Приказ, которого мы все так долго ждали

В округе свирепствует коронавирус, Я в группе риска. Мне 67+, у меня уже дважды осложненный диабет, отечные ноги, избыточный вес и обширный мелкоочаговый инфаркт в анамнезе.

Короче в случае заражения прогноз самый весёлый из всех возможных.

Самое время повспоминать и поудивляться.

Итак: изучаем подлинную историю СССР!

Самый удивительный документ в истории российской педагогики!
В связи с уходом Евгения Борисовича Андрей Русаков опубликовал небольшое эссе, в котором в частности утверждал, что "Среди многих ярких образовательных экспериментов в финале 1990-х годов урайский стал одним из самых удивительных: это был первый в СССР проект понимания города как единой системы образования. Города как школы – своего рода «модульной школы». За несколько лет определилась логика сочетания жёстких (обязательных), полужёстких (вариативных по выбору) и мягких (добровольных) учебных модулей. Быстрое развитие ассоциации внешкольных учреждений, распределение школьных зданий – какие-то отдавали школе старшеклассников, какие-то – для начальных классов; замена классных руководителей освобождёнными классными воспитателями; система межшкольной взаимной подмены учителей; участие школьников в выработке правил деятельности городской образовательной системы и т.д. и т.п. Куркина судьба увела в Москву, но проект продолжался и без него.

* * *

В начале 1990-х Эдуард Днепров привлёк Куркина сначала во ВНИК «Школа», а потом – заместителем в Министерство образования. Опыт достижений и тяжёлых неудач этой короткой и по-своему трагической попытки министерских реформ станет ещё одним предметом долгой рефлексии Евгения Борисовича."

А Анатолий Цирульников выразился так:

"Так Куркин стал генеральным директором того, чему аналогов в истории, кажется, до него не было."

Приказ, которого мы все так долго ждали

Давайте внимательно, с карандашиком в руках вчитаемся в самый удивительный Приказ в моей короткой, но такой удивительной жизни.

Экспериментальная площадка

госкомитета СССР по народному образованию

ПРИКАЗ

От 31.10.88 г. Г. Урай №2

«О начале экспериментальных

работ на экспериментальной

площадке госкомитета СССР

по народному образованию в

г. Урае»

Учитывая необходимость получения результатов деятельности экспериментальной площадки г. Урая до декабря 1988 года, а также то, что для проведения локальных экспериментов в учреждениях народного образования имеются необходимые условия

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Учитывая пожелания коллектива, а также с целью опробования модели стабильного расписания и элементов модульной организации учебного процесса начать эксперимент «Стабильное расписание» в средней школе №4 г. Урая

2.Коллективу средней школы №4 завершить подготовительные работы для перехода на стабильное расписание до 10.11.88 и в случае готовности школы к эксперименту приступить с начала II-ой четверти и завершить работу до конца второй четверти.

3.Концепцию и сетевой график эксперимента утвердить. Научным руководителем эксперимента назначить учителя истории школы №4 Ратушного А.А.

Ответственность за ход и результаты эксперимента возложить на директора СШ №4 тов. Уфимцева А.И.

4.Результатвы эксперимента изложить в справке. Ответственной за проведение эксперимента от УПВО назначить Андрееву А.В.


Руководитель экспериментальной

площадки госкомитета по народ-

ному образованию (подпись) Е.Б. Куркин


Начнём с конца.

Евгений Борисович Куркин.

Умер он в апреле 2020 года.

Я не знал.

К сожалению информацию о нём мне уточнить пока просто негде.

Поэтому рассказывать буду опираясь в основном на память.

Рассказывать всё, что мне известно я не могу и не буду. Предупрежу только пытливого Читателя, что вся эта история «российской педагогики» на самом деле под завязку забита тайнами, загадками, недомолвками и оговорками.

Приказ, которого мы все так долго ждали
ВНИК 1988 года в биографии Э.Д. Днепрова вспоминают. Но бегло, как бы вскользь.

А вот Конференцию педагогов в Москве летом 1987-го года нигде ни одной строчкой.

Между тем на этой самой конференции, проходившей в павильоне ВДНХ, расположенном прямо около Парка имени Горького на берегу реки Москвы они встретились и впервые совместно поработали!

Время было суровое. И при входе в зал нас предупредили, изящно указав на автомобиль «Скорая помощь» у выхода: постарайтесь не гоаорить резко против Госкомитета по народному образованию… недовольных будут отправлять в психушку…

Днепров выступил со своим знаменитым тезисом: «Революциям предшествуют революции в педагогике.» Куркин изложил идею «Города-воспитателя». Я своё выступление открыл таким текстом: «Госкобру надо решительно разогнать!»

Кто сейчас вспомнит Валерию Суковатицыну организовавшую эту Конференцию?

А именно на этой Конференции огромным залом была избрана редколлегия, задача которой заключалась в выработке итоговой резолюции Конференции!

В Редколлегию вошли…

Прервёмся. Вернёмся к Евгению Борисовичу.

В Харцызске он несколько лет возглавлял гороно – то есть руководил всем городским образованием. Но написал знаменитую статью и был опубликован. Его поддержал лично редактор «Учительской газеты» Владимир Фёдорович Матвеев и Евгений Борисович вписался в число педагогов-новаторов.

Об этом «движении» и об этой «позиции» мы попробуем поразмышлять в другой раз.

А пока важно знать, что 31 мая 1988 года Госкобра создала ВНИК с задачей до декабря 1988 года разработать Концепцию реформы системы образования в СССР.

А параллельно были узаконены официально четыре Экспериментальные образовательные площадки в СССР. Две – чисто педагогические, одна в районе Москвы.

И одна чисто управленческая – в городе Урае.

И вот эта площадка была создана специально под эксперименты Евгения Борисовича Куркина.

Евгений Борисович к делу подошёл серьёзно.

Развёртываться интенсивно не спешил.

Приказ №1 по Экспериментальной площадке был подписан только 31 октября 1988 года.

Приказ, которого мы все так долго ждали
Название и содержание Приказа №1 «О программе эксперимента»

24 октября учредительная конференция по народному образованию города Урая одобрила в целом концепцию эксперимента «Интегрирование учебно-воспитательного процесса в условиях УПВО».

В целях организации работы в соответствии с Концепцией ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Сформировать группу разработчиков Программы эксперимента в составе:

Куркин Е.Б.

Ноздрин В.С.

Андреева А.В.

Лобова В.А.

Митяшина С.Н.

2.Группе разработчиков завершить разработку программы до 15.01.89 г. и представить на рассмотрение научно-методическому Совету и утверждение Городскому совету по народному образованию.

3.Ответственность за исполнение возложить на Ноздрина В.С.

Руководитель экспериментальной

площадки госкомитета по народ-

ному образованию (подпись) Е.Б. Куркин

Честно говоря, я ожидал, что Первым приказом он объявит Экспериментальную площадку действующей и назначит себя её руководителем. Или напишет: "вступаю в должность".

Но времена были крутые.

В этом приказе мы обратим внимание на состав группы разработчиков.

Виталий Степанович живёт в Зеленограде.

Альбина Вениаминовна убыла из Урая не ведаю куда.

Неизвестно где сейчас Светлана Николаевна Митяшина и где Валентина Лобова.

Важно только одно: в этой группе четыре человека были замечательные аппаратные исполнители.

Разрабатывать чтобы то ни было они могли только в качестве технических исполнителей задумок ведущего специалиста.

Именно таковым и был сам автор идеи «Город-воспитатель».

Обратим внимание на контрольную дату: 15 января 1989 года.

А теперь зададимся вопросами.

Начинать Всесоюзный эксперимент не имея, по существу, Программы и Концепции оного?

Ставить перед разработчиками абсолютно невероятный срок: за два с половиной месяца разработать Программу Всесоюзного эксперимента?

И тут очень важно указать на суть вопроса: каким чудом автор мог быть уверен, что разработка обычного директора общеобразовательной школы, обычного главного бухгалтера гороно, обычного руководителя городского звена профсоюза педагогических работников в подчинении обычного администратора обычной госструктуры будет отвечать высочайшему уровню требований к именно Всесоюзной экспериментальной площадки?

В своё время Артур Лидъярд взял четвёрку обычных пацанов из новозеландского двора и стал тренировать их по своей методе. Все четверо «вышли в люди», в знаменитые, заметим, люди.

Теперь Евгений Борисович собирался так тренировать «группу разработчиков» чтобы они смогли создать некий супер-продукт?

Но теперь мы уже можем присмотреться к нашему основному анализируемому документу.

Последний пункт Приказа №2 гласит среди прочего: «Ответственной за проведение эксперимента от УПВО назначить Андрееву А. В.». Ба! Да это же член группы «разработчиков» из Приказа №1!!!

Интересно!

Как будет действовать Альбина Вениаминовна в этой интереснейшей ситуации?

С одной стороны, она обязана денно и нощно выдавать наверх идеи Всесоюзного уровня.

С другой стороны, ей предстоит отвечать за некий «странный» «эксперимент», совпадающий по срокам с временем, отпущенным на «разработку»!!!

У меня при сличении текстов приказа №1 и приказа №2 аж слёзы умиления на глазах выступили.

Сегодня я надёжно знаю, какое именно «разработческое» поручение дал ей руководитель Всесоюзной экспериментальной педагогической площадки.

Он потребовал от неё фиксировать каждый мой шаг!

С видеозаписями в те тяжёлые времена было трудновато.

Смартфоны по рукам не ходили.

На диктофон много не напишешь.

В общем задачка была просто «на убой».

Понятно, что и сам Евгений Борисович, и команда его «разработчиков и разработчиц» оказались абсолютно не готовы к моим стремительным перемещениям, к моей чудовищной энергии проработки каждой мелочи с каждым педагогическим и техническим сотрудником четвёртой школы. В отличие от автора площадки и его группы разработчиков я уже располагал и концепцией, и проектом. И программой, и пошаговой раскладкой, и продуманными мотиваторами, и «горючим» и еще многим и многим таким, чего в активе не было больше не то что ни у кого в Урае, но и ни у кого в мире. То, что я собирался продемонстрировать, опровергало ВСЁ РАНЕЕ ИЗВЕСТНОЕ о школах, о педагогике, об управлении школой.

Сейчас самое время отметить, что ещё ТРИ приказа (№3, №4, №5) появились в папке приказов по экспериментальной площадке Госкобра СССР без выходных дат. И только приказ №6 получил дату: 14.12.1988.

Но к самому интересному!
Итак. в Приказе №2 от 31 октября 1988 года имеется пункт номер три:

«3. Концепцию и сетевой график эксперимента утвердить. Научным руководителем эксперимента назначить учителя истории школы №4 Ратушного А.А.»

Обратите внимание!

Сам автор Эксперимента еще не имеет Программы эксперимента в Урае, а вот некто не названный располагает и Концепцией и – страшно представить! – уже готовым сетевым графиком! Но самое весёлое дальше!

Какой-то «учитель истории» в школе номер четыре НАЗНАЧАЕТСЯ "научным руководителем» эксперимента"!!!

Хоть стой, хоть падай!

В СССР имеется Академия Наук!

В СССР по данным Госкомстата «По данным Госкомстата СССР в конце 1988 г. в стране было 1522,2 тыс. научных и научно-педагогических работников, в том числе 49,7 тыс. докторов и 493,1 тыс. кандидатов наук. »

Цитирую по: Л. Б. Петровский, Л. К. Семенов, В. С. Малов «Кадры академии: состав, структура, динамика»

В СССР пятьдесят тысяч только докторов наук! И почти полмиллиона кандидатов наук!!! И вот в стране создаётся Экспериментальная площадка. Её возглавляет человек лично связанный с десятками одарённейших докторов и кандидатов наук! У него сжатые до предела сроки. Он понимает, как узка эта «щель времени», для реального прорыва. И «научным руководителем» «решающего эксперимента» он назначает… «учителя истории школы №4»!!!

Где же логика?

В пору задать вопрос: а в своём ли уме горе-экспериментатор?

Не беспокойтесь за того, кто подписал этот приказ номер два!

Он вскоре станет… заместителем министра образования России.

А министром образования России станет Эдуард Дмитриевич Днепров!


Между тем именно Э.Д. Днепров и Е.Б. Куркин и были двумя из трёх членов той самой редакционной коллегии уже упоминавшейся нами выше Московской конференции педагогической общественности лета 1987 года. Два из трёх.

А кто же там был третьим?

В СССР было принято "соображать на троих"!

И вопрос о том, кто будет третьим стоил дорого.

Случилось невероятное.

Третьим именно в той самой редакционной коллегии оказался некто А.А. Ратушный.

То есть летом 1987 года Е.Б. Куркин ещё понятия не имел ни о городе Урае, ни о Митяшиной С.Н., ни об Андреевой А.В., ни о Лобовой В.А. А вот «учителя истории» Ратушного А.А. он не просто знал.

Он сам и его лучший друг Днепров оба сидели втроём с Ратушным в одной редакционной коллегии одной весьма интересной Педагогической конференции.

И вырабатывали проект Решения Конференции!

В те года принималось много самых разных «решений» на самых разных уровнях.

И, как правило, большая часть решений в жизнь не воплощалась!

«Решения» были, а с реализациями было проблематично.

И вот какое Решение приняла Конференция летом 1987 года в Москве:

1.Госкобру упразднить

2.Провести Пленум ЦК КПСС по вопросам реформирования системы народного образования в стране

3.Создать в стране сеть Экспериментальных площадок для апробирования новаторских методик в педагогике.

И вот вам самое поразительное:

Это Решение Московской 1987 года конференции было стопроцентно выполнено!

Госкобру разогнали.

Пленум ЦК КПСС в феврале 1988 года провели.

Четыре Всесоюзных экспериментальных педагогических площадки создали.

Вот список этих площадок:

Район в Москве (Лариса Курнешова)

На Азовском море (площадка Щетинина М.П.)

И

В Тюменской области, в Ханты-Мансийском округе в городе Урае!

Таким образом мы видим, что в назначении «учителя истории школы Научным Руководителем" какая-то своя Логика у Экспериментатора СССР номер один всё же имелась!

Докторов наук в составе той редакционной коллегии не наблюдалось!

Вот ни один из них и не стал научным руководителем.

Редчайший случай в СССР, когда назначили руководить самого автора – разработчика.

Проект Ратушного уже в 1987-ом году в апреле заслушивался на заседании школы Адамского в редакции "Учительской газеты"

И получил поддержку.

Уже в 1987 году «Учительская газета» опубликовала два материала от Ратушного: «Легенда о восьмой школе-новостройке» и предложение Патриарху Алексию Второму забрать под своё православное крыло половину школ державы.

А ещё была опубликована ядовитая рефлексия Ратушным Академического проекта перестройки образования в стране» «Школа тихой радости».

Летом 1987 года мы с Куркиным договорились просто: кто прорвётся первым, берёт другого к себе на площадку.

Никаких документов о таком договоре не существует… кроме вот этого самого Приказа №2.

Евгений Борисович слово своё сдержал!


Рецензии