Узелковая память или родовая песня индейцев ачомав

Сегодня мальчику Зами племени ачомави уходит один на три дня и три ночи без еды и воды с одним каменным топором в горы, чтобы встретиться с великим Духом, чтобы узнать свою Судьбу.  Зами – это имя ребенка до его посвящения в воина. Для европейца это слово могли бы перевести как «чистый лист» или «место, где нет следов».  Его отец Тау, что означает «форель, идущая вверх по горной реке». Свое имя он получил в очень трудные времена для племени , когда на их землях, в долине, где они охотились на бизонов, выращивали маис, была три года засуха. Семена брошенные в землю для своего выращивания требовали невероятных усилий. Стада бизонов мигрировали в более благоприятные территории. Люди научились выкапывать глубокие колодцы, рыть из рек колодцы. Но уже на третий год силы людей в борьбе с засухой настолько истощились, что они уже ждали голодной смерти зимой. Тогда один из молодых воинов. тогда его еще звали Зухан (Твердый камень), выразил намеренье найти новые земля для своего племени. Он предложил старому вождю Наку (Большая черепаха)отправится с отрядом молодых воинов  в разведку к дальним горам.  Через полгода из этого похода от нескольких десятков воинов вернулось только двенадцать, среди них был Зухан. Все остальные погибли от сражений с враждебными племенами, от диких зверей(тогда львы, жилы во всех горных местностях). Зухан принес с собою посох племени Хупа, как знак родства и поддержки. Это было пропуском в горы. Зухан возглавил отряды своего племени к новой обетованной земле - горы Кувас (вечной прохлады). Там Зухан был рукоположен на титул вождя с новым именем Тау - ФОРЕЛЬ ПОДНИМАЮЩАЯСЯ ВВЕРХ. Так он стал 31 вождем племени ачомави. В горах племя нашло свою новую родину, воду и пищу. Там они научились выращивать на каменных площадках кенуа, сеу - бобовые растения. А в горных реках ловить форель. в горных лесах росло много ягод, плодов, водимлос много оленей, диких баранов, коз, пушных зверей. Здесь племя впервые начали одомашнивать коз и баранов. 
Сегодня Тау на своем красавце жеребце Гуоми(Летящее крыло)отвес Зами на вершину горы Саху (Седая старуха), туда где растут тысячелетние Агы .  Европейский язык науки окрестили это удивительное дерево тройным именем «Сосна остистая межгорная». Для индейцев племени ачовали эти сосны всегда были и остаются - Агы. что означает «Посаженная Богом». Там на вершине горы Саху в окружении низкорослых Агы предстоит Заму услышать голос Великого Духа. В первую ночь Зами слышал только вой кайотов. Чтобы обезопасить себя от такого соседства Зами предпочел ночь провести на раскидистой древней Агы, которую 2 тысячи лет спустя европейцы назовут Мафусаил, определив ее возраст – 5 тысяч лет.
На второю ночь, к дереву пришел горный лев и Зами пришлось петь всю ночь Джаи - песню победы, которой научил его дед Шаман племени Ухыз(Слышащий ветер).
На третью ночь Зами привязал себя лассо к толстому суку, чтобы не упасть с дерева. И если его съедят хищники, то его останки смогли бы найти его отец. Когда дерево окружили серые силуэты черных пантер. Он снова пел и пел Джаи.
Физические силы уже покидали Зами...
В музее Колифорнии хранится браслет – памятник узелковой письменности, его нашли в одной из пещер в близи горы Апаки (Смотрящая в Вечность), которую по преданию также звали Саху. Из этого «письма» удалось услышать обрывки родовой индейской песни…

ЧКАТУ САЛИ УРБАЗ ТХА
ИСБАЗ ЦАКУ ШУТА БХА
ЖЫЮ ГИВА ЯНУС ТУВ
ФОБУС ДЫВА ЧАБИ ЗУВ
НЬЯРА МЫЗБА СУРАТ ДЖА
УГБАЗ ОТЫС ЦЮГО ГЖА
КЫЗРУ ЗАХУ ДАБАС РАХИ
ОБАЗ СИГУБ КЕТАР ТАХИ
БАЗРАТ МАХАБ УТАРАХ
ЯТАХ ВЫЗБА ТЯХУ ВАХ
ЖОЗУР ХИБХА КУВАС ЗАР
НГУДЫР ШОТХА БЫШУ ЧАР

ЗАПРЯГАЯ КОНЯ ДЫШИ РАСКАТАМИ ГРОМА
ПУСТЬ ГЛАЗ НЕ СПИТ,
КОГДА ЛЕВ ХОДИТ ВОКРУГ ВИГВАМА
САЖАЯ СЕМЯ НАЙДИ ЖИВУЮ ВОДУ
НЕ ЗАВЕРШИВ ДЕЛА НЕ ПОЙ О СЕБЕ ГОДУ*(ХВАЛЕБНАЯ ПЕСНЬ)
НЕ ЗАСЫПАЙ, НЕ СНЯВ ПОКЛАЖИ С КОНЯ
ДО РАССВЕТА ВСТАВАЙ ПРИНЯТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДУХА ОГБЫ(УТРА)
ЧТОБЫ ВИДЕТЬ ПОЛЕТ ОРЛА, НАУЧИСЬ СМОТРЕТЬ НА СОЛНЦЕ
 ПУСТЬ СВОБОДНОЙ БУДЕТ ОТ КОРЫСТИ ТВОЯ МОГА (ТРЕБА*)
 ЖИВЯ У ВОДЫ,  ОСТАВЛЯЙ  РЫБЕ ЧИСТЫЕ ПРОТОЧНЫЕ ВОДЫ, ТОГДА НЕ СОТРЕТСЯ, НЕ ОБОРВЕТСЯ ТВОЙ СЛЕД В ПАМЯТИ ПОТОМКОВ
ХОЧЕШЬ ОСТОВАТЬСЯ С ВЕЛИКИМ, УМЕЙ ПРОЩАТЬ ВРАГУ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ТАИТ В СЕБЕ ОПАСНОСТЬ.
ЧТОБЫ ЖИТЬ ДЫШИ РОВНО, ЧТОБЫ ПОБЕЖДАТЬ СОХРАНЯЙ ДУХ НЕИЗМЕННЫМ. 
ОТПРАВЛЯСЬ В ДОЛГИЙ ПУТЬ, НЕ ЗАБУДЬ  ПОДКОВАТЬ КОНЯ
ЧТОБЫ ПОЗНОВАТЬ ПОМЫСЛЫ ВЕЛИКОГО ДУХА, УМЕЙ ОТРЫВАЙ ВЗОР ОТ ВСЕГО ЗЕМНОГО


*в литературном изложении автор не придерживается строгих научных. исторических, антропологических, этнографических, географических интерпретаций.


Рецензии