Этюды детства

      Виктор любил степь. Жили в Казахстане в полупустыне. В голой степи любая жизнь притягивала, завораживала и увлекала. Уезжал в степь на велосипеде с утра до жары, останавливался, садился на камень и слушал. Из куста перекати – поле появлялась ящерица, замирала на мгновенье, открыв рот, раздувая бока и убегала.
  Из норки вылезал суслик, усаживался на задние лапы, посвистывал, перекликался с приятелями. Недалеко начинала перепархивать симпатичная птичка чекан. В синем ясном небе заливались жаворонки. Пустыня оживала, наполнялась обитателями.
 
 Солнце припекало, сел на велосипед и направился к колодцу. В низком месте находился колодец. Спускаться приходилось по крутой утоптанной стадами верблюдов и овец дороге. Колодец – сруб, с ведром, привязанным на длинном шесте. Шест опускал ведро в колодец, набиралась вода и выливалась в деревянное корыто для животных. За колодцем лужица, к которой пролетали пить воду птицы, прибегали суслики и ящерицы. Степную жизнь у водопоя Виктор наблюдал, устроившись на теплых камнях в ложбине. Тихо, звенит одинокий комарик, блестят крыльями стрекозы и заливается жаворонок. Виктор ловил и собирал в морилку пауков, жуков и интересных насекомых.

    Прилетела стая бульдуруков – степных рябков, припали к воде, не отрываясь напились, и улетели. Солнце нагревало песок, камни, жизнь замирала на поверхности. Виктор набрал холодной воды в бидончик, плотно закрыл крышкой и не спеша покатил домой.

   Дома прохладно после жары, достал хлебного кваса и выпил с удовольствием. С матушкой сели обедать, отец ещё не приходил с работы. Овощной салат, уха из свежего, утром купленного сазана и арбуз на десерт.
После обеда отдохнул, разобрал собранных животных и покормил свой зоопарк.

      В домашний зоопарк приносили животных, неспособных жить самостоятельно. Для птиц построены вольеры. Жил грач – Гришка с поврежденным крылом, активный крикун и дружелюбный собеседник, цапля с поврежденной ногой. Две черепахи, ежик, кролики и филин. В небольших клетках жили воробьиные птицы – чечевица, щегол, вьюрки. Состав зоопарка менялся, появлялись новые животные, выпускались окрепшие. Все население требовало двухразового питания, чистой воды и общения. Соседние ребята приходили помогать Виктору, у них были свои любимцы, которых они подкармливали.

 После седьмого класса учительница по биологии добрейшая Наталья Петровна устроила Виктора на лето работать юннатом в пионерский лагерь. Пионерский лагерь располагался в котловине Казахского мелкосопочника, живописном месте, окруженном скалистыми возвышенностями. На небольшом участке в радиусе десяти километров образовался уникальный оазис с горной, лесной и степной растительностью, с водоемами и разнообразным животным миром.

    Обитали в урочище многочисленные суслики, тушканчики, горные бараны, зайцы, шакалы, лисицы, мигрировали сайгаки. Разнообразные виды птиц от жаворонков до дроф и беркутов заселяли горные участки. Несколько видов ящериц, змей и ужей распространились по всей территории. Оазис, заповедник непуганых животных увлекал Виктора и погружал его в новый незнакомый мир. В этом мире все было взаимосвязано, и воспринимался он, как слепок древнего оазиса жизни.
 
  Пионеры занимались играми и спортом в пределах огороженных участков пионерского лагеря.  Под руководством вожатых ходили на экскурсии в пределах котловины и приграничных скал и не нарушали сложившийся мир естественной экосистемы.
 
   Виктор получил ключи от юннатского домика и начал наводить порядок. Вымел мусор, помыл полы, окна и столы, разместил на полках клетки для птиц и террариумы для пресмыкающихся. На столах положил планшеты и газеты для гербария. Рядом с домом построил вольеры для животных и крупных птиц.

   Обустроился Виктор в течение десяти дней и пошел к директору пионерского лагеря Николаю Петровичу – крупному мужчине, пятидесяти лет. С Петровичем у Вити сложились хорошие отношения, он внимательно наблюдал за юннатской базой, помогал советами, строительными материалами и хозяйственными инструментами.

   У Петровича, хранилась пневматическая и мелкокалиберная винтовки с боезапасами. Договорились, что Виктор будет брать их для отстрела животных и пополнения коллекции юннатского музея. Утром, в семь часов Виктор брал воздушку с зарядами, фотоаппарат, сухой паек и уходил в горы, в малопосещаемые места.

   Начиналась жизнь, полная впечатлений и романтики. Приходилось затаиваться, сливаться с местностью, подкрадываться и охотиться с переменным успехом. Оставаясь один, Виктор встраивался в новый мир, становился частью гор, песка, растений и животных. Дикая жизнь входила в него, перенастраивала, обостряла слух, зрение и интуицию. Можно было часами слушать песню жаворонка, посвист суслика, впитывать запахи горного можжевельника, полыни, трав и свежего воздуха. Медленно приходило осознание величия природы, гармонии и ощущения себя в мозаике мироздания.

  Не хотелось возвращаться в шумную деятельную повседневную жизнь с суетой и целеполаганием. Интереснее было жить на обочине людского потока, в природе, с ее мудрым устройством.
К обеду вернулся в лагерь, сдал оружие директору, пообедал, разобрал коллекцию в юннатской комнате и пустил ящерецу в террариум .
 
 Зашел Костя – приятель, спортивный инструктор, договорились на следующий день осмотреть гнездо беркута, которое выследили дней пять назад. Выслеживали долго, наблюдали в бинокль за полетом взрослых птиц. Определяли места посадки птиц с добычей. Обнаружили гнездо с единственным птенцом на скалистом обрывистом уступе, нашли подходы для наблюдений.

  Утром пораньше поднялись по скалистым горам к гнезду. Троп не было, скальные обрывы и пологие участки, покрыты лишайником, который предательски скользил под ногами. В одном месте встретились со змеей, выползшей греться в утренних лучах. На высоте усилился ветер, добрались до удобного места, начали наблюдать и фотографировать.

  У Виктора был хороший фотоаппарат Зенит, которым он фотографировал. В фотокомнате  пленки проявляли, делались фотографии и вклеивали в юннатский альбом.
 
  Птенец подрос, радостно приветствовал родителей с кормом, наевшись, спрятался за скальный уступ от ветра и задремал. Ребята подкрепились бутербродами, сладким чаем из фляжек и спустились в предгорье. На крутой тропинке показался горный козел, замер, увидел людей и метнулся вверх по узкой тропе над пропастью. Небо становилось сказочно голубым и песни жаворонков заполняли своими трелями ковыльную степь.

 Скалы прогрелись на солнце, на теплые камни выползали ящерицы и змеи. Серая гадюка притаилась в расщелины скалы. Виктор прижал голову змеи раздвоенной на конце палочкой, перехватил шею, поднял извивающее туловище и опустил в стеклянную банку с марлевой крышкой. Змей выпускали в террариумы юннатской комнаты, кормили ящерицами и наблюдали за их поведением.

   Виктору нравились змеи – сильные и ловкие хищники, бесстрашно нападающие на тревожащих их крупных животных. Змей выслеживали после линьки по оставшейся старой шкуре. Перелинявшая змея обычно выползала на теплый камень, погреться и отдохнуть. Место было удобно для фотографирования и пополнения коллекции новыми видами. Ранее пойманные экземпляры выпускались и заменялись новыми.

  Однажды принесли молодых еще нелетающих дроф, их разместили в просторной вольере, дежурные из числа юннатов кормили и ухаживали за ними. В конце лагерного сезона птиц выпускали. Большие птицы разбегались, взлетели, кружились над лагерем и улетали. Лагерный сезон заканчивался. Виктор выпустил питомцев живого уголка, попрощался с теплыми скалами и начал укладывать коллекции для перевозки в школу.
 


Рецензии
Александр, интересно! Единение и понимание природы, умение наблюдать и любить ее, вызывает светлые чувства. Отличный лагерный сезон, познавательный, запоминающийся. Понравилось произведение, светлое, доброе.

Виктория Романюк   25.08.2022 18:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория за замечательный отзыв. Хорошего настроения и здоровья!

Александр Карташев   26.08.2022 04:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.