Когнитивный диссонанс или проблемы образования

Большинство родителей совершают несколько серьезных ошибок в воспитании своих чад: они не "удобряют" почву любознательности (отстань, я устал, мне некогда); "засевают", за частую, семенами не тех знаний (почему по математике двойка? Кому нужна твоя литература!); закапывают талант и удивляются, когда вместо богатого урожая мудрости, собирают несколько чахлых ростков, побитых жизненными неудачами.

Есть натуры, у которых толчок к развитию идет изнутри, а не извне. Обыкновенно, таких видно, с детства. Им нужны папа и мама для поддержки жизнедеятельности, иногда еще и для любви,но так, чтобы не особенно навязчиво любили. Они не требуют ежесекундного внимания взрослых, а занимают сами себя. Им не нужны внешние стимулы, точнее, они их пропускают через свой собственный интеллектуальный фильтр. Обычно они становятся людьми я с ярко выраженной индивидуальностью, обычно, но не всегда.

Плохо, если у таких детей родители «знают как надо», и начнут давить своими «знаниями» малыша, хотя сами страдают огромным количеством комплексов и не меньшим количеством психологических зависимостей. Вот живут такие папа и мама, на жизнь постоянно жалуются: проблемы с начальником, и друзья не такие, как хотелось бы, и денег маловато, и работу терпеть не могут, но учительствуют во всю. Иногда я спрашиваю таких, нравится ли тебе твоя жизнь, счастлив ли ты? Мои vis-;-vis задумываются, и ответ обычно отрицательный либо с большими оговорками. Зачем же ты мил человек, навязываешь свои идеалы ребенку?

Есть и другие дети. Этим нужно постоянное внимание и ободрение. Они требуют любви и заботы. Они зависимы. С этими и проще, и сложнее. Проще, поскольку, если найти к ним подход, то они будут соглашаться с вашими ценностями или ценностями других, они будут послушны. С ними легче. А сложнее, потому, что их нужно научить думать самостоятельно. И принимать решения независимо. А если не научать, они станут массой. Массой быть проще. Массовая культура, массовое мышление, … Притушенная яркость, скромное незаметное существование.
Насколько человек состоялся как личность, становится заметно годам к 40, я думаю.
 Оглянитесь и посмотрите:
1. Сколько вы знаете хороших специалистов в своем деле, не важно каком. Профессионалов «от Бога». Докторов, музыкантов, полицейских, инженеров…?
2. Какой процент их этих специалистов живут в мире с собой и с окружением, т.е. какой процент, среди них, людей самодостаточных?
3. Хорошая ли у них семья? И есть ли она? И если есть, какая по счету?
4. Счастливы ли они? (Для многих значение «счастья» несколько преувеличено, перефразирую: довольны ли они своей жизнью?)

Для родителей-иммигрантов существует только две профессии, на которые направлены все родительские усилия: профессия доктора и адвоката. Это иммигрантское клише для 99% русскоязычных, индийцев, китайцев. По-моему, на территории бывшего Союза те же тенденции. И довод один - зарплата. Им, этим родителям, совершенно не важно каким профессионалом станет этот бедный ребенок. У родителей для него есть план, заметьте, родительский план, и желание ребенка здесь роли не играет. Ну вот и лечитесь у врачей, которые терпеть не могут свою работу, а значит специалисты из них «аховые», защищайтесь у адвокатов, которым наплевать на вас и окружающих.

Родители «вымещают» свои желания на детях. А всего то, нужно им дать возможность выбора. Дать возможность поучиться музыке, балету, гимнастике, шахматам, танцам… Именно дать возможность, а не проектировать свои желания на ребенка и не заставлять учиться из-под палки, чтобы похвастаться перед подругами и знакомыми успехами своего ребенка в музыке, чтении… Оставьте детей в покое!!! Вам не удалось выучится игре на пианино,... А он вам не должен! Он не должен учиться играть на пианино.

Слушайте своего ребенка, узнавайте его. И не слушайте сказки о том, что все дети талантливы -не все. И не все удачливы. И цели, и задачи у всех разные. Постарайтесь их увидеть раньше, чем насиловать свое дитя не нужным ему футболом или хоккеем.

Вот еще задачка. Родители заставляют читать своих детей, хотя сами книги берут в руки редко. У Вас, родители, нет времени!? А на что Вы его тратите? Зарабатываете? Работаете? А ребенка воспитывает кто?

Читайте с детьми! Разговаривайте с ними! А если ребенок не любит художественную литературу, а любит, скажем, научную? Мы читаем научную с одним, а художественные и книги по высшей нервной системе с другим!


Рецензии