Часть 3 Гл. 1 Человек и человечество

                Человек, кто он такой. 

 Итак, человек, что же, или вернее, кто же он такой? Опять при очевидной простоте вопроса возникает некий мыслительный тупик. Ну, что человек? Я - человек, ты - человек, вроде, и так все ясно. Но с другой стороны...
Что ж, попробуем именно с другой стороны, попробуем рассмотреть человека по частям. В предыдущем разделе мы как будто бы договорились, что человек есть на данный момент высшая стадия развития живой материи, поэтому для рассмотрения его сути проще всего сравнить, чем он схож с предшествовавшими стадиями и чем от них отличается.
     Человек есть представитель класса млекопитающих, отряд приматов, род - хомо, вид - хомо сапиенс, то бишь, человек разумный. Вид человека един, к хомо сапиенс относится и белый, и китаец, и негр. С биологической точки зрения и европеец, и эскимос, и австралийский абориген, и южноамериканский индеец представляют единый биологический  вид. Все различия: расовые, национальные, этнические есть лишь подвидовые вариации, а вид един. Доказательство очень простое - метисы всех комбинаций дают здоровое, полноценное, способное к дальнейшему размножению потомство. Впрочем, расовых комбинаций всего три: белый - желтый, белый - черный, желтый - черный.  Межнациональных, естественно, великое множество.
   Таким образом, по биологической сути человек есть животное из класса млекопитающих. Как все животные он ест, пьет, спит, размножается, ну, и т.д. С этой точки зрения человека изучает физиология и медицина, и еще патопсихология. Поведение человека определяется не только сознательным разумом, о котором мы будем говорить дальше, но и подсознанием, которое как раз связано с его животным происхождением. Кстати, первым на скрытую, подсознательную сферу человека еще в конце позапрошлого века обратил внимание Зигмунд Фрейд, врач-психолог. Анализируя рассказы о снах своих пациентов и соотнося их с фактическим поведением, он выделил две доминанты, скрыто влияющие на мотивы человеческого поведения: летальную и сексуальную. Получалось, что человек не только животное, но животное потенциально агрессивное и в высшей степени похотливое, пребывающее в постоянной половой активности. Но в эту сферу мы углубляться не будем, потому что в ней даже у специалистов нет единства взглядов, а кто желает поближе ознакомиться с этой интересной и деликатной темой, пусть читает Фрейда, Юнга и др. Мы же для себя оставим в памяти, что первая сущность человека есть чисто животная сущность, или, чтобы не так грубо - биологическая.
   С биологической сущностью тесно связана эмоциональная. Животным тоже присущи эмоции, поэтому их нельзя считать только принадлежностью человека. Страх, гнев, радость, уныние - это суть отражения биологического состояния, реакции на опасность, сытость, голод, поражение от противника, или победа над ним. Конечно, у человека эмоции ярче, многообразнее и длительнее, что связано с памятью, и здесь они очень тесно соприкасаются с духовной сферой, которую мы затронем позже.
    
  Вторая сущность человека определяется его видовым названием - человек разумный, человек, в отличие от животных, обладает разумом. Ну, а что такое разум? Понятие весьма непростое, тем более, что тесно связано с другой, духовной сущностью человека, кроме того, зачатки разума отмечаются и у животных, особенно у домашних, но все же попробуем определить простыми понятиями. Во-первых, как нас учили и в школе, и в институте на занятиях по диалектическому материализму, разум - это способность предвидеть результат своих действий, а также способность анализировать прошлый опыт, рационально применять его к настоящему и реально планировать будущее. Во-вторых, человек разумный обладает языком, не тем, который можно высунуть и подразнить соседа, такой есть почти у всех животных, другим языком - речью. Речь и мышление, язык и разум развивались параллельно. Чем выше разум - тем богаче язык, чем сложнее и многограннее мышление - тем сложнее и информативнее речь. Язык племени Мумбо-Юмбо, как указывали клас¬сики советской литературы Ильф и Петров, насчитывает триста слов, язык Вильяма Шекспира - двенадцать тысяч, а научно-технический словарь - свыше миллиона слов и терминов. Это аксиома, чем выше знание - тем большего количества слов оно требует. Интеллектуальный уровень отдельного человека очень легко определяется его речью, если речь весьма прилично и модно одетого мужчины на треть состоит из непечатных связок, то обсуждать с ним проблемы экологии или характер массовой культуры не стоит и пытаться.
   Мы мыслим словами и общаемся между собой тоже словами, т.е. символами, обозначающими предметы и действия. (Здесь я не рассматриваю образное мышление, которое есть или признак примитивного разума, или художественного восприятия). Речь позволяет суммировать мышление, с помощью речи в ходе общения люди не только передают информацию, но и свои мысли, т.е. мыслят вместе, сообща. Не зря существует пословица, что в споре рождается истина. Хотя, скажу честно, наблюдать рождение истины мне не приходилось, а во всех спорах, свидетелем которых был, и в тех, в которых сам участвовал, когда молодой был, просто тот, кто погорластее, доказывал менее голосистому, что он, горластый - умный, а другой, который потише - дурак. Но тем не менее речь позволяет коллективно мыслить, вспомните передачу «Что?  Где? Когда?», где за минуту шесть человек говорят, почти не слушая друг-друга, но успевают, чаще всего, найти правильный  ответ.
   А речь записанная - это законсервированная мысль для многократного и длительного использования
   Таким образом, речь - необходимый да и единственный механизм мышления, т.е. если разум - это свойство живой материи в лице человека, то речь - средство его (разума) проявления и существования. Даже немые и те мыслят словами, вспомните, как они общаются жестикуляцией, это ведь тоже слова.
   Но вернемся к тому свойству разума, которое позволяет запоминать, анализировать и планировать. Это чисто рациональная сторона разума, она способствует биологическому выживанию человека. Назовем ее для простоты формальным разумом. Формальный разум позволяет человеку посчитать свои деньги, а если не хватает, то с кем-то скооперироваться, дает возможность вспомнить нужный адрес, заставляет его весной сажать картошку, потому что по предыдущему опыту знает - осенью будет урожай, напоминает о необходимости заплатить за телефон, чтобы его не отключили, т.е. формальный разум решает конкретные задачи жизнеобеспечения. Более того, он позволяет человеку жить и выживать там, где просто животное, лишенное естественных условий существования, погибнет. Разум позволяет человеку успешно бороться со стихийной неопределенностью природы, именно разум сделал его царем природы, господствующим видом. Именно разум  позволил человеку заселить всю Землю, от тропиков до полярных областей. Если каждому биологическому виду соответствует свой ареал обитания, своя экологическая ниша, к которым он непосредственно приспособлен: слоны живут в джунглях и саваннах и не могут жить в нашей тайге, белый медведь погибнет в пустыне, змея не сможет жить в тундре, крокодил немедленно за¬мерзнет в сибирской реке, а кенгуру долго не проскачет в монгольской степи, то человек может жить в любом ландшафте и любом климате. И хотя, согласно популярной песне, эскимос и папуас никак не могут объяснить друг-другу, что такое холодно или жарко, тем не менее, и папуас выживет в тундре, если его соответственно одеть, а эскимос - в тропиках, если его, конечно, раздеть. Жить будут несладко, потому как непривычно, но выживут, а через одно-два поколения освоятся полностью.
   Человек не только заселяет естественные природные ландшафты, но и создает новые искусственные: японцы, например, заселяют бывшие акватории, засыпая прибрежные морские мели свалками, а голландцы уже более двухсот лет отвоевывают у моря сушу, откачивая воду из приливных зон. Уже появляются проекты заселения дна морей, и они вполне могут осуществиться, если появится нужда, а фантасты и соседние планеты заселили, так что жизнепригодные ареалы для человека будут расширяться целенаправленными усилиями того же человека.
   Таким образом, разум снижает событийную энтропию неопределенности жизни человечества, если энтропию, в данном случае, со¬относить с вероятностью по Л.Больцману. Здесь еще раз вспомним, что живая материя снижает энергетическую энтропию планеты, поскольку в лице человека овладевает новыми видами энергии, и она же в том же лице снижает энтропию неопределенности будущего своего развития, поскольку это будущее определяется сознательно, целенаправленной деятельностью человека.
   Есть еще одна сторона разумности, которой мы еще коснемся, а пока только отметим: более разумный человек может жить за счет менее разумного, при этом не прибегая к насилию, даже более того, с согласия и одобрения менее разумного. Конечно, сразу встает вопрос о совести, но это уже относится к иной, духовной сущности человека.
    Итак, вторая сущность человека - рациональная разумность, позволяющая ему оптимально выживать в самых разнообразных условиях, предвидеть эти условия и готовиться к ним. Эту сторону человеческой сущности чаще принято называть интеллектуальной, ею мы и будем пользоваться,  хотя, по-моему, последнее определение менее корректно, поскольку частично относится и к духовной сущности, точнее, все-таки, ее называть рациональной или формальной разумностью.
Чистый формальный разум в человеке выделить трудно, человеческое мышление всегда осложняется эмоциями, всевозможными посторонними раздражителями, да и обычными симпатиями и антипатиями. Даже решение математических задач, казалось бы, образец формального мышления часто сводится на нет обыкновенными ошибками. И, тем не менее, чистый формальный разум существует, и создан он самим человеком - это машинный разум, кибернетический.  Кибернетика, зародившаяся в годы второй мировой войны, в Англии, с практической целью расшифровки немецких радиограмм, за семьдесят лет  сделала удивительный, подобный чуду, скачок. Но лично меня поражают не компьютеры последних моделей со скоростью счета в миллион операций в секунду, наверное, никогда не перестану удивляться микрокалькулятору. Когда на этой машинке, умещающейся в ладони (МК-62 или МК-51) набираю несложную программу и включаю клавиши "ВО", "СП", и табло на несколько секунд гаснет, а потом высвечивает результат, меня поражают именно эти несколько секунд. Она думает! Я представляю, как в этой коробочке по различным цепям со скоростью света носятся электрические импульсы, с задержкой в тысячные доли секунды происходят переключения режимов и сигнал совершает путь в тысячи километров, прежде чем появится результат. Я поражаюсь могуществу человеческого разума, сумевшего смоделировать работу мозга и уместить сотни километров электрических схем в размер ладони. 

   Далее - социальная сущность человека, или общественная, которая означает, что человек без человечества немыслим. Хотя, на первый взгляд, социальную сущность можно соотнести с биологической, поскольку большинство животных живут не в одиночку, а сообществами: стадами, стаями, колониями, и не только животные, но и растения.  А такие насекомые как пчелы и муравьи имеют очень сложную популяционную организацию, включающую даже разделение функциональных обязанностей. Так что в этом смысле человек неоригинален. Но, тем не менее, одно существенное отличие есть.
   Во-первых, поразмыслим над такой ситуацией: если детеныш какого-либо зверя или птицы - волчонок, зайчонок, олененок, утенок, кто угодно, вдруг останется без родителей, что с ним будет? Скорее всего он погибнет, но не обязательно, может и выжить. И пусть все время он живет в одиночестве, без контакта с себе подобными, ситуация вполне реальная. Каким он станет, когда вырастет? Думаю, что вырастет самым обыкновенным волком, зайцем, оленем, уткой, и к брачному периоду не будет отличаться от себе подобных.  Если быть точным, конечно, чем-то отличаться будет, но не настолько, чтобы не войти в свою популяцию. Почему я могу так утверждать? А вот почему. Любой детеныш животного, даже лишившись родителей, останется в своем естественном ландшафте, своей эконише, где его предки находили пищу и убежище, а инстинкт заставит его действовать так же, как действуют его сородичи: волчонок начнет, скорее всего ловить мышей и других мелких зверьков, зайчонок и олененок начнут щипать траву, утенок искать корм на дне и в водорослях. Согласны?  Если сомневаетесь, обратимся к такому популярному примеру.
   Когда кошка приносит котят, и они через неделю открывают глаза, хозяева стараются от этого потомства поскорее избавиться. И многие котята оказываются вскоре без мамы-кошки в новой квартире одни-одинешеньки, с новыми хозяевами. Естественно, что с другими кошками они вначале не общаются, и, тем не менее, месяц спустя котята резво бегают за бумажкой, привязанной к нитке, потом ловят мышей, если таковые окажутся в доме, а год спустя уходят гулять на крышу, т.е. воспроизводят весь комплекс нормального  кошачьего поведения. Надеюсь, никто не будет утверждать, что это хозяева бумажкой на нитке обучили котенка мышиной охоте, если бы бумажки и не было, кошка все равно стала бы ловить мышей, это инстинкт. Да  и никакой хозяин не учит кошку гулять по крышам, она гуляет сама по себе.
   А что же происходит, когда человеческий детеныш лишается родителей и вообще человеческого окружения? Даже если он и выживет, то полноценным человеком стать не сможет. Многочисленные примеры  находок ранее потерянных детей однозначно указывают на это. Дети, воспитанные дикими зверями, или выжившие сами по себе, возвращенные в человеческое общество, не могут овладеть речью, рвут на себе одежду, не приучаются к посуде. Инстинкты, пробудившиеся в них и помогшие выжить, есть чисто звериные инстинкты и возвращают человека на допервобытный уровень, когда он не знал ни орудий, ни огня. При этом они полностью утрачивают половой инстинкт. И хотя Киплинг вернул Маугли к людям, фактические примеры этого не подтверждают. Желающих подробнее ознакомиться с темой потерянных и выживших со зверями детей отсылаю к брошюре "Оборотни" из     популярной серии “Знание”, вышедшей в 1991 г.
   Во-вторых, человек живет в искусственном ландшафте, техногенном, созданном предшествовавшими поколениями и им самим, если он уже построил дом и посадил дерево. Техногенный ландшафт - необходимое условие жизни человечества. Что стало бы, если вдруг все творения рук человеческих исчезли? Исчезли дома, дороги, линии электропередач, заводы, поля, автомобили, самолеты, корабли, а также столы, стулья, кровати, ножи, ложки и, естественно, кружки, стаканы, рюмки и т.д. - все это плоды человеческого тру¬да и сами по себе в природе не создаются, если все это, вдруг, исчезнет, большая часть человечества погибнет: от голода, холода, болезней, а оставшиеся немедленно опустятся на первобытный уровень, никакие технические знания не помогут восстановить утраченное, все пришлось бы начинать сначала, от каменных орудий. Сколь бы ни были умны и технически подготовлены выжившие люди, они не смогут этот опыт передать потомкам при отсутствии предметного воплощения знаний. Оказывается, что человеческая цивилизация довольно хрупка. Пусть даже все не исчезнет, а только разрушится в результате глобального стихийного бедствия или ядерной войны, и человечество будет немедленно отброшено на века и даже тысячелетия назад.
   Весьма известный, хотя и художественный пример выживания человека в одиночку вне цивилизации - это роман Даниеля Дефо "Робинзон Крузо". Герой, Робинзон, после кораблекрушения оказывается один на необитаемом острове. Из орудий у него только матросский тесак - большой нож, или маленькая сабля. И первое время он обходится этим тесаком, другие орудия, естественно, делает из дерева. Но автор, хотя и не знал о техногенном ландшафте, тем не менее, понимал, что с таким орудием герой может выжить, но сюжет романа будет бедным, поэтому он очень скоро снабжает Робинзона почти полным набором инструментов того времени - Робинзон вылавливает из моря ящик с ружьями, порохом, посудой и пр. вещами. Теперь герой может развернуться, построить хижину, большую лодку, а главное, есть на чем развивать сюжет.
   А настоящий "Робинзон", матрос-португалец, проживший на необитаемом острове восемнадцать лет, это было в начале двадцатого века, разучился говорить.
     Современные, ныне модные, школы выживания, чему они учат? А учат они тем забытым первобытным навыкам, которыми человек владел в доисторические времена, и которые помогали ему выжить в естественном природном ландшафте, т.е. выживать как зверю.
   Получается, что человек, даже с гениальным умом - ничто, если он лишен материальной базы, созданной человечеством в целом. Отсюда можно сделать простой вывод, что при глобальных катастрофах человечество оказывается наиболее уязвимым из всей живой природы. Царь природы может оказаться ее беднейшим рабом. Конечно, глобальная катастрофа уничтожит и немалую часть дикой природы, но ей восстановиться будет легче, и самыми живучими окажутся наиболее примитивные формы жизни: бактерии, лишайники, водоросли.
    Зависимость человека от собственноручно созданного ландшафта  - важнейшая отличительная черта его от неразумной природы. Надежность техногенного ландшафта - это безопасность человечества. А в каком направлении развивается прогресс и создаваемый им ландшафт? Здесь намечается определенное противоречие, с одной стороны, не вызывает сомнений, что творческая техническая мысль направлена на создание все более надежных, прочных, износостойких предметов,  механизмов, строительных конструкций, но, с другой стороны, над производством довлеет принцип технологичности, т.е. удобства не самого изделия, а процесса его производства. Технологичность снижает издержки производства, повышает производительность труда и прибыль. Это диалектическое противоречие разрешается весьма просто: по принципу «первого легкого шага» предпочтение отдается технологичности, а надежность заменяется удобством пользования и дизайном. Надежность и долговечность товара уже мало интересуют покупателя, тем более, производителя, потому что при развитой технологии товара много и он дешев, к тому же реклама, меняя моду, заставляет потребителя заменять даже вполне пригодные неизношенные вещи на новые, более современные. Вспомните, сколько в прошлом веке служила мебель - несколько десятилетий, а сейчас - максимум десятилетие (не будем брать эпохи кризисов, когда приходится вытаскивать из кладовок, чуланов и чердаков старые вещи). То же самое одежда и обувь, ранее они служили пять-десять лет, а то и более, ныне - год-два. На сколько строились дворцы, храмы? - на столетия, а некоторые пережили и тысячу лет, а сейчас? - проектный срок службы панельных многоэтажек 80 лет. В такой быстрой сменяемости есть смысл - будущие товары будут удобнее и дешевле нынешних. Предел этой тенденции - вещи одноразового пользования. Таким образом, технический прогресс развивается в направлении от долговечности и надежности к кратковременности, удобству пользования и удобству производства. Техногенный ландшафт все более усложняется и надежность его для критических ситуаций снижается.
   Правда, было время, когда люди стремились к прочности и долговечности своих сооружений, это известные бомбоубежища на случай ядерной войны, т.е. глобальной катастрофы. Строились прочные железобетонные норы с запасом воды, продовольствия, топлива, вентиляционными установками и т.д. Но ядерная опасность как будто миновала и большинство прежних коммунальных бомбоубежищ ныне заняты коммерческими магазинами, торгующими жевательной резинкой и прочими одноразовыми благами прогресса.
   В эту тему можно еще долго углубляться, но остановимся, вспомним, что начинали с социальной сущности человека, отличающей его от животного.
   Итак, социальная сущность человека заключается в том, что он, как человек, не может оформиться вне общества, весь комплекс знаний, навыков, даже элементарно - язык, речь, передается от человека к человеку. Во-вторых, человечество находится в прямой зависимости от созданного им же самим искусственного техногенного ландшафта (а не только в том, да простят меня марксисты, что люди гуртуются в партии, профсоюзы и борются за свои права).

   И наконец, мы подошли к четвертой сущности человека - духовной.
Духовность, душа, загадка души есть ли еще более неопределенные понятия? Можно ли формальным разумом постичь душу вообще? В философии вопрос этот до сих пор не разрешен, я имею в виду материалистическую философию, теологи решили ее довольно просто: душа от Бога. С одной стороны, духовность несомненно связана с разумностью, но с рациональной логикой она отнюдь не схожа, а порою прямо противоположна ей. Она заставляет человека жертвовать, мучит его укорами совести, создает странные потребности в прекрасном, возвышает в нищете и доводит до самоубийства в богатстве. И самое главное, зачем она? Зачем Гамлетовский вопрос "быть или не быть?", зачем Венера Милосская и Сикстинская Мадонна, зачем музыка Баха, Моцарта, Чайковского, зачем "Евгений Онегин" и стихи Анны Ахматовой, зачем комедии Чаплина и, наконец, очень переживательные латиноамериканские телесериалы. Их нельзя съесть и надеть на себя, в них нельзя поселиться, но без них? Но без них жизнь стала бы до ничтожности бедной и скучной. Значит, она, духовность и духовные потребности стали частью нашей сути, стали необходимы.
   Здесь мы подходим к ответу, зачем духовность и что она такое. Духовность - это самозащита разума, его среда и его энергия. Как пища и тепло есть необходимое условие существования организма вообще и человеческого организма в частности, так духовность есть необходимое условие существования человека разумного. Как пища и тепло создают счастье животного существования, так духовность создает смысл и счастье разумной жизни. Разуму уже мало сытости и тепла, нужна более высокая осмысленная сфера, и это - духовность.
   Конечно, это слишком простое решение проблемы духовности, и у человека думающего ничего кроме раздражения или недоумения вызвать не может. Конечно, все намного сложнее, и зарождалась духовность в величайших муках разума. К этому мы еще вернемся и будем возвращаться неоднократно, пока же оставим в памяти: духовная потребность существует объективно и зарождение ее можно объяснить объективными материальными причинами.

   А сейчас подведем итог разделу о человеке. Человек определяется четырьмя сущностями: биологической (или животной), интеллектуальной (или формальной разумностью), социальной и духовной.  Первая связана с его биологическим происхождением и отправлением физиологических потребностей; вторая отличает его от неразумных животных и неограниченно расширяет способности к жизнеобеспечению, а также снижает вероятностную энтропию его существования; третья, социальная, означает, что интеллектуальная и духовная сущности человека могут развиться и осуществиться лишь в социуме (обществе), один человек, или даже маленькая группа, сохранить достижения цивилизации не могут; и наконец, духовная сущность, важнейшая отличительная черта человека, если зачатки формальной разумности и признаки социальной организации можно отметить и у животных, то духовность принадлежит только ему, человеку.


Рецензии