Украденное свидание - фильм- сопереживание

Совсем недавно случайно наткнулась на одном из телевизионных каналов на старый эстонский фильм 1989 года "Украденное свидание". Не думала, что с таким интересом его можно сегодня смотреть. Этим фильмом талантливый эстонский режиссёр Лейда Лайус продолжает начатый ею в картине "Игры для детей школьного возраста" разговор о поколении подростков, выросших без родителей. Предыдущий фильм жёстко и даже жестоко поведал о том, кто и как растёт в наших детских домах. А данный фильм ещё более жестоко рассказывает о том, кто вырастает в этих домах и кем становится во взрослой жизни. А вырастают. как правило, люди с изломанной психикой, с искажёнными представлениями о реальной жизни, от которой они были отгорожены надёжными заборами.
  Процесс адаптации к нормальным условиям жизни бывает мучительным и трагичным. Некоторых, если не многих, он приводит на скамью подсудимых. Не сориентировалась в новой жизни и Валентина Саар. Родила ребёнка, растила одна, крутилась, как могла, беря всё, что не очень хорошо лежит, и, когда сыну Юрису было три года, оказалась в тюрьме. Перед этапом зачем-то отказалась от мальчика, а отсидев своё, вдруг воспылала материнскими чувствами. Очень может быть, что и искренними, может быть и в самом деле преданный ею ребёнок - единственное счастье и надежда на её спасение. Но только того она не в силах понять, что дело не только в ней и в её проснувшихся чувствах, сколько в нём. В её ребёнке, который и не помнит родную мать, который привык к новым своим родителям и вроде бы ни на каких других менять их не собирается.

  Роль Валентины Саар играет замечательная эстонская актриса Мария Клёнская. Играет нервно, то срываясь на злобность, то вдруг являя удивительную нежную женственность. Она мечется между кажущимся ей неотъемлемым правом на собственного ребёнка и естественными юридическими нормами, совершенно справедливо отказывающими ей в этом праве. Иногда эту огрубевшую от лагерной жизни женщину до боли жаль, временами к ней проникаешься состраданием, которое тут же спешит сменить элементарная брезгливость. В ней столько всего намешано, в этой горе мыкающей женщине, что, кажется, она уже никогда не воспрянет к новой жизни, а так и будет коротать век между отсидками.

  А может быть, украденное у приёмных родителей её сына свидание станет последним проступком? Может быть, потеряв, обретя и вновь потеряв ребёнка, она остановится в своём безрассудном беге по жизни?
Может быть. Фильм не спешит с ответами на эти вопросы. Не торопится давать оценки и рецепты. Не подсовывает морализаторских сентенций. А просто предлагает - думайте, решайте. обсуждайте. Но только - не осуждайте.


Рецензии