Кто там мчится с красным флагом?!

«В действительности всё не так, как на самом деле». (афоризм)


    В оригинале новый фильм Мишеля Хазанавичуса называется «Грозный» (Redoubtable), что режиссёр объясняет упоминанием подводной лодки в начале фильма с таким же именем. Это конечно же шутка автора картины. Собравшись снимать кино-биографию живого классика и создателя французской «Новой волны» Жан-Люка Годара, он должен был просчитать все ходы заранее. Сам «Грозный классик» назвал затею сделать о нём биографический игровой фильм глупостью. Итак, перед нами картина «Молодой Годар» (2017).
    Лихо закрученный сюжет фильма мало напоминает традиционные байопики о великих современниках. Это скорее всего похоже на авангардную ироническую комедию с элементами фильма-памфлета. И Хазанавичус с поставленной задачей справляется весьма успешно. Хотя многим критикам работа обладателя Оскара (за фильм «Артист») очень не понравилась. Обвиняют чуть-ли не в очернении и издевательстве над великим классиком мирового кино. Но позвольте, господа, перед нами оригинальное произведение кино-искусства во всех своих противоречиях, чем и вызывает заслуженный интерес неравнодушной публики. Сыграем по правилам авангарда...
    Две, три вещи, которые я знал о нём:

«Резкое осуждение современной буржуазной цивилизации звучит в первом фильме Жана Люка Годара «На последнем дыхании».
    В последующие годы Жан Люк Годар (р. 1930) становится одним из самых популярных и плодовитых французских кинорежиссёров. Его фильмы разнообразны по сюжетам, свежи, экспериментальны по форме. Однако их идейное направление, так же как теоретические высказывания Годара, весьма противоречивы».
(Р. Н. Юренев, 1968 г.)

    «Революционные» фильмы Годара, и среди них, «Китаянка» (1967), «Ветер с Востока» (1969), «Всё в порядке!» (1972), несмотря на бунтарские претензии их автора, оказывались преимущественно достоянием узкого круга художественной интеллигенции и, став «модными», демонстрировались в качестве развлечений перед пресыщенной публикой Елисейских Полей».
(Lefevre R. Jean-Lue Godard. - Paris, 1983).

    А дальше, как только появилась возможность, я отправился смотреть фильмы Годара. И это было правильным решением! Так как смотреть картину Хазанавичуса желательно после просмотра хотя бы 5 фильмов Годара: «На последнем дыхании», «Мужское и женское», «Жить своей жизнью», «Отдельная банда» и «Презрение». Иначе очень многое может остаться не понятым в фильме о нём и от внимания зрителей ускользнёт дополнительный подтекст. Противникам же ленты не понравились прямые отсылки к биографии самого героя повествования, его участие в парижских событиях 1968 года и то, как это показано. А показано, надо отметить, с большой долей иронии и местами даже сарказма. К примеру, Годар идёт в колонне митингующих, выкрикивает лозунги, а из кармана его пиджака торчит либеральная газета «Ле Монд», нет чтобы «Юманите». Но «Юманите» тоже не подходит, ведь коммунисты Франции ненастоящие революционеры, как Годар — маоист и сторонник Культурной революции в Китае. Правда в посольстве КНР его фильм «Китаянка» отвергли, как реакционную и буржуазную агитку. В общем великий кинодеятель показан во всём единстве и борьбе противоречий. События разворачиваются довольно динамично. Вот Годар выковыривает брущатку и бросает её в полицейских (где-то я уже это видел), вот он наступает в рядах протестующих, а вот он уже убегает и получает по очкам. Да, по очкам он получает много, много раз, возможно это стало причиной осложнения отношений с товарищами по борьбе. И с женой тоже. Наметилась некая ситуационная пауза, которая была использована для поездки в Канны, чтобы сорвать тамошний кинофестиваль! А дальше турне по Италии с феерическим выяснением отношений с Бернардо Бертолуччи и всеми итальянскими кинематографистами вместе взятыми. Понимаю, выдаю много спойлеров, но как иначе передать революционный дух этой знаменательной во всех отношениях киноленты?
    Я уж не говорю о том, что Годар будет показан голым...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Жан-Люк Годар:
«Художники должны умирать в 35, пока еще не стали старыми пердунами».

Мишель Хазанавичус:
«Воспоминания Анны Вяземски хороши тем, что она рассказывает историю своих отношений с Годаром с точки зрения не себя теперешней, а той Анны, какой она была тогда. И Годар там тот, реальный, какого никто, кроме нее, не знает. Вот и я не ставил задачу создать буквальную копию Годара. Я изобретал Жан-Люка Годара исходя из того Жан-Люка Годара, который был сотворен Жак-Люком Годаром. Хотя, конечно, у Анны Вяземски своя версия Жан-Люка Годара, тоже сотворенного Жан-Люком Годаром. А теперь фильм прошел в Канне, и я чувствую себя, как утка перед открытием охотничьего сезона...»


Рецензии
Здравствуйте, Вольфганг!

Заинтриговали! Обязательно посмотрим! Спасибо за список фильмов Годара, которые желательно увидеть перед просмотром «Молодого Годара» (2017 реж Мишель Хазанавичус). Нас интересует ответ на вопрос: почему с какого-то момента Годар перестал снимать интересное кино? Все наши попытки посмотреть фильмы «взрослого» Годара, закончились полным разочарованием. Жан Люк оказался прав: «художники должны умирать в 35, пока еще не стали старыми пердунами»:)). Но есть одно но, если только они не проживают несколько совершенно разных, часто взаимоисключающих жизней в течение одной:)) Что касается воспоминаний бывших любимых, то умные люди перед расставанием договариваются никогда не писать друг о друге воспоминаний:)) Надо бы почитать «копию Годара» удивительной Анны Вяземски:)) Уверен, что «копия» забавнее оригинала:))

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   15.10.2020 12:10     Заявить о нарушении
Приветствую, Александр!

Насчёт «интересного кино», вопрос, конечно, интересный:))) На рубеже 1968 - 1970 годов «взрослый Годар» решил, что надо снимать не «революционные фильмы», а снимать надо «революционно»:) Как оказалось это действительно не одно и тоже:)) Он начал деконструкцию кино-материала и ликвидировал «жанровое кино», как вид деятельности:) Хотя, справедливости ради, надо отметить, что уже в картине «Уик-энд» (1967) такую попытку он сделал Смотреть было нелегко:)) и это при том, что оператором был легендарный Рауль Кутар, а в главных ролях задействованы Мирей Дарк и Жан Янн. Да, и просмотр был по ТВ:) Рекомендовать этот чёрный абсурд не могу, не имею права:))
Из тех лент, которые относятся к «молодому Годару» можно ещё посмотреть «Безумный Пьеро» (1965) Это по сути «На последнем дыхании» № 2, опять с Бельмондо, но уже в цвете и на широком формате. Специально ходил на него в кинотеатр, визуально незабываемо.
Ну, а всё, что он снимал с 1969 по 1980 это чистый эксперимент, акционное искусство, в общем та самая деконструкция:)) К так называемому «обычному кино» и то с большими оговорками:) он вернулся в 80-е годы: «Страсть» (1982), «Имя Кармен» (1983), «Детектив» (1985), «Новая волна» (1990). Ну да, смотрел, местами удивляло и даже шокировало, но того самого СОБЫТИЯ не было. Искусствоведам, оно, конечно, виднее:)))

С уважением, Вольфганг.

Вольфганг Браузер   15.10.2020 15:20   Заявить о нарушении
Начал я читать последний роман Мишеля Уэльбека «Серотонин». Написано весьма неплохо. На этот раз Мишель обошелся без мигрантов, но зато хорошо покопался в голове обыкновенного француза на фоне глобализации:)) Что-то у главного персонажа всё совсем нездорово:)) Накрыла его по полной программе депрессия и мизантропия. Короче, ищет персонаж хотя бы одну причину, чтобы жить дальше в сегодняшнем мире, но менять в нем ничего не хочет. А вот его лучший друг принципиально не желает отдавать свою землю ради какой-то свободы торговли. Почитаем, чем все закончится.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   16.10.2020 00:51   Заявить о нарушении
"Депрессия и мизантропия" отличительные черты героев Уэльбека во всех его романах:) Но самые ударные его вещи были написаны ранее: "Возможность острова" и "Карта и территория" (крепко шибало, однако:))) Но можно почитать и "Серотонин", а чё там, глянем:))

Вольфганг Браузер   16.10.2020 11:36   Заявить о нарушении
Даже так. Ну, если Уэльбек просто доведет своего персонажа до края и не предложит никакой альтернативы, то я буду глубоко разочарован в романе:)). Уже понятно, что персонажу таблетки не помогут, женщины при таком подходе тоже:))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   16.10.2020 12:48   Заявить о нарушении
О, в этих вопросах он большой специалист:))) Читал всю его библиографию, включая эссе, стихи и даже его книжку о Лавкрафте:)) Что касается "до края" и "альтернативы", то рекомендую его "Карту и территорию". Александр, Вы даже не представляете с кем связались в его лице:))))

Вольфганг Браузер   16.10.2020 19:16   Заявить о нарушении
С удовольствием посмотрели «Молодого Годара» (2017 реж. Мишель Хазанавичус). Не могли оторваться от фильма, значит, у режиссера все получилось. Наконец, я получил ответ, как Годар смог снять такие фильмы, как, например, «Альфавиль» (1965). Несмотря на всю ироничность, фильм снят с большой любовью к творчеству Годара. Режиссер максимально старался хоть немного соответствовать уровню своего Персонажа. А уровень, надо сказать, был запредельный! Так бывает, что все свои лучшие фильмы или книги режиссер или сочинитель снимает или пишет вначале, а не в финале творческого пути. Почему так иногда получается – это отдельная и непростая тема:)). Неслучайно, главная метафора фильма – это разбитые очки. Финальная сцена с Годаром и группой «Дзига Вертов» придумана отлично! Но Годар прав, когда назвал глупостью попытку создать игровой фильм о нем по воспоминаниям бывшей любимой:))
Почитаю "Карту и территорию".

Александр Галяткин Юлия Фадеева   17.10.2020 11:16   Заявить о нарушении
Вчера посмотрели еще короткометражку «Множественность» (2012 реж Dennis A. Liu). Однако:))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   17.10.2020 11:51   Заявить о нарушении
О, «Множественность» (2012) действительно «Однако»:)) Теперь понятно из чего растут ноги у фильма «Анон» (2018) Эндрю Никола:)) Но это уже полнометражный фильм. Знаменательно, что съёмки тоже проходили в Нью-Йорке, хотя фильм английский.)
Что касается «Молодого Годара», то старикан ушёл с просмотра в очень дурном расположении духа (как ни как, ему через месяц стукнет 90). Кстати, Анна Вяземски (вторая жена Годара) дала разрешение на экранизацию своих дневников только после того, когда Хазановичус сказал, что это будет комедия:))
Так что, у нас всё строго, как на подлодке «Грозный»:)))

Вольфганг Браузер   17.10.2020 13:13   Заявить о нарушении
Посмотрели «Безумный Пьеро» (1965). Согласен, что «визуально незабываемо». «Как» намного лучше, чем «что»:)). С цветом Жан Люк творит в фильме настоящие чудеса, но и тут забывает о чувстве меры. Он ни в чём не знает меры:)) Форма господствует над содержанием. Такой чисто «дизайнерский» подход сыграл в дальнейшем с Годаром злую шутку. Конечно, Жан Люку не мог понравиться «Молодой Годар»:)).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   26.10.2020 15:48   Заявить о нарушении
Собственно говоря, так оно и есть. Можно для разнообразия посмотреть более позднего Годара: «Детектив» (1985), «Новая волна» (1990). Там меньше визуальных экспериментов, но форма по прежнему доминирует над содержанием:)

Вольфганг Браузер   27.10.2020 19:59   Заявить о нарушении
Так собственно и получается, когда происходит полное разочарование в содержании:)).
«Сказали мне, что эта дорога
Меня приведёт к океану смерти,
И я с полпути повернула вспять.
С тех пор все тянутся предо мною
Кривые, глухие окольные тропы…»
Акико Ёсано
Прочитал «Серотонин». «Она ничего не создает, не видоизменяет; она интерпретирует». Да уж: )) Ладно, автор оставил в финале Персонажа с мыслями о двух женщинах, с которыми он мог быть счастлив, и о Боге, и на том спасибо:)). Почитаю «Карту и территорию».

Александр Галяткин Юлия Фадеева   27.10.2020 21:28   Заявить о нарушении
«Серотонин» ещё не закончил, читаю:) А «Карту и территорию» вспоминаю до сих пор....
"я вышел ночью из туннеля,
на небе жёлтая Луна,
летели самолёты где-то
и шли с востока поезда,
по морю плыли пароходы,
на них везли какой-то груз,
но это было полной тайной
и я почувствовал конфуз
за наши странные сношенья
в дипломатической среде
и наше слабое влиянье
на иностранных атташе,
как много тайн международных
таит в себе полночный мир,
как мало в мире посвященных
в глубины тайные доктрин..."
Вольфганг Браузер
:)))

Вольфганг Браузер   27.10.2020 21:59   Заявить о нарушении
Нам понравилось стихотворение! К сожалению, ни в какие тайные доктрины не посвящены, за исключением своих:)).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.10.2020 00:13   Заявить о нарушении
О, это историческая пастораль с философским подтекстом, написанная мной в часы глубоких раздумий о судьбах мира в контексте глобальных перемен: http://stihi.ru/2017/09/06/9758
:-)))

Вольфганг Браузер   28.10.2020 01:03   Заявить о нарушении