День памяти бедных соратников Христа и Храма

+NNDNN+

13 октября 1307 года, в пятницу, по приказу французского короля Филиппа IV Красивого  во Франции были произведены аресты бедных соратников Христа и Храма (тамплиеров). В числе прочих был схвачен Великий магистр ордена Тамплиеров — Иаков де Моле. По сложившейся традиции, день памяти мученичества храмвников и их пути в Царствие Небесное в европейских Приоратах Ордена совершается именно 13 октября.

Вместе с тем, учитывая, что точной датой соответствия 13 октября по юлианскому стилю в нынешнем календарном исчислении является 21 октября, Великий Приорат России также отдаст дань памяти нашим историческим предшественникам 21 октября 2020 г.

ПРИМЕЧАНИЕ

Плач по тамплиерам (неизвестного автора)
Lament for the Templars, Anonymous


Достопочтенным докторам и ученым мужам Парижского Университета, радоваться! (1)
Если бы весьма удивительная и абсолютно ошеломляющая жестокость врага рода человеческого предательски задуманная дьявольским подстрекательством в краю Гасконь, который признан частью Французского королевства, была бы тщательно исследована, она неизбежно повернула бы сердца верных к скорбному состраданию и горьким слезам раскаяния. Тем временем, живительный источник правосудия королевства, который орошал всю землю своим  примером и обычаями, полностью иссяк.

Сияющий свет правды, находившийся в возглавии светильника, светящий не только этому королевству, но всем племенам и народам, был помещен под спуд так, что не увидать его. (2)
Все это явно видимо из неслыханных и чудовищных обвинений, выдвинутых против тамплиеров, которые содержат не справедливость, но, скорее, грубую тиранию, с тех пор как они были арестованы без предупреждения, внезапно, без справедливости или свершившегося правосудия, с позором и бесчестием заключены в темницу с сокрушающей свирепостью, страдали от поруганий, смертельных угроз, и различного вида пыток, вынуждаемые умереть или изобрести нелепые лжи, о которых они ничего не ведали; несправедливо преданные в руки своих врагов, кои вынудили их через эти мучения зачитать отвратительный и лживый список [обвинений], которые не могут быть слышимы ушами человеческими и не должны входить в человеческое сердце. Но, когда братья отказались изобретать сии лжи, и хотя они совершенно ничего не знали [о том, что их вынуждали сказать], мучения от служителей, истязавших их ежедневно, говоря, что они должны повторить их [лжи] перед яковитами (3) и подтвердить, что они правдивы, если они желают сохранить свои жизни и обрести королевскую многую милость, заставили их произнести [эти] лжи.

Но, многие из них, избравшие служение Богу, а не Мамоне, (4)  держались правды столь крепко, что тридцать шесть из них лишь в Парижском Доме, кроме бесчисленного множества других, кто был подобным образом подвержен [пыткам] во всех частях королевства, прошли чрез эти мучения подобно сильным [воинам] Христовым, с мученической пальмовой ветвью ко Господу, и обрели Царствие Небесное. Из оставшихся, многие, препоясавшись божественной добродетелью, были сокрушены мучениями от вышеупомянутых служителей и оставлены умирать, полуживые. Как сильнейшие из воителей они всегда держались слова правды, говоря, что братья Храма давали четыре обета, когда они вступали в Орден, а именно послушания, целомудрия, бедности и что они отдадут все свои силы служению Святой Земле. Они принимались с честным поцелуем мира; они принимали Крест Господень вместе с обрядами, обычаями и правилами от Римской Церкви и святых отцов, и они были научены держать их в сохранности. Эти же братья упомянутого ордена свидетельствуют, утверждают и повторяют это со своей собственной клятвой вновь и вновь. Но упомянутые служители и братья-яковиты, мастера великого беззакония или, вернее, убийцы, затыкали уши свои, как делают аспиды, (5) против той правды, которую они не способны понять, и извращали ее, как делают ядовитые змеи, так как в злобствовании своем они желали добыть результат, на который они надеялись; потому они обманывались своей неистовой ненавистью и ослеплялись своей дикой алчностью. Они надеялись обогатить своих монахов и сообщников за счет других, разжиреть на тамплиерском имуществе,  так, чтобы они были бы в состоянии получить часть от их доходов навсегда.  Итак, они велели, дабы тамплиеры, говорящие правду, были бы мучимы жестоко и столь долго, чтобы они либо умерли от наказаний, либо вынуждены были бы скрывать правду и лгать, что они отвергли Бога, презрели Крест Христов, и приводить другие недостойные вещи, кои не только не могут быть соделаны, но не могут быть даже описаны.

Более того, если они не говорили этих вещей, не только до, но, даже и после пытки, они всегда содержались в темной тюремной камере,  лишь с хлебом скорби и водой печали, в зимнее время с угнетающим холодом, лежа с воздыханиями и горем на земле, без соломы либо покрывал. В средине ночи, дабы усилить их страх, то тот, то этот был забираем, то из одной камеры то из другой. Тех, кого они [служители] убили в муках, они тайно погребли в хлеву или в саду,  опасаясь, что столь ужасные и свирепые деяния достигнут королевских ушей, тогда как они сказали и говорят, что вышеупомянутые братья признали  свои преступления не по принуждению, но по своей собственной воле.

Каждый из тех, кто был сокрушен пытками и изобретал лжи, желаемые для служителей и яковитов, несмотря на то, что должен был быть подвергнут пыткам для лжи,  даже если и не хотел лгать, был возводим в палаты, где был с радостью снабжаем всем, что было необходимо, так чтобы продолжать лгать. Они [тамплиеры] были беспрестанно стращаемы с угрозами, либо с грубыми, либо со льстивыми словами. Более того, некий монах – или, что более верно, одержимый демоном  - беспрестанно пробегал чрез камеры в любое время, днем и ночью, искушая братьев и устрашая их тем, что случиться с ними. И если он находил, что кто-либо раскаялся в [ранее] говоренных лжах, он возвращал их немедленно к прежним скорбям и нуждам.

Что тут можно более сказать? Вкратце, я скажу, что языком человеческим невозможно выразить наказания, бедствия, страдания, насмешки и ужасные виды пыток, от которых страдали упомянутые невинные на протяжении трех месяцев со дня их ареста, потому и днем и ночью [ни] постоянные рыдания и воздыхания не прекращались в их темницах, ни вопли и скрежет зубов не прекращался в их мучениях.  Было ли бы удивительным, если бы они говорили то, что хотели мучители, поскольку, правда губила их, а лжи освобождали их от смерти. Защита правды, несомненно, свойство не человеков, но всецело божественное свойство; так как многие чудесным образом показали божественную храбрость. Но [даже] те, кто был сокрушен таким насилием и бичеванием, упорствовали в чистой правде, несмотря на то, что мучения могли бы быть прекращены, если бы они солгали. Впрочем, что до остальных, кто был запуган и робок, то не удивительно, что они сказали [лживые] вещи единственно из ужаса, поскольку наказание одного доставляло страх всем.

Итак, внимайте, вы, мудрые люди, и зрите скорбь; и нет иной скорби, равной этой. О Боже, что это за огромное заблуждение и слепота сердец, столь великое безумие и утрата чувств, которые появились без причины между христианами в наше время? Сие и впрямь поражающе и ужасающе. О, благой Иисус,  Отец милосердный, какой совет привел столь великого принца (6) к тому, чтобы так поступить – когда он всегда правил и был направляем  по воле Твоей? Не Ты ли украсил его особым преимуществом превыше всех других принцев мира, так, что нет ни подобного [ему] орудия Церкви в мире, ни более достойного носить имя христианина? Отчего попустил Ты столь извращенному совету быть поданному ему [королю], когда он сам в себе добродетелен, справедлив, милосерд и великодушен. Будь бдителен, поэтому, и излей Дух  Совета Твоего (7) на него,  открой древнее русло традиционного источника правосудия,  сними покров и помести светильник обратно на его подсвечник (8) , так чтобы он смог увидеть правду и призвать упомянутых братьев Храма к их прежнему достоинству, и покарать их вероломных клеветников, которые полностью осквернили златую корону чести, видимый знак славной святости, и все королевство, подвластное ему, вовлечением в столь тяжкий скандал и прегрешение,  так что никто не может прочесть ни о чем таком случившемся, от начала мира.

В действительности,  это навлекло унижение и позор не только на королевство как таковое, но, также, на святую Церковь и всю христианскую веру,  так, что целый мир сказал и увидел, что беззаконие сие, происходящее от обвинителей, выявляет лишь алчность, и ничто не скроет этого. Кто может поверить, что свободный человек, в каком бы статусе или положении он бы ни был,  искал бы вступить в религиозный орден ко вреду или погибели своей души? Таковое, несомненно, было бы нелепо и безрассудно!  Сие казалось бы абсурдным и совершенно невероятным, или, скорее, невозможным,  чтобы благородные братья, клирики и бюргеры (9) религиозного ордена, который распространился по всему миру,  могли бы быть уловлены таковыми преступлениями, когда они сами служили Преславной Деве для спасение своей души и постоянно несли [свой] крест из благоговения к Распятому и в память о Его страстях. (10) Более того, и в давние и в новые времена, великое множество людей покинули орден, поскольку им не хватало твердости намерения.  После отступления от этого пути, они получали множество насмешек от своих родителей и друзей, поскольку религиозный орден изгнал их.  Если такие люди знали о бесчестии в ордене, почему они хранили молчание, когда они могли бы оправдать себя, сказав, что они не желают оставаться среди людей, впавших в такие грехи? Вместо этого, после слезных молитв и долгих настояний, раскаявшиеся получали позволение вернуться, и ели год и один день на земле, постились шесть дней на хлебе и воде, и каждое воскресение они раздевались до белья и восходили к алтарю на торжественной мессе, дабы получить епитимью от рук священника, и не могли вернуть ни одеяние, ни общество братьев без того, чтобы сначала не завершить годовую епитимью смиренно и преданно. (11)  Так почему такие люди возвращаются как псы на блевотину свою, (12) и получают столь большое наказание с опасностью для своей души и срамом для своих тел? Другие, которые согрешили настолько, что согласно статутам ордена они не могли получить разрешение на возвращение – почему они не раскрыли это бесчестие, если только не потому, что, они не могли сказать столь неправдоподобные и неслыханные лжи?
Более того,  я полагаю, что около ста братьев упомянутого ордена, которые все еще в египетских тюрьмах, и предпочли умереть там, в нужде, дабы стяжать жизнь вечную, нежели чем сделать что-либо против своей веры; а если бы они желали оставить свою веру, они могли бы получить почести от сарацин и иметь жен, лошадей и оружие и жить среди знати; но они предпочли скончаться в послушании своей вере, чем утратить вечную жизнь ради жизни преходящей.

Итак, всяк благоразумный может ясно увидеть невиновность несправедливо униженных, сокрушенных бедных братьев Храма, которым было отказано и в правосудии и в слушаниях. И, поскольку, разные голоса невежественных людей, которые не должны по праву быть услышаны, кричат, что приговор должен быть вынесен против них [тамплиеров], диктующий настоящее письмо, постарался сказать вам правду.
Таким образом, может быть присущая вашей осмотрительности великая, собранная [вами] мудрость рассмотрит, что должно быть сделано и как, убрав все препятствия [вызванные] страхом, ненавистью и любовью, имея лишь Бога пред очами вашими, так что вы сможете предложить совет, который будет достоин получить награду Божью и похвалу человеческую.


Примечания:

«Плач по тамплиерам»  - это письмо, написанное ранее 1308 года к магистрам и преподавателям Парижского Университета, неизвестным автором, вероятнее всего, тамплиером, по каким-то причинам не оказавшимся в  заточении, или же человеком, близким к Ордену. Автором послания сделана попытка не только защитить орден от обвинений, выдвинутых в ходе процесса, но и оказать влияние на богословов Парижского Университета, в надежде, что их авторитет и мнение смогут повлиять на окончательный приговор.

1. радоваться – евангельская  форма приветствия, употребляемая христианами в средние века
2. здесь автор обращается к словам Евангелия от Луки 8:16 «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник…
3. яковиты  -  или якобиты, или иаковиты – так, нередко, называли доминиканцев во Франции, поскольку первое их местожительство было в Париже, при церкви святого Иакова
4. мамона или маммона – у некоторых древних народов имя бога богатства, денег. В переносном смысле употребляется в значении «алчность, корыстолюбие», а также «грубые чувственные наслаждения»
5. затыкали уши свои как делают аспиды - здесь автор обращается к словам из Псалма 57:5 «Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои…
6. великий принц -  король Франции Филипп IV Красивый
7. Дух  совета Твоего  - здесь автор обращается к словам пророка Исайи 11:2: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия
8. См. также прим. 2
9. бюргеры - имеются в виду свободные миряне, ведшие свою деятельность под эгидой ордена
10. в память о Его страстях – т.е. крестных муках
11. в уставе Ордена подробно прописаны наказания за различные проступки, в том числе расписаны действия тех, кто желает быть     вновь допущенным в Орден и должен нести епитимью
12. возвращаются как псы на блевотину свою - здесь автор обращается к словам апостола Петра: «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2-е послание 2:22).
 

© Перевод на английский Др. Хелен Дж.Никольсон
© Перевод с английского и примечания Галины Росси, 11 июля 2008 г.


Рецензии