В алом сиянии Поэзии

Написано для газеты "Крымское Время" в сентябре 2013 г.

14-15 сентября наш Молодежный театр Международного гуманитарно-лингвистического института (Москва) принимал участие во Втором Международном поэтическом фестивале «Алые паруса», проходившем в древней Феодосии-Кафе. Организаторы этого яркого и насыщенного мероприятия – Союз писателей Восточного Крыма и Феодосийский литературно-мемориальный музей им. А.С. Грина, а также – городская администрация.
Фестиваль был посвящен памяти Александра Степановича Грина, но программа оказалась не строго «гриновской», а вполне свободной. Мы привезли на фестиваль пьесу «Воробышек, или юность Эдит Пиаф» (авторы пьесы – доктор филологических наук, доцент, литератор Елена Раскина и историк, писатель Михаил Кожемякин). Играли в нашей пьесе молодые актеры – в основном студенты московского вуза, где я преподаю, - Международного гуманитарно-лингвистического института. Но есть в нашей труппе и профессионалы – например, певец Иван Богомолов (известный Крыму как Феликс Серман) и актер, режиссер Андрей Васютинский, блестяще исполнявший роль Николая Гумилева в нашем прошлом спектакле «Встречи в «Бродячей собаке». Тогда мы были театром «Пилигримы» и представляли Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой. Теперь я (Елена Раскина, художественный руководитель труппы) сменила место работы. В настоящее время нам щедро помогает и постоянно нас поддерживает Международный гуманитарно-лингвистический институт (Москва), где я заведую кафедрой общегуманитарных дисциплин.
Фестиваль открылся на площади перед музеем А.С. Грина, на фоне панно «Бригантина», где так любят фотографироваться многочисленные гости Феодосии. Сначала стояла солнечная погода, но потом с небес хлынул дождь. Действо переместилось в Музей А.С.Грина.
Потом начался поэтический конкурс, проходивший в  номинациях «Крым. Черное море», «Родина моя», «Любовь – волшебная страна», а также стихотворение на конкурс зрительских симпатий «Тропою Грина». На фестиваль приехали гости из Украины, России и все читали стихи. Итоги поэтического марафона подводили члены жюри, собравшиеся в Клубе Феодосийского порта. Успешно выступали ребята из Республиканской литературной студии им. Н. Кобзева.
Мы играли спектакль тоже в помещении Клуба Феодосийского порта. Просторное и красивое здание, большая сцена, много зрителей.  Наша постановка приглашала публику на прогулку в «продрогший осенний Париж 1935 года». Тот самый, о котором пел прекрасный крымский бард  Александр Триполитов в своей «Натали»: «И промокший Париж, будто нищий, дрожит, / Тянет к сердцу холодные руки свои». Собственно говоря, эта песня о русских эмигрантах в Париже первой половины ХХ века стала для авторов пьесы источником вдохновения и навеяла многие образы и мотивы.
Перед зрителями предстала не великая и знаменитая Эдит Пиаф в ореоле своей славы – пьесы была совсем не об этом. Мы стремились донести до публики историю юной уличной певички, полную страстей, несчастий, поражений и побед. Это история восхождения «парижского воробья» из бельвильских трущоб к вершинам славы. В те времена Бельвиль – окраина Парижа – был местом опасным и криминальным. Поэтому история юной Эдит Гассион, ставшей прославленной певицей Эдит Пиаф, это своего рода детектив, где есть своя жертва – антрепренер Луи Лепле, свой преступник – вор Андре Валетт, и свой герой – поэт Раймон Ассо. События спектакля случились в городе, где нищета и богатство бродят по одним бульварам, где нищие и поэты одинаково умеют ценить красоту, и где царит Искусство!
Роли исполняли: Эдит Пиаф (Алия Шуриева, студентка МГЛИ), Раймон Ассо, Андре Валетт и Парижский полицейский – Михаил Кожемякин, певица Ивонна Балле – Елена Раскина (да, и мне пришлось выйти на сцену!), Симона Берто – подруга и «злой гений» Эдит – Ирина Саранди (студентка МГЛИ), антрепренер Луи Лепле и русский белоэмигрант Ваня-Жано – Иван Богомолов. Музыкальное сопровождение спектакля осуществляли Валентина Симеониди (студентка и «золотой голос» МГЛИ) и Иван Богомолов. Режиссер – Андрей Васютинский, звукорежиссер – Лариса Богомолова.
Идею пьесы ярче всех выразил один из ее персонажей, так сказавший об Эдит Пиаф: «Ее душа, дамы и господа, была еще прекрасней, чем голос! Я это говорю наверняка, потому что я ее любил… Вот такую – взъерошенную, упрямую, обидчивую, гордую! И удивительно сильную и добрую, как будто вся сила и доброта мира звучала в ее голосе! И как будто сама Франция говорила ее устами! А вместе с Францией – сама Красота!». И еще: «Эдит, я скоро приду к тебе и буду подпевать, как раньше, в наши лучшие времена! Эдит, ты так и не научила меня хорошо петь, но ради тебя я постараюсь, я попробую спеть твою любимую песню… Да здравствует любовь, дамы и господа! Только любовь делает нас достойными вечности! Потому что любовь – это вечная жизнь…».
Дмитрий Кедрин как-то написал: «У поэтов есть такой обычай / В круг сойдясь, оплевывать друг друга». Но мне кажется, что здесь прекрасный поэт Кедрин ошибся. Собравшись вместе, поэты пьют вино, читают стихи и делятся вдохновением, которое щедро дарит им Крым. Так было на этот раз в Феодосии. И я надеюсь – будет еще не раз.


Рецензии