Манифест-12. Историческая память народа

 Говорят, нет исторической памяти у народа.  Два- три поколения и  забыли всё.  Похоже на правду. Двух- трёх поколений не понадобилось  для того, чтобы  перевернуть с ног на голову события Великой Отечественной Войны. «На какие страны напал Советский Союз во время Второй Мировой?»
 
История-  конструкт. Набор ярких  картинок, имён, характеров, поступков, создающих образ конкретного времени, человека,  события. На  подробное изучение прошлого,  какой- то страны, даже отдельного этапа в её развитии ушло бы всё время школьной исторической программы.
 Постепенно всё общественное сознание стало формироваться  по этому принципу  лучшими представителями культуры и науки.

 Что такое Античность? Демократия, наука,  культура, эллинизм. И картинка на обложке учебника  пятого класса с изображением портика Пальмиры, уничтоженного игиловцами.
 Что такое Средневековье? Рыцарство, архитектура, костры Инквизиции, чума, книгопечатание.

 Между прочим «баня- водка, гармонь и лосось»- тоже конструкт. Не такой плохой, как может показаться на первый взгляд. Сквозь  него проглядывает юродивый, которого побаивались даже грозные  самодержавные самодуры.

 Не совсем понятно, почему методика преподавания в школе подаётся, как достижение западной  философии.  Думаю, не по злобе душевной. По незнанию. Всё охватить невозможно. Тем более, когда ориентирован на западные источники информации.
 
Сегодняшних   формирователей трудно назвать лучшими представителями  общества.  Дмитрий Сергеевич Лихачёв- филолог и историк, посвятивший   жизнь изучению и распространению знаний о древней русской литературе. Натан Яковлевич Эйдельман- пушкинист, создатель светлой сказки о декабристах. Пиотровский Михаил Борисович- востоковед, организатор музейного дела.
  Вот - лучшая часть. Люди с активной жизненной позицией, не стеснявшиеся звания советской интеллигенции.

 Сюда можно добавить  фамилии советских журналистов, не знавших, что такое «чернуха», проплаченная новость, «пипл хавает». Правда,  здесь трудно определить,  чего было больше.  Профессионализма этих людей или сознательной позиции  советской пропаганды,  державшей  людей в некотором обаянии.

 «Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?...
В мире есть царь:
 Этот царь беспощаден… »

 Некрасов писал о голоде, а  нас- то берегли от мира чистогана, Золотого тельца.  Вспоминаешь занятия по политэкономии, истмату- диамату и поражаешься  удивительной стабильности западного мира. Ничего, чего бы ни  было уже в его истории, в России не происходит.
 И чума была. И забывчивость, как кара господня. Как ещё объяснить то, что все предупреждения телевизионных передач были пущены псу под хвост? А вывод  « Демократия греческих полисов- демократия рабовладельцев» тоже являлся частью  школьной программы.

« …  Только разложился, газетку постелил, вахтерша прицепилась:
- В Греческом зале, в Греческом зале, как вам не стыдно!
Аж пенсне раскалилось. Я ей так тихо возражаю:
- Чего орешь, ты, мышь белая?.. Ты здесь каждый день дурака валяешь. А мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла... Видишь, человек из горлышка булькает?!
... Что селедку?.. Кто селедку?.. Какую селедку?.. Ну, селедку развернул у него на плече... А что ему сделается? Две тысячи  лет стоял, еще простоит, а у меня выходной кончается, поймешь ты, коза старая?!
... Кто Аполлон?.. Я - Аполлон? Он - Аполлон? Ну и нехай себе Аполлон... Повесил я ему авоську на руку, а куда вешать, на шею?...  А на часах уже три! А я еще с продуктами и ни в одном глазу…. Стал искать, чем консервы открыть. Бычки в томате прихватил. От умора! От смех! Музей, музей - нечем банку открыть! Хоть убейся. Куда я только не лазил. Приспособился под конем... Железку какую-то оторвал, только ударил, как заверещит, у меня даже банка выпала. Вахтерша с указкой! Ну?! Я ей из-под коня так тихо замечаю:
- Чего ты дребезжишь?! Что я, тебя трогаю или кусаю кого?! …  А ты без штопора можешь открыть? Я же об пол буду стучать, мешать….
Намучился! Оторвал от этого же коня еще одну железяку, пропихнул внутрь, но настроение уже не то... В какой-то гробнице в одиночку…  в кромешной тьме, в антисанитарных условиях... Бычки, конечно, руками хватал...»

Текст-  с сайта Жванецкого. Смотреть нужно монолог Аркадия Исааковича  Райкина.
 Тоже формировал.
 Сделал из заготовки Жванецкого  шедевр. «В срендивековом рыцаре наши опилки» звучит, как «в головах наших  медиевистов- опилки».  Нетленка. Тут сразу продолжением: « В голове моей опилки. Не бе- да!»

 Я сама медиевист, защищалась по теме «Контрреформация Марии Тюдор».  Чахла над переводами, искала нужные цитаты классиков, соблюдала правила оформления научной работы.  Не самого высокого уровня, но  было.  Имею представление.

 Строгое следование духу и букве дисциплинирует. В экстазе, как нынешние   историки,  не заходишься.  «В грэческом зале, в грэческом зале».
 «Тысячелетнее существование непрерывной античной традиции», как предлог для уничтожения суверенного государства и унижения человеческого достоинства его граждан»-  готовая тема для защиты. 
 
   Формировать общественное мнение можно разно. К примеру:
« Долгое время греки называли себя ромеями. Славное прошлое -  Византия. Античные статуи- демоны. На них рисовались христианские кресты. Чтоб не выскочила  крокозёбра из пустых античных глазниц. Эллины были. Так в народных сказках называли тупеньких  великанов- язычников, которых побеждали доблестные  крещеные герои».
  Похоже на наших богатырей, в хвост и гриву гонявших, Соловьёв Разбойников, Змеев Горынычей, Кощеев Бессмертных.

«В двадцатых годах девятнадцатого века началась война за независимость Греции. Европейские романтики лорд Байрон, шотландец генерал Гордон,  баварский  принц Оттон, русские участники войны объяснили грекам, наследниками,   какой великой культуры, родоначальницы всей европейской цивилизации  и демократии,  они являются. Королём Греции стал баварский принц. Он укоренил новое знание окончательно. Во втором поколении произошла полная смена исторической памяти.

Или:
 В 1821 году началась Война за независимость Греции от Османской Империи. На первом этапе восставшие создавали Советы.

   Это- для тех, кто ненавидит само слово, связывает его с большевиками. На самом деле, Советы- естественное следствие народовластия. Демократия без власти «богатеньких Буратин».

 В войне участвовали иностранцы, граждане России, в частности. В  1829 году Греции была предоставлена автономия, появилась первая греческая республика, не получившая признания великими   державами   того времени.
 В руководстве нового государства началось противостояние кланов, интересов, религиозных партий. Гражданская война усугубилась вооружённым вмешательством турок.  Республике грозил крах.
 Знакомая ситуация.
 Дело могло закончиться грандиозной резнёй. Османы - это вам не наша Орда, которую  долгое время особо  не  интересовало   вероисповедание  налогоплательщика.

   В  события,   в который раз, вмешиваются, страны- покровительницы. Россия, Великобритания, Франция. На Лондонской конференции 1832 года была упразднена первая Греческая республика, учреждена независимая Греция под протекторатом великих держав- Англии, России, Франции. Королём Греции был избран Отто принц Баварии. 1815- 1867. Посчитали? 17 лет принцу. Сказочный персонаж.

Его папа  король Людвиг I Баварский приходился родственником  сразу двум  династиям  византийских императоров.  Конечно, он интересовался античным искусством,  историей. Передал интерес сыну. Ещё Людвиг оказался единственным монархом Европы, поддержавшим греческое освободительное движение.  Страны- покровительницы потребовали от баварца обещания не предпринимать ничего против турецкой стороны.
   В Грецию вместе с Отто поехали три няньки. По достижению принцем совершенолетия. Но и после того,  как, Король ничего существенного сделать не мог. Греция оставалась на деле провинцией Османской Империи.

   Это- для тех, кто считает, что агрессия большевиков послужила причиной вмешательства Антанты в дела России. Нет. Скорее, речь идёт о традиции. Кто сейчас посредничает в Нагорном Карабахе? Россия, Великобритания, Франция.

   Так как Отто был чем- то, вроде «свадебного генерала, его  титул - Король Греции, а не греков, как у последователей.
   В истории первый король остался добрым и бессильным. Отто I мечтал о независимом государстве, делал громкие заявления. В  реальности ему досталась  лишь  просветительская миссия.

  Видимо, в благодарность за просветительство и благие намерения,  Отто терпели 29 лет, свергли, отправили на дожитие в Баварию. Король наследников не имел. Ему на смену пришли люди без античной родословной.  Они и завершили процесс, начатый в 1821 году.

 Акценты другие получаются.

 Итак, не было непрерывной античной традиции. Она существует в сознании историков, впечатлённых причастностью русского дворянства к созданию греческого государства.  Знамо дело,  приятно. Вспоминаются  великие переводы нашими поэтами Гомера, восторженный отзыв Пушкина. Возникает яркая картинка того времени, вернее, столичного общества  Российской  Империи.

 А здесь попробуем проговорить информацию  тщательнЕе.

   Чем  жило столичное общество  долгие годы?  Великой Французской Революцией, Наполеоном- самым выдающимся   её детищем,   наполеоновскими войнами, начавшимися задолго до вторжения корсиканца в Россию.
Большая часть участников войны 1812 года, освободительных походов была молода, даже юна. Она родилась и выросла в семьях, бредивших французским полководцем- императором…

Декабристы часто говорили в  показаниях о том, что источником  их свободомыслия  стала история Античности, её республик: Афинской и Римской.
 Дворяне мечтали о народовластии.
  С ума сойти!
 Великая Французская Революция показалась возвращением  к античным идеалам свободы и равенства.
 
Интересную историю преподавали дворянским мальчикам- будущим рабовладельцам.
 В России,   с замирающим от восторга сердцем,  выслушивали новости о том, как были пущены под нож чета французских  монархов, дворянское  множество, множество лидеров революции.  Потом с рукоплесканием приветствовались похождения Наполеона, расправа над всеми сторонами революционного процесса,  восстановление монархии, создание империи, возглавляемой выскочкой.

   Странное- странное дворянство…
   Да не такое странное.
   Более шестисот лет страной правили Рюриковичи- потомки легендарного основателя государства. Авторитет власти династии держался на непрерывной  традиции, уходящей во тьму тысячелетия.  Потому священной дважды и трижды.
 После того, как Орда уничтожила подавляющую  часть Рюриковичей, авторитет московской ветви не мог оспариваться ни одним потомком других старинных фамилий.  Грозный был в своём непререкаемом праве, когда заявлял:» Мои холопы. Что хочу, то и делаю!»

 Но династия единственных законных правителей пресеклась. Ей на смену пришла  не самая древняя фамилия. И не самая достойная. В народе Михаила Романова называли  «рабоцарь». Царь из холопов.

Тут ещё могла срабатывать формула-  «первый среди равных».

Наступило время дворцовых переворотов.  Оно приучило людей к мысли, что Хозяином  может стать всяк, кто посмелее. С законным правителем легко  расправиться. Потом оказалось, что нет нужды даже  в обладании  талантами. Достаточно быть смазливым, молодым и прытким в постели.
 Рождение наследника с сомнительным отцовством окончательно стёрло барьеры между троном и  знатным авантюристом.

 Екатерина Вторая  это  понимала и пыталась отвлечь конкурентов  подарком  неограниченных привилегий.
   Убийство Павла было делом почти привычным.  Поговаривают, Александр I, как минимум, знал о покушении, но не предупредил. Его понять можно. Павел с трудом дождался смерти любимой матушки.  И сколько унижений перетерпел.
 Пока дождёшься своей очереди, помрёшь, всеми оплёванный.  Ещё  говорят, Александр, Константин не хотели быть императорами. Над ними проклятием висела участь деда и отца, убитых заговорщиками.

   А, кому- то сносило крышу доступностью  высшей власти.  Как оседлать объезженную кобылицу.   И революция- самое подходящее начало для новой династии.

 Великий  человек  появляется в России. Каким- то не постижимым образом его не встречают, как кумира, приехавшего на гастроли.  Правда,  есть смутные  упоминания о странном соперничестве между французским Императором и Кутузовым.  Почти пари. Кто первым займёт Москву. Может, брэшуть.
   Но об особых отношениях интервентов и хозяев, одинаково хорошо говоривших  по-французски, говорили и писали все.
Сердечный союз обломал  народ, для которого все господа были немцами. «Дубина народной войны» прошлась по франко- говорящим   головам, напомнив дворянству его национальную принадлежность.
  Наступил священный момент вступления русских  в Париж.

Как для христианского паломника посещение Иерусалима.

  Император  тщательно готовил   войска к занятию Парижа, призывал казаков продемонстрировать лучшие человеческие качества, показать Европе лицо не варвара, но  цивилизованного человека.
Парижане боялись вторжения страшных русских, особенно, казаков,  запросто закусывающих, младенцами.
 Когда оказалось, что в город вошли обычные люди, в совершенстве знающие  французский язык, русский офицер, прошедший батареи,  сражения и пожары,  начал гибнуть на бессмысленных дуэлях, инициируемых лощёными франтами столицы Франции.  По любому поводу и без повода провоцировались скандалы.
   Сказывалось различие в дуэльных кодексах или откровенное жульничество принимающей стороны или отсутствие склонности русских стрелять в человека просто так?

   Высочайшим распоряжением военным было разрешено выходить в город в гражданской одежде.
    Где они там нахватались Свобод, идей Великой Революции, представить  не могу. Столичное общество давно вернулось во времена, предшествовавшие революционной эпохе. Накричалось, отбоялось, оделось в роскошь, плело интриги, выплясывало на балах, хвасталось  фамильными драгоценностями и древним происхождением.
 Франция имела Императора. Свергнутого, но очень недавно.

Дворяне  бродили по лавошникам, другим  буржуа? Посещали какие- то диспуты, читали специальную литературу, выезжали в освобождённые сельские трудовые коммуны? А! Проникались идеями Свободы, Равенства и Братства у дуэльных барьеров!   Где  ж ещё?
 Нэхай.
 
   Патриотизм,  как и национализм, производное от  наполеоновских войн.
 Не было сих чувств прежде.
 Дворянские мальчики читали истории о героях патриотах Афин и Рима, о легендарных легионах, погибших в заснеженной варварской Европе. Кем  чувствовали они себя, когда оказывались в русской деревне?  Где бородатые  мужики и бабы с цыпками на босых ногах ни черта не понимали в  его родном языке,  униженно кланялись- кланялись.  Как минимум, ребёнком завоевателей, поработивших  этих варваров.

   Не было Родины.
Весь мир к его услугам.  Везде, где ему удобно, говорили на понятом языке, обслуживали, как подобает обслуживать человека его статуса.

 И была Россия- источник его доходов. Грязная, холодная, безграмотная, ничтожная, забитая, растоптанная его предками. Теперь он волен  эту страну цивилизовать,  волен  на конюшню отправить.
 
Что он потеряет, если во главе государства встанет французский император? Человек всего добился сам, собственными талантами и смелостью. Как это напоминает времена, как минимум,  Рюрика! Когда один человек вместе с дружиной захватил огромную территорию и создал государство!

   Лермонтовское  «… мы долго молча отступали».
 Не потому только, что француз был сильней, опытней, талантливей. Как сейчас модно  говорить, у русского дворянина не было достаточной мотивации.

 Только тогда, когда захватчик начал грабить, жечь всё подряд, вспомнилось очень старое от Владимира Мономаха: « Каждый, да держит отчину свою».
Не в смысле Отчизну, в смысле собственность,  доставшуюся  по рождению.

   Я не склонна винить Александра I, Михаила Кутузова в бездарности. Натолкнулась на такие оценки.
 Каждый, кто без греха, бросьте камень.

   Можно вспомнить засилье всего польского  перед  Смутой, приглашение патриархом Филаретом- папой Михаила Романова поляков на русский престол.  Поначалу поляки не разбежались, Филарет пригласил шведов.
 Можно припомнить половецкую внешность и язык русских князей предмонгольского периода, попробовать уточнить официальный язык ордынской Руси.
 Добавить в строку многоязычие первых Рюриковичей,  озадачиться языком самого первого князя и его окружения. Припомнить частые визиты молодых наци в Советскую Россию, моду на германский язык, на певучие мелодрамы нацисткой Германии в предвоенном   кинопрокате.
 Подбить всё информацией о том, что рыцари Круглого артуровского стола лет триста говорили на языке победителей.
Что перед нами?

 Традиция.
 Сквозь неё   посмотреть на англоязычность последних тридцати лет, объяснить её очередным "приглашением".

 И начинаешь верить в летописные сказки о Рюрике.  «Приходите, мол, земля наша обильна, да согласия в ней  нет».

  Каждый раз народ оказывается зверюгой, не знающей человеческого языка.
 Вот вам истоки страшилки о полулюдях  в звериных шкурах, говорящих нечленораздельно, приведённых в человеческий вид Государством и Церковью.


Рецензии
Все империи агрессивны, сколько бы не обеляли эту черноту властной имперской мрази. Не было исключений и не будет... Судьба обязывает гордиться.
Талант в помощь! Нобелевская или Ленинская премия может быть вдохновителем своими лауреатами от Бунина до Солженицына.

Вячеслав Толстов   18.03.2024 14:23     Заявить о нарушении
Есть такое выражение- логика империи. Её можно понять через приличное время, ещё остановлюсь на этом.
Бунин- не в курсах, что называется. А с Солженицыным неувязочка получилась. Противненькая такая.
Будем посмотреть.

Оксана Самоенко   19.03.2024 12:40   Заявить о нарушении
Не приличное время прошло? В дурдоме давно каждому кремлёвцу написали бы эпикриз, а не ждали 30-40 лет, что так и было бы, как есть. Идеалистично так для них.

Вячеслав Толстов   19.03.2024 13:53   Заявить о нарушении
Они деньжищами распоряжаются. Вот и держаться.

Оксана Самоенко   20.03.2024 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.