Амарнский период
Аменхотепу III наследовал его сын от царицы Тии Аменхотеп IV (1351-1334 гг. до н. э.). Ближайший круг нового фараона составляли его мать царица Тия, его жена царица Нефертити и любимый жрец Эйе, муж его кормилицы. На всех больших приемах он появлялся в окружении этой троицы, имевшей на него громадное влияние.
В этот период на севере и востоке крепли молодые государства – Ассирия и хетты. Сирийские царьки стали строптивы и непокорны. Но Аменхотеп IV вообще не уделял внимания внешней политике. Этот фараон занялся грандиозными изменениями внутри страны, что получили названия религиозной реформы.
Именно с Аменхотепа IV началось падение XVIII династии. Он вошел в конфликт с могущественным жречеством и постарался низвергнуть укоренившуюся религиозную традицию.
С первых лет царствования Аменхотеп IV имел пристрастие к культу бога Солнца, причем не к древним его формам Амону и Ра. На первое место фараон выдвинул культ неизвестного бога «видимого солнца» – Атона. Уже при Аменхотепе III древнее наименование видимого солнца – «Атон» – стало употребляться для обозначения солнечного бога. Но его сын пошел дальше. Под именем Атона Аменхотеп IV ввел почитание высшего бога и не сделал никакой попытки установить его тождество с древним солнечным богом в образе Амона или Ра. Первым его храмом стал «Дом Атона». Вначале, конечно, фараон вводил культ, не отрицая значения старых богов, а как бы параллельно. Никто не возбранял придворным изображать в гробницах любые древние божества. Но Аменхотеп умерил пожертвования храмам. А жрецы сильно привыкли к подаркам, особенно после завоевательных войн, когда милости фараонов сыпались на них словно из рога изобилия. Теперь войны вообще не велись, а имевшиеся средства фараон отдавал культу нового бога. Это был первый удар по храмам старых богов Египта и по их жрецам. Фараон постепенно лишал жречество финансовой поддержки.
Но на пятом году правления Аменхотеп IV идет дальше. Он провозгласил бога Атона «царствующим фараоном». Фараон уже не был живым богом, а превратился в жреца и пророка Атона с титулом «Великого Ясновидца», который раньше носил верховный жрец бога Ра в Гелиопполе. В жизнь двора были включены многочисленные религиозные церемонии в честь Атона. Вслед за «воцарением» Солнца изменилось его изображение. Самые ранние изображения Атона показывают его в виде мужской фигуры с соколиной головой. Это соответствует традиционному египетскому изображению богов в искусстве - с головой зверя или птицы на человеческом теле. Вскоре Эхнатон отбросил и эту традицию. Атон теперь изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются человеческими руками, держащими символический знак слова «жизнь» – крест с петлей наверху («анх»). Бог Атон имел титулы и картуши фараона, носил, даже в качестве солнечного диска, царский змеиный урей, его юбилей, годовщина коронации, праздновался вместе с юбилеем самого Эхнатона. Что же было тогда предметом поклонения Эхнатона? Скорее всего, это был дух одушевления и творения, скрыто присутствующий в дающих тепло и свет солнечных лучах.
В шестой год своего правления, Аменхотеп IV объявил о намерении построить новую столицу. Он убирает из царской титулатуры все, что напоминало о прежней столице и её боге, а взамен ввел наименования в честь Солнца и нового года. Вместо прежнего личного имени Аменхотеп (что означало «Амон доволен») фараон принимает тронное имя Эхнатон (то есть «Полезный Атону»). Место для новой столицы выбрано было в Среднем Египте, на правом берегу Нила, где горы, отступая полукругом от реки, образовывали просторную равнину (ныне Эль-Амарна). Город получил имя Ахетатон (что значило «Небосклон Атона» или «Горизонт Атона»). Его центром стал грандиозный храм бога Атона. Сегодня большая часть города Атона раскопана и облик его можно восстановить в общих чертах: это широкие главные улицы с домами знати и богачей и узкие переулочки с лачугами солдат и ремесленников. Известен был громадный район, где обитало солнечное жречество, с роскошными улицами для процессий, с молельнями, рельефами, символами солнца.
Старых богов перестали чтить, а приверженцы величайшего из них – Амона – стали подвергаться преследованию. Имя Амона стали уничтожать, где только находили: на стенах храмов, на вершинах колонн, в гробницах, на изваяниях, на погребальных плитах, на предметах дворцового обихода. Государственную поддержку получил культ единственного бога «видимого Солнца» Атона. В честь Атона во всех городах стали воздвигаться величественные храмы. Что касается храмов старых богов, то они, лишились государственных субсидий, быстро приходили в упадок.
В Амарнский период появилось множество сочинений светской литературы на новоегипетском языке, и среди них любовная лирика, «песни для услаждения сердца».
В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что не совпадало с предыдущим монументальным каноном. Придворный скульптор Бек оставил запись о том, что Эхнатон просил художников изображать всё как можно более реалистично.
Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ, что проявилось в целой галерее скульптурных шедевров – портретов Эхнатона и членов его семь, созданных в совершенно новой свободной манере. Самый известный из них – знаменитый бюст царицы Нефертити, жены Эхнатона, созданный в мастерской неизвестного скульптора из Амарны. Сегодня известны четыре портрета Нефертити. Среди них один из мастерской скульптора Тутмоса, судя по всему незаконченный. Очевидно, скульптор работал с натуры. Это небольшая (всего 33 см) голова царицы. Бюст целиком изготовлен из известняка и полностью окрашен. На Нефертити головной убор, низко надвинутый на лоб с двумя закругленными концами плотно закрывающий уши. Особенная сохранность красивых цветов, дающих большой контраст между коричневым цветом лица Нефертити и драгоценностями короны, сделают его уникальным произведением искусства. Изящная шея, нежный овал лица, удлиненные глаза и красиво очерченные губы полны бесконечного очарования. Мастер прекрасно передал обаяние Нефертити, одухотворенность ее облика.
Изображение найдено слегка повреждённым: одно ухо царицы немного отломано и её левый глаз не инкрустирован. Выяснилось, что, по сути, это две скульптуры – внутри она каменная, высеченная из известняка, а сверху покрыта слоем гипса, расписанного органическими красками. Самое удивительное, что это две разные скульптуры. То есть каменное изваяние не заготовка, а самостоятельное, законченное художественное произведение. Они явно изображают одну женщину, но на каменном изваянии она старше и реалистичнее. Как предполагают ученые, точное портретное изображение уже зрелой царицы с помощью гипса и красок было омоложено и, возможно, несколько приукрашено мастером.
Изображения фараона были чрезвычайно натуралистичны. Они подчеркивали многочисленные физические недостатки, которыми страдал Эхнатон: худые руки, вялые щеки, полные бедра, деформированный череп, тяжёлую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако предположительно идентифицированные в 2010 г. останки Эхнатона не содержат указанных деформаций. Правитель предстаёт не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерями на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьёй.
Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии.
В то время как Эхнатон предавался радостям семейной жизни и слагал гимны в честь Атона, его государство пошатнулось и стало разваливаться.
Религиозная реформа сопровождалась быстрым упадком внешнего могущества Египта. Хотя об Эхнатоне писали и говорили в духе его предков царей-завоевателей, именуя его «властелином народов», реальное положение вещей этому не соответствовало. Не получая денежной поддержки верные Египту сиро-палестинские союзники гибли в борьбе с врагами. Они писали Эхнатону, умоляя о помощи, но он был глух, и не дал им даже небольшого отряда египетских солдат. Египетские владения в Азии были утрачены. Как, должно быть, ликовали противники реформации, когда слухи о потере сирийских земель доходили до Египта. Скрывавшиеся жрецы неустанно вели пропаганду и наверняка напоминали народу о том, что при господстве Амона азиаты лежали в пыли, а Атон бессилен перед ними. Этот аргумент был весьма веским. Все угрозы, которые расточал фараон из Ахетатона, были бессильны остановить рост недовольства.
Грандиозное храмовое строительство требовало огромных сумм. Ранее фараоны получали средства на воине в виде добычи или дани с покоренных народов, т.е. оплачивали грандиозное храмовое строительство соседние народы. Эхнатон войн не вел, но строил с не меньшей грандиозностью. Поэтому расходы легли на плечи египтян.
Число противников реформы росло. Подавляющее число населения не приняло нового культа.
Фиванское жречество было заинтересовано в свержении Эхнатона более других. В Фивах было восемь больших храмов этого бога, стоявших пустыми и заброшенными. Обширная храмовая собственность, была, очевидно, конфискована. Жречество, лишившиеся доходов (исключение составляло только жречество самого Атона), мечтало о смерти Эхнатона. Фивы хранили зловещее молчание. Жрецы Амона, лишенные своих земель и храмов, непрестанно сеяли смуту. Народ охотно слушал их.
Религиозные идеи фараона были непонятны массам, которые втайне продолжали чтить старых богов. Земледельцы-общинники связывали рост налогов и ухудшение образа жизни с культом Атона. Люди вздыхали о тех временах, когда Амон приводил в Фивы вереницы пленных азиатов, а Осирис встречал умерших в стране Запада. Домашние боги, боги номов и городов были близки и понятны душе крестьянина, ремесленника, писца и родового аристократа. Они были богами, помогающими в повседневной жизни, богами, которых почитали отцы с незапамятных времен. А «учение» царя, скрывшегося в своем Ахетатоне, ничего не говорило им. Неповиновение жестоко каралось, но люди продолжали тайком хранить статуэтки своих прежних многочисленных богов и в тайне молились им.
Военная аристократия была недовольна отсутствием завоевательных войн. Равнодушие фараона к азиатским владениям империи и их потеря восстановили против Эхнатона потомков соратников Тутмоса III.
Насилия и разрушения принимали все более широкий характер. «Творит он (царь) силу против не знающих поучения его… противник всякий царя обречен мраку» – так гласит одна из надписей того времени. Но воевать со всей страной было не под силу даже фараону. Последние годы царя-реформатора покрыты мраком.
Проходили годы. Эхнатон не покидал своей столицы. Он слишком хорошо понимал, что реформация вызывает повсюду ропот. Он даже дал торжественную клятву никогда не выезжать из Ахетатона. Таким образом, он сделался добровольным узником. Правда, его эмиссары разъезжали по стране, разрушая святилища богов, уничтожая надписи с их именами, но это вызывало лишь озлобление.
Конец Эхнатона неясен, скорее всего, фараона сразил яд. Оставив свой земной путь на 17-м году царствования, Эхнатон был проклят жрецами и вошел в позднейшие египетские тексты под именем «враг из Ахетатона». В списке фараонов в храме Абидоса, составленном два века спустя, имя Аменхотепа IV – Эхнатона не значится. Время его правления просто вычеркнуто из анналов истории. Остается загадкой и судьба жены Эхнатона Нефертити. Что стало с ней после смерти мужа – неизвестно. Не найдены ни ее гробница, ни мумия. Даже имя ее было выскоблено на всех памятниках.
Зять и наследник Эхнатона фараон Сменхкара (1335-1334/32 гг. до н. э.) (Эхнатон оставил 4-х дочерей) правил всего несколько месяцев. После его смерти религиозные реформы были окончательно свернуты, жители покинули «Город Солнца». Ахетатон был проклят и объявлен обиталищем демонов, громадные алтари, сооруженные в четь Атона, разрушены и разбиты. Никто и никогда уже здесь не селился, а руины города использовались в последующие века в качестве каменоломни. Прошли годы, и на том месте, где некогда пристала барка Эхнатона, положившего основание городу, снова, как прежде, только шелестел тростник, и песок постепенно засыпал изувеченные останки Ахетатона.
На престол вступил другой зять Эхнатона – болезненный мальчик Тутанхатон (1332-1323 гг. до н. э.). Свое имя Тутанхатон переделал в Тутанхамон, чтобы показать, что он порывает с религией Атона. Религиозный эксперимент был завершен, и юный царь воздвиг «Стелу реставрации», чтобы вся страна знала: он освободил Египет от зол царствования Эхнатона. Согласно сохранившейся надписи, Египет находился в состоянии хаоса, храмы были разрушены, многие святилища заросли сорняками, армия терпела поражения на поле брани, народ забыл богов, которые больше не отвечали на отчаянные мольбы. Напротив, Тутанхамон провозглашался спасителем страны и хранителем маат – космического порядка в мире. Он был правоверным царем, почтившим Амона золотым образом, богатым убранством храмов, восхвалением богов; он внес радость и стабильность в государство. Такие пропагандистские утверждения, без сомнения, имели целью исцеление державы, но Египет по-прежнему стоял перед лицом серьезных проблем, не последней из которых была угроза со стороны врагов, господствовавших в Северной Сирии – хеттов, незадолго до того сокрушивших государство Митанни.
Восемнадцати лет Тутанхамон умер и был погребен в Фивах. Его вдова, юная Анхесенамон, очевидно не желая отдавать руку старому царедворцу Эйе, рвавшемуся к власти, завязала переписку с хеттским царем, прося прислать в Египет одного из принцев, но ее попытка не удалась. Подробности этих событий неясны. Известно лишь, что Эйе все-таки стал фараоном.
В ноябре 1922 г. весь мир облетело сенсационное известие: английскому археологу Картеру удалось после долгих поисков обнаружить в «Долине царей» тщательно скрытую усыпальницу фараона Тутанхамона, в которой оказались несметные художественные сокровища.
Гробница Тутанхамон в «Долине Царей» возле Фив оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней. В ней, среди погребальных принадлежностей и утвари, было обнаружено множество произведений искусства той эпохи – различные предметы быта (позолоченная колесница, сиденья, ложа, светильники), драгоценные украшения, одежда, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабушки. Гробы, вложенные один в другой, с крышкой, изображающей царя в виде Осириса.
В своей книге об открытии гробницы Тутанхамона археолог Г. Картер пишет, что он был буквально подавлен величием третьего, внутреннего, гроба: «Этот чудесный уникальный памятник – гроб длиной 1,85 метра, тончайшей работы, сделанный из листового золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра – представлял собой массивный слиток чистого драгоценного металла... Какие сокровища некогда таила Долина!.. Ограбление царских гробниц легче понять, если измерить степень соблазна золотым гробом Тутанхамона...» Изумительна по своему совершенству золотая маска царя со вставками из лазурита. Мумия царя, на которой Картер насчитал сотни украшений (на каждый палец покойника был надет золотой футляр). Портретная голова Тутанхамона, как бы вырастающая из цветка лотоса. Статуэтка фараона на черном леопарде и его же скульптурное изображение в саркофаге. Символы загробного мира: золотая голова священной коровы и змеиное божество. Позолоченные статуэтки богинь-охранительниц. Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу. «Небесные баржи» для следования за солнцем по небосводу... И еще многие и многие изваяния, и художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и мечтах древних египтян. Сундуки и ларцы, наполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, перстни, амулеты, скарабеи – изображения священного жука. И на всем печать Амарны (хотя Тутанхамон и перенес свою столицу обратно в Фивы), печать изящества, самого высокого и утонченного мастерства. Невиданное великолепие! Все эти бесценные сокровища хранятся теперь в Каирском музее.
Тутанхамон был серьезно болен и страдал от сколиоза – сильного искривления позвоночника. После изучения его мумии, были сделаны выводы, что верхние позвонки шейного отдела вообще были сросшимися и неподвижными, в результате чего, мальчик не мог нормально поворачивать голову. Чтобы посмотреть куда-нибудь, ему приходилось поворачиваться всем телом. Тутанхамон передвигался с помощью длинной палки, о чем говорят его многочисленные изображения. Кроме того, в гробнице также было найдено 130 искусно выполненных тростей. И тем не менее, юная девушка искренне любила своего мужа. Существует множество подтверждений теплых отношений этих молодых людей, запечатленных на различных предметах обихода. Вот молодой царь сидит на троне, а его юная жена Анхесенамон нежно касается его плеча. Вот он стоит, согнув одну ногу и опершись на длинную изогнутую трость, а она рядом не сводит с него взгляда. Вот она уютно расположилась у его ног, а он сидит на троне и льет из крошечного сосуда драгоценные духи ей на подставленную ладонь. Вот они в саду и она протягивает ему огромные букеты лотосов. Оба стоят друг против друга в беседке, увитой виноградными лозами. Молодая, грациозная и красивая Анхесенамон как бы появляется на фоне растительных мотивов композиций лотоса, она протягивает супругу букеты, составленные из плодов мандрагоры, папируса и лотосов. Анхесенамон одета в белую плиссированную одежду из тончайшего египетского полотна, на шее – большое ожерелье, ее головной убор состоит из подставки, укрепленной на темени, и двух змей-уреев, возвышающихся над ней. В жесте ее тонких смуглых рук и во всем ее личике столько прелести, столько изящества, что не налюбуешься на эту хрупкую царицу, на эту очаровательную, шаловливую девочку, которую величают «владычицей». Расходящиеся складки одежды еще более подчеркивают ее грацию. Как чудесно сияет миндалевидный глаз царицы под бровью, обрамляющей его тонкой дугой! А он, ее муж, богоподобный фараон, стоит в позе, исполненной достоинства, невозмутимый, но ласковый и такой молодой! Змея на головном уборе царя, изогнувшись, как бы тоже приветствует его супругу. Тутанхамон в одеянии, характерном для правителя, – юбке с широким полосатым поясом, широкими ожерельями на плечах, браслетами на руках и змеей-уреем на лбу. Опираясь на тонкий посох, он протягивает руку, чтобы принять от жены букет лотосов. Они совсем юны, эти царь и царица. Юность буквально сияет в их образах. А внизу, совсем маленькие по сравнению с царем и царицей, служанки собирают для них цветы и плоды мандрагоры. Поэма юной любви, юного счастья на лоне цветущей природы!
В гробнице были найдены крошечные мумии двух эмбрионов женского пола. У одного из них также признаки сколиоза. Нет сомнений, что это так и не родившиеся дети молодой пары. Сейчас трудно сказать, почему Анхесенамон не смогла выносить до положенного срока этих малышей. Но важно то, что царственная чета хотела иметь детей и с печалью в сердце и нежностью позаботилась о своих не родившихся младенцах. Общее горе и перенесенные невзгоды должны были только еще сильнее сблизить этих людей.
Скорее всего, Анхесенамон ненамного пережила своего юного царственного супруга и вскоре тоже отправилась вслед за ним в царство теней. Именно в это время в Египте была сильная эпидемия чумы. А может молодую женщину просто устранили, как последнее звено умирающей царственной династии.
И все же имя нежной Анхесенамон ожило рядом с именем ее любимого Тутанхамона. Когда археологи вскрыли гробницу Тутанхамона, то подняв вторую крышку из трех вложенных друг в друга пыльных гробов Тутанхамона, они обнаружили на груди фараона маленький веночек из полевых цветов, оставленный здесь рукой юной вдовы, словно последний привет любви, посланный в бесконечный мир вечности. Никакие сокровища, золото и драгоценности не могли сравниться с этим нежным и горьким прощанием, рассыпавшимся в прах, когда человеческая рука едва коснулась скромного букета.
После ряда непродолжительных царствований к власти пришел молодой и энергичный военачальник Хоремхеб (1319-1292 гг. до н.э.), который завершил полную реставрацию старых порядков в стране. Изображения Эхнатона разбивались на куски. Родовая аристократия вновь обрела силу, жрецы Фив торжествовали, имя «еретика из Ахетатона» было предано проклятию и уничтожалось повсюду; все, кто мог, отрекались от Эхнатона и его веры. Жрецы хотели, чтобы «еретик» исчез из народной памяти, и очень скоро добились своего. Древняя религия оживала; в храмах вновь зазвучали славословия богам. Повсюду раздавалась ликующая песня фиванцев, сочиненная жрецами, которая начиналась словами:
Сокрушён хулитель Фив,
Пал противник царицы городов.
Свидетельство о публикации №220101300723
Но это не спасло египтян от завоевателей.
Лучше бы они делом занимались.
А при Эхнатоне началось египетское возрождение, но не надолго.
Владимир Иноземцев 11.09.2023 16:52 Заявить о нарушении