Не женское дело

                Не женское дело.
                           Вы умеете колоть дрова? Мне кажется, что каждый мужчина должен уметь это делать. И эту работу есть за что полюбить. Говорят, что при колке дров в движении участвуют все мышцы. Я не врач, но то ощущение после десятой, двадцатой …  чурки, трудно передать словами. Сейчас в интернете можно увидеть приспособление для колки дров, без топора. Но это уже совсем другое дело,  это,   как  заменить  водителя, на автопилот,   и  потерять  кайф  от вождения.
Вспоминаю далёкое детство, где-то пятый класс. Нам привозили лесовоз огромных сосновых брёвен, у нас их называли хлысты. Приходил Саша Сидоров (Копчёный),  и бензопилой «Дружба», дня два пилил эти дрова, а мы, придя со школы, катали чурки в ограду, заваливая её полностью. Когда за последней чуркой закрывались ворота, мы приступали к колке. Работников было два, я да мой младший брат Витька. Дней на двадцать, а может больше,  мы забывали про хоккей, про лыжи, хотя другую работу по хозяйству ни кто не отменял. Тоскливо было, когда топор застревал в чурке, и не удавалось его выбить ни колуном, ни колотушкой. Как же мы радовались, когда закачивалась эта колка и две длиннющие поленницы украшали двор.
Классу к восьмому я настолько освоил эту работу, что старался выбирать чурки с сучками,  позаковыристей, а ровненькие оставлял брату.
В девятом, десятом насмелился предложить свои услуги учителям, снимавшим комнату у Анны Щетниковой. Как и у всех в деревне, ни отопления,  ни водоснабжения не было, а все удобства были во дворе. Как мне жалко было смотреть на недавних выпускниц института, не живших в деревне и окунувшихся в этот непривычный быт. Дрова им привозили берёзовые, сырые. Как они умудрялись растапливать ими печку, не пойму до сих пор. Однажды, зачем-то зайдя к ним в ограду, увидел их мучения с колкой дров. Я попросил топор, и больше его уже не выпускал до окончания школы. Сколько благодарности я видел в их глазах, но поблажек не получал. Единственная тройка в моём аттестате по русскому языку, но я и не думал сердиться на своих «подшефных».
Долгих тридцать лет  я  по-настоящему не держал топор в руках. Лишь иногда, в отпуске, разбивал чурку - две у брата или дома у отца. Летом дрова не колют…
И только теперь, когда я сбегаю из Москвы на дачу, принимаюсь за свою любимую работу. Лучшее время для заготовки дров май, хотя некоторые считают, что октябрь. В мае, когда появляются первые листочки и берёзовый сок ещё не загустел, чурки разлетаются от одного не сильного удара топора, а кора просто сваливается с поленьев. И кора и поленья, высушенные за лето, от одной спички вспыхивают жарким костром. Махая топором, с голым торсом чувствуешь себя великаном, и только яркое солнце,  да шмели отвлекают от блаженства, и, опустив топор, смотрю на суетливого шмеля и любуюсь голубым небом.
Топор,  важнейший элемент,  в получении удовольствия от колки дров. У меня их два, оба шведские. Можно было бы пользоваться и одним, большим, но иногда нужен и тот, что поменьше. Эх,  если бы в детстве эти топоры… .  Я никому не даю инструмент, и если кто-то из соседей попросит расколоть «трудные» чурки, иду сам, а они потом удивляются: « Как? С одного удара!» Знали бы они, какой у меня опыт, ну и топор,  конечно.
В начале зимы своя прелесть заготовки дров, берёзу не так жалко пилить, да и уже примороженные чурки не представляют никакого труда, колоть можно одной рукой. Сырые поленья кладут «на жар» и тогда печь прогревается ещё сильнее. Говорят, в сырых дровах есть ещё спирт.
Осину я колю меленько, вот для этого и нужен топор поменьше. Высушенная  осина прекрасна для растопки печи. Колется осина легче, чем берёза, ровненько. Раньше из осины делали клёпку, а из неё бочки.
Не могу смотреть, когда дрова колют женщины. Не женское это дело.

                Октябрь 2020.


Рецензии