую живопись, относятся еще к 1650 году, т.е ко времени создания «Едоков дыни и винограда».


Рецензии
Спасибо, Алина!
Удивительный художник! Когда - то
мы получали "Огонёк".
В журнале часто помещали репродукции.
С тех моих детских лет Мурильо
остался в памяти, натурой, и всегда
приводил меня в восторг!

Иветта Дубович Ветка Кофе   13.10.2020 22:09     Заявить о нарушении