Зверинец на нашем газоне

АЛЁША РЯБКОВ

ЗВЕРИНЕЦ
НА НАШЕМ ГАЗОНЕ

Оглавление


1. Глава первая. Заселение.
2. Глава вторая. Неожиданное открытие.
3. Глава третья. Водяная.
4. Глава четвёртая. Лягушка-невидимка и любители камней.
5. Глава пятая. День прудовых рыб.
6. Глава шестая. Рыбалка.
7. Глава седьмая. Поход в лес.
8. Глава восьмая. Мы знакомимся с ежом.
9. Глава девятая. Восстановление популяции.
10. Глава десятая. Не только ротаны.
11. Глава одиннадцатая. Армагеддон пруда.
12. Глава двенадцатая. Ночная вылазка.
13. Глава тринадцатая. Текст-призрак.
14. Глава четырнадцатая. Обжора готова метать икру.
15. Глава пятнадцатая. Лягушачья вечеринка.
16. Глава шестнадцатая. День животных.
17. Глава семнадцатая.  Подводная съёмка.
18. Глава восемнадцатая. Долгожданный поход в лес.
19. Глава девятнадцатая. Мы открыли зоопарк.
20. Заключение

1. Глава первая.
Заселение

Мы добрались из Екатеринбурга до этого места на машине через полтора часа и, выйдя из машины, я сразу ощутил освежающий, после долгой езды запах деревьев и травы. Мы зашли в дом, состоящий из трёх этажей и подвала, уже зная, какую картину нашего временного жилья увидим.

Дело в том, что за день до нашего заселения сюда, мы уже ненадолго подъезжали к этому дому и немного пообщались с хозяевами. Наш будущий дом они показали нам в подробностях, и поэтому мы знали, что это за помещение.

В доме было много пространства. Так что сразу было видно, что семья проживающая здесь не любит тесниться. Даже в подвале было достаточно места, чтобы не просто ходить туда-сюда, но и бегать. Но стоило нам зайти в комнату, где располагались одновременно и гостевая, и кухня, мы увидели большую, громко жужжащую пчелу, которая билась у одного из окон, пытаясь выбраться наружу. Я быстро отскочил назад: дело в том, что я не очень любил таких насекомых, как осы, шмели, шершни и пчёлы.

Но долго бояться мне не пришлось. Спустя всего две минуты после встречи с насекомым, мы открыли то самое окно, у которого она билась, пчела быстро вылетела наружу и вскоре улетела восвояси. А мы после такой миниборьбы с членистоногим пошли осваиваться дальше. Нам оставалось заселить и осмотреть ещё второй и третий этаж.

«Вот она – первая встреча с животным!» – подумал я и пошёл вместе с остальными осматривать свою комнату.


2. Глава вторая.

Неожиданное открытие

Вечером я, довольный проведённым мною одним из дачных дней, шёл в беседку, располагающуюся ровно в середине нашего газона, чтобы поработать. И вдруг, буквально из ниоткуда передо мной возникла коричневато-чёрная фигурка: прямо по порогу пробежала ящерица, и я среагировал немедленно.

Я буквально прыгнул на пробегающую мимо рептилию, пытаясь поймать её. Но ящерица оказалась проворнее и ловчее меня. Ей удалось скрыться: она мгновенно юркнула в щёлочку и убежала куда-то глубоко под беседку, а я, злясь на себя самого и свою неуклюжесть, был одновременно и раздражён, и очень удивлён, но даже на какое-то время счастлив, потому что мы совсем не ожидали, что тут будут ящерицы.

Была надежда, что под ёлкой и в пруду будут лягушки. Секунду спустя после своей находки, не отдышавшись, я побежал к остальным, чтобы сообщить о невероятной находке. Объявил: «Я только что видел ящерицу! Она пробегала по беседке». И с этими словами я побежал обратно: мне надо было закончить работу. Но не успел присесть на скамейку, как прямо под столом пробежала ещё одна ящерица –  на этот раз я был уже более готовым к такой встрече.

Я быстро оказался под столом и пытался схватить убегающее животное, однако оно оказалось необычайно увёртливым, и, спустя всего три с половиной секунды, и вторая ящерка убежала в другой конец беседки.

Но на этот раз я попробовал перехитрить ящерицу. Стал топтаться на том месте, где ей удалось скрыться: я знал, что большинство пресмыкающихся боится резких звуков. И вот, натоптавшись на одном месте, я, наконец, получил результат. Выйдя из беседки, я снова заметил пробегающую ящерицу. Она бежала к камням, где можно укрыться и согреться.

Было понятно: если я хочу поймать эту ящерицу, то настал мой последний на сегодня шанс. Но стоило мне двинуться с места, как эта малютка шмыгнула под камни. Мне пришлось поспешить за ней, в надежде вытащить её из камней.

Я преследовал ту же ящерицу, которую успешно выгнал из-под беседки, но теперь передо мной возникла не та маленькая ящерица, а большая толстая рептилия, которая, видимо, загорала на солнце. Она смотрела прямо на меня.

Пытаться схватить её было уже поздно, она успела залезть глубоко под камни. И после долгой утомительной погони за, по-моему сразу тремя ящерицами, я твёрдо решил: завтра утром обязательно выйду на охоту.

   

 3. Глава третья.
Водяная

Пока мы были на природе, пчёлы и ящерицы были не единственными животными, которых мы тут видели. Вокруг нашего дома часто летали трясогузки, исполняя свои чудесные песни во всей красе. Возможно, это вас удивит, но я в первые дни,  когда увидел эту птицу, очень обрадовался, потому что раньше с ними не встречался.

К нам на газон так же иногда забегали и кошки. Некоторые из них были довольно большими, а иногда неподалёку бродили и собаки, которых хозяева время от времени отпускали погулять.

Но, пожалуй, из всех этих великолепных дней рядом с животными мне запомнился один из них. Тот день, начался совершенно обычно: я, как уже привык, неторопливо встал и так же медленно позавтракал. Но вскоре я решил немного прогуляться. Мы с моей сестрой Машей вышли на улицу и ничего особо примечательного или странного не заметили.  Но я, как оказалось, даже и близко понятия не имел, что всего через какие-то две минуты после нашего выхода, мы поймаем и рассмотрим новое животное.
Когда мы подошли к нашему пруду, в котором пока ещё не было существа крупнее плавунцов, я о чём-то задумался, но не успел я и начать думать, как мне крикнули: «Там жаба! Огромная жаба!»

Я был больше, чем просто удивлён, начал озадаченно и очень быстро вертеть головой во все стороны, чтобы увидеть земноводное. Я торопливо сказал: «Да где она? Я её не вижу!» Мне показали пальцем на небольшое углубление неподалёку от шланга, качающего воду прямо в пруд.

«Да вот же она!» всё твердили мне и я, наконец, тоже увидел довольно большую жабу. Правда, как выяснилось позже, это была не жаба, а лягушка. 

Я незаметно подкрался к ней и взял её точно так же, как ловил ящериц, чтобы она не выскочила. Лягушка сопротивлялась: она без конца пыталась вырваться и даже лягалась, а её скользкая, покрытая водой кожа ещё  больше усложняла мою задачу. Наконец, мне удалось вытащить её из укрытия и теперь можно было посмотреть на неё поближе.

Мы, как обычно, сняли видео. Но это была не просто лягушка: удивительно то, что она проснулась так рано. Тогда ещё на нашем газоне были хоть и маленькие, но белые участки снега.

«Удивительно!» – подумал я. Мы без конца отпускали лягушку в пруд и вновь доставали сачком, потому что хотели снять, как она плавает, но из-за ёлки вместо лягушки было видно лишь отражение ветвей. В конце-концов мы окончательно отпустили её, и она уплыла под ветви дерева.

В этот день мы собирались встретиться со своими родственниками – иными словами, на несколько дней уехать отсюда, но из-за этого я теперь начал беспокоиться о том, что животные исчезнут с нашего газона. А с того момента, когда я во второй раз в своей жизни увидел лягушку, я просто не мог допустить этого. Но, примерно к середине нашего пребывания у родственников, я, всё-таки, понял, что за исчезновение лягушек можно не бояться, и успокоился, и даже ненадолго забыл о них.


4. Глава четвёртая.
Лягушка-невидимка и любители камней

Сразу после того, как мы выехали из Каменска-Уральского, где встречались с своими родственниками у меня была одна задача: сразу после того, как мы приедем, я попытаюсь разглядеть на дне или под ветвями лягушек, одну из которых я уже видел. Но, конечно, мы вернулись сюда не так быстро, дорога была даже дольше того пути, который проделали, чтобы добраться в это место из Екатеринбурга. Наконец, мы подъехали к нашему природному участку, и я тут же, выйдя из машины, пошёл к пруду.

Мне не терпелось увидеть земноводное, но, как оказалось, вода была не такой уж прозрачной, как я ожидал. Это ненадолго омрачило меня, но надолго я у пруда не остался: мне надо было ещё разобрать вещи после поездки.

В этот день по небольшой скале, которую я привык называть водопадом, пробежал красивый ручеёк, аккуратно и гибко спускаясь по возвышенности. Вода налилась также и под те камни, в которых я пытался поймать ту самую большую ящерицу.
Разумеется, неожиданное событие выгнало ящериц из-под камней, и с тех пор ни одна ящерица и близко не подходила к ним: видимо, они не очень любили мокнуть.
Зато после того, как ручей был перекрыт, влажная земля скрытая под камнями идеально подошла для поиска лягушек.

Я решил оставить камни влажными, а позже вернуться и проверить, привлекут ли они амфибий. Вечером того же прекрасного дня я решил проверить эти самые камни: я не был уверен, что найду там лягушку, но такая надежда всё-таки была.

Разбирать камни рядом с водопадом было строго запрещено, иначе он мог больше никогда не потечь, но всё же отодвигать камни в некоторых уголках было можно. Самостоятельно отодвинув центральный большой камень, я сначала ничего не заметил, но знал: животных, так прекрасно маскирующихся, так просто не найдёшь.

Я продолжил убирать камни и заглянул под один из них. И, наконец, под этим камнем оказалась лягушка  довольно большого размера.

У этой лягушки была практически такая же окраска, как у той, что я видел до неё. Я рассматривал её довольно долго и периодически опускал в воду, чтобы она не высохла: если любое земноводное высохнет, то оно непременно погибнет. Наконец, я окончательно опустил её в пруд и она уплыла в темноту. А я тем временем, довольный  своим уловом, пошёл обратно в дом.

Вот так был завершён этот замечательный день. 


5. Глава пятая.
День прудовых рыб   
 
Однажды мы решили, что нашему пруду нужны новые и более крупные обитатели. Мы приняли решение устроить там на жительство популяцию пресноводных рыб.  Я предполагал, что когда к нам приедут наши первые гости, мы съездим на рыбалку и, привезя оттуда улов живым, выпустим его в водное пространство.

Однако рыб мы начали заселять гораздо раньше, чем это предполагали: потому что благодаря соседу-конструктору знакомому моего папы, у которого оказались несколько окуней и парочка ершей, рыб можно было запускать, не дожидаясь определённого дня.

Когда мне сообщили, что через какое-то время у нас будут рыбы, я еле сдержался, чтобы не подпрыгнуть до потолка, так как очень обрадовался. Наконец мы начали выпускать животных в пруд. Я заглянул в мешок, где была вода, чтобы посмотреть на рыб и увидел там довольно много окуней.

«Хорошо, что среди этих рыб есть окуни!» – подумал я. Дело в том, что я очень любил этих красивых с полосками животных, у которых были яркие плавники.
Окуней было четыре или пять, но так же там были и два бодрых ёршика. Один побольше, другой поменьше. Можно сказать, что он был даже ещё подростком.
И вот мы, наконец, начали торжественно выпускать рыбу на волю. Я достал первого окуня, который был довольно длинным и, когда он оказался в воде, то какое-то время оставался на мелководье, а не сразу уплыл на глубину. А тем временем я достал и второго окуня, немного покороче первого. Он незамедлительно уплыл подальше от нас. И так мы выпустили всех рыб до последней. Три рыбы остались на мелководье, в то время как все остальные ушли в самую глубокую точку пруда.

Один из окуней, который был на мелководье, нашёл себе укрытие в трещине под камнями, и я решил достать эту рыбу и немного посмотреть на неё. Поэтому, ухватив этого окуня за высовывающийся хвост я потянул его наружу. Окунь не давался мне и всеми силами пытался остаться в убежище и что самое главное для него, сохранить свою жизнь. Рыба оказалась настолько сильной, что я боролся с ней десять минут, всячески добывая её из убежища, но потом мне пришло в голову, что я не смогу вытянуть его наружу, и я оставил свои попытки.            
 

6. Глава шестая.
Рыбалка

Я всё-таки сумел дождаться того дня, когда мы с моими родственниками, а также моим двоюродным братом Юрой, дедушкой и бабушкой отправились на рыбалку на ближайшее озеро. Вода там была мутная, а рыб там должно было быть очень много. Я был полон надежд, когда мы с Юрой впервые шли вдоль побережья этого озера, выбирая удобное место. Наконец мы пришли на небольшой склон, где можно было нормально спуститься. Но помимо рыб в воде были и другие разнообразные существа.
 
Я заметил что-то странное на мелководье и достал его из воды. Как оказалось, я поймал так называемого водяного скорпиона – небольшого клопа, который проводит большую часть жизни в воде и лишь изредка выбирается на сушу. Мы отпустили его там же, где и поймали, и вскоре он уже окончательно скрылся в мутной воде. Мы сидели долго и  терпеливо, но время от времени мне и Юре приходилось отвлекаться на небольшой разговор. Дело в том, что бабушка постоянно беспокоилась не замёрзнем ли мы, а мы говорили, что нам совсем не холодно. Так что эту рыбалку нельзя было назвать самым интересным занятием в мире, но тем не менее я постоянно находился настороже и очень волновался, когда удочка начинала немного подёргиваться.

Над нами то и дело пролетали чайки со их красивыми чёрными головами. Увидев их, Юра вдруг начал припевать: «Я чайка, я чайка, я чайка!» Я очень удивился такой песне, которая так редко мне встречалась. Наконец удочка дёрнулась. Мы быстро схватили её и потащили. Я постоянно видел поплавок, который то поднимался, то погружался назад в воду. Наконец мы окончательно вытянули крючок, на котором прочно был подвешен небольшой окунь.

Я был бы очень доволен и одним пойманным окунем, но оказалось, что эта рыбалка будет намного щедрее, чем все рыбалки, которые я до этого проводил. Всего через пять минут клюнуло на ещё одну удочку и мы не менее торопливо принялись вытаскивать её из воды.  И вот нас ждал большой успех, потому что мы снова вытянули крючок не один, а с ещё одним висевшим на нём окунем. Мы были очень рады, а я был просто в восторге: двух окуней подряд мне ещё не доводилось вытаскивать.      

И вот после этого случая рыбы буквально посыпались к нам. Каждые десять минут происходила поклёвка. К концу рыбалки в ведре у нас набралось пять окуней разного размера и мы довольные своим уловом отправились в машину. По пути назад меня ждал ещё один сюрприз: мимо нас проплывала выдра. Время от времени она ныряла, вероятно выслеживая ту же самую рыбу, а иногда всплывала и мы видели её красивую коричневую шерсть, которая до нитки была мокрой.

Эта открытие очень порадовало меня, но когда мы находились уже в пути, я постоянно переживал за наших окуней: я знал, что в воде совершенно непригодной для их жизни они долго не продержатся. Наконец мы подъехали к нашему газону и я, торопясь спасти их, вылил воду вместе с рыбами.  Два окуня из пяти сразу же скрылись в мутной воде, где проведут остаток своей жизни, а все остальные лежали на боку, но я знал, что через какое-то время некоторые из них придут в себя – иными словами кто-то к сожалению погибнет, а кто-то останется жить. 


7. Глава седьмая.
Поход в лес

Однажды у нас начался разговор о том, чтобы устроить небольшую экспедицию в ближайший лес. Я называл подобные предприятия вылазками. У нас было три цели: во- первых мы хотели просто изучить этот неизвестный уголок, а во-вторых я надеялся найти там ещё больше лягушек, чем у нас на газоне, но самой главной нашей целью было углубиться в лес и принести оттуда ежа.

Про то, что в этой местности водятся ежи, нам рассказали наши соседи, и с тех пор я отсчитывал каждый день до той вылазки. Наконец, долгожданный час настал, и мы отправились в увлекательное путешествие. Торжественно открыв калитку, мы впервые в моей жизни ступили в мир настоящих диких животных. Пока мы углублялись в лес ничего особого не было, но, отойдя на пятьдесят метров от забора, мы увидели, что начался настоящий парк юрского периода: повсюду были почти такие же огромные папоротники, как в эпоху динозавров. Некоторые из них достигали по меньшей мере моих размеров. От фотографий было удержаться очень трудно и мы фотографировали чуть ли не на каждом шагу. Также мы обратили внимание на поваленные деревья и то, что находилось под их корой. «Наверняка в таких деревьях могут обитать короеды», – сказал я.

Мы с мои папой Максимом оторвали кусочек коры, чтобы проверить мою теорию о короедах. Но этих маленьких насекомых мы там не обнаружили. Углубившись в чащу леса, я оторвал листик папоротника и взял его на память о моём походе в лес. Но, пока мы шли, было видно не только огромные папоротники. Также там были сотни  разнообразных маленьких бабочек, которые были похожи на мотыльков.   

Одна из них пролетела прямо над нами, но я не успел её рассмотреть. «У неё на крыльях были пятна», –  сказал мне мой папа. «Тигровая бабочка», – подумал я.
Потом мы обратили внимание на высокую траву – осоку. «У меня такое ощущение, что раз тут так много осоки, то, значит, неподалёку может быть озеро или пруд», – сказал папа. «Отлично! Где влажность, там и лягушки, а может быть даже стрекозы». – воскликнул я. Дальше в лесу началась настоящая планета мха. Где только мы ноги ни ставили – повсюду был мох и прочая подобная растительность. «Тут так много мха!» – сказали мы оба. 

Наконец после долгого и удивительного нашего пребывания в лесу мы всё-таки достигли того, что искали: на склоне небольшого холмика лежал ёжик.
«Ёжик! По-моему, он спит», – сказал папа. «Может быть», – отозвался я. Мы долго сидели рядом с ним и глядели на него до тех пор, пока он не проснулся, не зная, что происходит.

А мы, тем временем, взяли бумажный пакет, который прихватили с собой и осторожно, чтобы не пораниться об острые иглы, закатили его туда. Потом мы, довольные собой и нашим временным питомцем, потащили его к себе. Папа споткнулся о камень и мы очень напугались, что это ёжик каким-то образом выскочил из пакета, но,  к счастью, он смирно оставался у нас на месте и, как ни в чём ни бывало, не шевелился. «По-моему, он опять заснул», – подумал я.   


8. Глава восьмая.
Мы знакомимся с ежом

Притащив ежа из леса к нам на газон, мы позвали мою маму. «Готовь сырое мясо!» – радостно сказал я ей. Она выбежала из дома наружу и сказала: «Где? – То есть где, это понятно, в лесу, но как?»  – спросила она нас.

Мы принялись снимать видео про наше первое близкое знакомство с ежом. К тому моменту он уже не спал, а двигался и нам удалось снять также его не слишком быстрые движения.

Сначала он внимательно осмотрел нас всех, и лишь через пять минут он высунул свою голову и нос. Неуклюже передвигаясь, он тихо пополз в ближайшие кусты. Я говорил, что его нельзя отпускать, иначе у нас будут небольшие проблемы. К тому времени ёж оказался уже окружён густыми зарослями – он заполз не в обычные кусты, а в клумбу, где росли разнообразные цветковые растения.

Это только усложнило нашу задачу: нам пришлось подумать, как выгнать ежа из убежища и одновременно не испортить цветы. Нам пришлось вытаскивать его оттуда довольно необычным способом. Мы принесли хоккейную клюшку и начали ею трогать ежа, надеясь, что он свернётся в клубок. Ёж незамедлительно свернулся в клубок. Лишь через несколько минут нам удалось буквально выкатить его из клумбы и закатить обратно в пакет.

Потом мы начали рассуждать, где будем держать его по крайней мере два или три дня. В конце-концов мы решили посадить его в гостевой туалет, пока не приехали гости, которые должны были приехать уже завтра.

Конечно, моя мама понимала, что перед тем, когда приедут гости, надо будет немного прибраться за ежом. Проведя день в не самом приятном помещении, ёж забивался то в уголок душа, то под унитаз. На следующий день мы решили что надо что-то менять. Мы решили посадить ежа в минатюрный загон – что-то вроде колодца, но без воды, а высота его достигала меньше двух метров. Я нарвал ежу травы в качестве подстилки или, чтобы он просто нормально себя чувствовал. Наконец, ёж оказался в загоне. Но осмелился он двигаться при мне, лишь когда через какое-то время я пришёл проведать его, а он уже оказался в другой точке колодца.

Он как-то недоверчиво посмотрел на меня, но то, что я увидел позже, объяснило мне, что ежу тут понравилось. При мне он начал сначала шуршать, а потом постепенно перешёл к ходьбе. Он прополз через весь загон до того места, где лежали несколько дощечек. Когда я пришёл к нему во второй раз, наши гости уже приехали и все увидели нашего временного питомца. Но я пришёл к нему не просто так: я прихватил с собой два кусочка свежего мяса. Бросил первый кусочек прямо к носу ежа, тот сразу начал шевелиться, и всего через две секунды кусочек оказался у него во рту. Я понял, что беспокоиться за его комфорт уже не стоит.

Раз он не только двигался при нас, но и довольно смело принимал корм.
Ночью, когда мы с папой вышли осмотреться, мы также заглянули и к ежу: посветив на наш газон, мы увидели ёжика активного как никогда. Он топал как слон или, точнее, детёныш слона. Мы провели с ним три прекрасных дня, за которые я начинал всё больше понимать его, а он начал постепенно доверять мне, но наступил день разлуки. Мы выпустили ежа из загона и тот медленно и неуклюже поковылял в сторону соседского двора. Мы пошли за ним.  Сначала он осматривал, нет ли поблизости опасности, а потом он постепенно подошёл к нашей беседке, где обычно на брёвнах грелись ящерицы. Пройдя через половину беседки ёж юркнул в ближайший кустик да так, что из него выглядывала лишь одна мордочка. Потом он смело выполз из куста и в итоге перебрался через забор на соседский газон. Затем мы наблюдали, за ним до тех пор, пока он окончательно не скрылся в зарослях.            


9. Глава девятая.
Восстановление популяции

Хотя у нас от рыбалки и благодаря щедрости нашего соседа получилось довольно много окуней, к сожалению практически все они погибли (по крайней мере мы так думали). Но питомнику нашего пруда повезло в третий раз. Соседи Плотниковы дали нам ведро с ротанами – большими пресноводными рыбами. В ведре их было штук пять.
И вновь произошёл торжественный отпуск, которым я лично очень гордился. Начиная с самого первого и заканчивая последним ротаном, мы выпустили  в пруд всех рыб.
Некоторые так же, как и в заселении окуней решили остаться на мелководье, а другие уплыли подальше от нас. Но вскоре, через две минуты почти все пять ротанов оказались на глубине.

Хочу заметить, что эти ротаны были первыми из представителей этого вида, которых я видел. Именно оттуда я и узнал это странное название «ротан». И конечно, я надеялся, что эти рыбы проживут немного дольше, чем окуни и ерши, которые, как я полагал, умерли уже в первый день заселения.


10. Глава десятая.
Не только ротаны

К концу одного из этих замечательных дней мы с моим папой решили немного порыбачить, надеясь подтвердить нашу теорию, что ротаны ещё живы.

Мы с ним стали водить по дну сачками навстречу друг другу. Через несколько минут наша тактика помогла нам: мы поймали одну из рыб. Это был очень длинный ротан, который бился изо всех сил. Тогда я понял, что по крайней мере один ротан ещё живёт в нашем пруду. Но мы не решили останавливаться: мы хотели поймать ещё несколько рыб. В конце-концов нам удалось накопить  в ведре до двух ротанов.  А после этого случилось поразительное открытие, которое было даже невероятнее, чем событие с ящерицей: папа достал из воды сачок, в котором, судя по его весу, была рыба. Он вытащил сетку и увидел там бьющегося изо всех сил окуня. «Окунь!» – необычайно громко и тревожно сказал он и мы быстро посадили рыбу в то же ведро, где находились эти два  ротана.

Сразу после этого я побежал в дом. Добежав, я радостно и почти так же громко, как и папа, сообщил: «Мам, окунь жив!»  Она удивилась явно не меньше меня или даже больше,  и после того, как она покормит Машу, я пригласил её посмотреть на это поистине необычайное открытие.   
   
 
11. Глава одиннадцатая.
Армагеддон пруда

В тот день мы хотели почистить пруд, осушив его на какое-то время. Но для этого для начала надо было выловить всех рыб, которые там жили, а учитывая какие тайны мог скрывать наш пруд, задача была не самой простой в мире.

И вот мы начали водить по дну сачками и с первого же раза и у меня, и у папы в сачках оказались ротаны. Я посадил своего ротана в тазик с водой, а затем,  не раздумывая, посадил и папиного ротана туда же. Один из них, который по-моему был пойман мною, начал плыть по тазику так, что мы подумали, что он вот-вот выпрыгнет. Но рыба всё-таки осталось у нас.

Затем у нас произошёл ещё один необычный случай: мы достали наши сачки и в папином оказался небольшой, но резвый ёршик. Надо признаться, что я был уже менее удивлён, чем в случае с окунем, потому что после того, как мы поймали его, я был уже готов к такой неожиданной встрече.

Дальше рыбалка у нас шла довольно скучно, а руки уже устали. Тогда мы решили, что остальные рыбы – это дело времени. К тому времени, как пруд омелел до двадцатисантиметровой глубины, в тазике  у нас оказались уже все пять ротанов, один ёрш и один окунь. А когда глубина понизилась чуть ли не в пять сантиметров, было самое интересное: я заметил, что со дна кто-то поднимает муть. Вертясь под ногами у моего дедушки, я нащупал рыбу, которая каким-то образом сумела вырваться у меня из рук, но я уже знал: им от меня никуда не деться. Затем стали заметны спины и шипы рыб, и стало гораздо легче их ловить.

Наконец, я придавил рукой одну из рыб и поднял её наверх. Как я увидел, это был довольно большой и длинный окунь. Мы посадили  его в тот же отдельный тазик, где был одинокий окунь. Такими темпами у нас, к моему удивлению, в этом тазике накопилось пять окуней и два ерша. Пруд был окончательно избавлен от мути и мы быстро залили его прозрачной водой. И практически сразу после этого я вылил  рыб из тазиков вместе с водой. Ротаны – крепкие и стойкие рыбы перенесли более холодную, чем обычно воду и нашли себе укрытие, а окуни вошли в воду, имея мрачный и призрачный неподвижный вид,  и опустились на дно. Довольно большое время я беспокоился за их выживание, но когда через полчаса заметил, что одного окуня нету на месте, я понял – больше беспокоиться не стоит. 
 

12. Глава двенадцатая.
Ночная вылазка

В тот же вечер, когда спускали пруд, мы решили вечером выйти на улицу.  Помимо вылазки в лес у нас было много вечерних вылазок, которые я называл ночными. Одна из таких вылазок запомнилась мне больше остальных. Её можно было назвать выход к ночным животным.

Та вылазка казалась мне самой обычной. Мы увидели ротана: он сидел совсем недалеко от ветвей ёлки и, судя по всему, готовился ко сну. Папа решил сделать видеозапись. Но стоило нам отойти на два метра от того ротана и приблизиться к камням, как мы услышали небольшие всплески: всего в пятнадцати сантиметрах от меня из воды вылезла крохотная лягушка, которая легко могла поместиться у меня на руке. Стоило мне немного сдвинуться с места, чтобы поймать её, как буквально из-под моей шлёпки  выскочила ещё одна лягушка, немного больше первой. В результате я поймал их обеих и видео, которое папа снимал, временно прекратилось. Лягушки были очень напуганы и одновременно не пытались сопротивляться. А когда папа стал снимать второе видео, мы решили сделать один опыт: мы хотели посмотреть, отреагирует ли тот самый ротан на лягушек.

Первая более крупная очень быстро доплыла до ветвей и стала искать, за что бы зацепиться и вылезть из воды. Первая лягушка более мелкого размера подплыла ближе к ротану и быстро выбралась на берег. А лягушка побольше, пытаясь выскочить из водной стихии, делала своеобразный круг и, в какой-то момент, этот круг добрался до другой лягушки. Испугавшись, что это хищник, лягушка торопливо  ускакала глубоко под ёлку, а другая лягушка осталась сидеть рядом с большой рыбой. Папа даже сделал фотографию, которая достойна названия «Ротан и лягушка». В конце концов мы попрощались и с рыбами, и с лягушкой, но у нас оставалось ещё одно дело – отнести кости соседской собаке. Пока мы шли, папа увидел бежавшего с большой скоростью ежа. Мы пытались поймать быстрое млекопитающее, но мы были не готовы к такой неожиданной встрече и я не успел его поймать. Так вылазка закончилась.      


13. Глава тринадцатая.
Текст-призрак

Помимо того, что я постоянно гонялся за разными животными, мы с моим дедушкой ещё занимались книгой, которую называли «История жизни», хотя полное её название «История жизни на Земле». Я диктовал дедушке содержание книги, а дедушка быстро набрал текст на клавиатуре  ноутбука. Однажды, во время написания этой книги, меня ждал неприятный сюрприз: мы тогда заканчивали главу под названием «Век млекопитающих», но дедушка сообщил мне, что небольшая часть текста исчезла по каким-то электронным неполадкам.   

Я как вы уже поняли не слишком обрадовался такому событию, но,  к счастью,  я очень хорошо знал доисторический мир, про который  и была написана эта книга.
 Восстановив текст, вскоре мы забыли про эту небольшую тревогу и продолжили писать. И в итоге в один немного пасмурный день нам удалось окончательно закончить эту книгу и мы остановились на словах: «Когда закончился последний ледниковый период, мир стал таким, каким мы его знаем». К досаде, спустя всего несколько дней после этого момента, этот случай повторился вновь. Тогда мы уже не работали над книгой «История жизни», но писали другую документальную  книгу – «Доисторические морские гиганты».

Несколько дней трудов и работы были не напрасны, однако, на третий день случилось неполадка: у нас снова исчез текст. Но на этот раз не несколько предложений, а целая страница. Дедушка безуспешно пытался отыскать потерянный текст в недрах компьютера. Он говорил, что иногда восстановить утраченный текст бывает возможно.
 Нам пришлось  хорошенько вспомнить, какой была та самая глава под названием «Первые морские чудовища». Я вспомнил, что первая и вторая фразы в той главе говорили о том, что на Земле не было растений и вообще ничего живого. И то, что первые морские чудовища были хищниками.  К счастью, через две минуты мы благоприятно восстановили текст и, изнурённые работой, пошли отдыхать.


14. Глава четырнадцатая.
Обжора готова метать икру

Каждому ротану из всех пятерых мы подобрали имена: Старый Вождь, Джулиан, Обжора, Вялый, Ободранный.

В один день я свой сачок несколько раз  поймал Джулиана – самого большого и самого сильного из всех рыб. Мы считали, что все они самцы, пока снова не случилась удивительное открытие. Когда мы с папой решили поймать Обжору, потому что уже давно не видели его. Спустя пять с половиной секунд, ротан оказался у меня в сачке.

Но когда я взял его, то сразу заметил, что у него подозрительно толстое брюхо. На секунду я предположил, что он просто объелся, но потом понял, что нижняя часть брюха до отвала набита икринками. Очень быстро и осторожно я отпустил ротана, чтобы не повредить хрупкое потомство. Именно в тот момент мы все осознали, что Обжора это не «он», а «она». Потом мы долго разговаривали про удивительный случай с рыбой, а я постоянно твердил: «Хорошо, что Обжора беременна?»


15. Глава пятнадцатая.
Лягушачья вечеринка

Вечером я смотрел один из моих любимых фильмов. Пока  бабушка не вошла в дом и не сказала, что папа просит меня ненадолго выйти. Я, как обычно, оделся и выбежал на улицу. Я увидел папу посреди наших посевов и поэтому решил, что ничего интересного не будет. Но только подошёл к тому месту, где у нас рос лук, я заметил, что из-под листвы выползла небольшая лягушка. Я попытался схватить её, однако в каких-то двадцати сантиметрах от моей ноги выпрыгнула ещё одна лягушка. Она была поменьше первой. Как и на ночной вылазке, мне удалось поймать их обеих.

Потом папа начал снимать видео и мы показали эту парочку сначала маме, а потом и бабушке с дедушкой. Затем  под соседним луком я увидел и третью лягушку, которая упрыгала куда-то в глубину зарослей. В какой-то момент я попытался схватить и эту лягушку, но с двумя постоянно лягающимися амфибиями это не так просто, и на этот раз лягушка скрылась. Мы прощально и торжественно отпустили этих двух лягушек, и те торопливо ускакали в траву. По пути назад мы с папой так же проверили камни, надеясь найти под ними ещё одну лягушку, но ничего и никого там не увидели.


16. Глава шестнадцатая.
День животных

Тот день как и многие дни, казался совершенно обычным. Всё началось, когда мы с моей бабушкой катили коляску, и буквально под неё пробежала большая, хвостатая ящерица. Я бросился за ней вдогон.

Ящерица стремилась к высоким зарослям, но я прыгнул прямо на неё и накрыл рукой. Ещё не успев прийти в себя после прыжка, я подумал, что упустил быструю рептилию. Но позже я увидел, что половина хвоста накрыта мною.

В тот же самый момент я быстро схватил животное и, к счастью я сделал это раньше, чем она успела отбросить хвост. К её удаче хвост она сохранила, хотя могла отбросить его. Потом мы принялись разглядывать её. Я уже по крайней мере несколько недель не видел ни одной ящерицы на газоне, поэтому для меня это был особенно приятный сюрприз.      

И именно с того самого момента, когда у меня в руках оказалась эта ящерица и наступил настоящий день животных.

Мы отпустили ящерицу на камни, там где я её и поймал. Она на прощанье укусила меня, а затем очутившись на свободе незамедлительно убежала в густые заросли.

После этого я, довольный своим уловом, отправился в другую точку газона. Но только я подошёл поближе к одному их тех мест, как услышал шорохи, которые кто-то  издавал явно неподалёку от меня.

Я приблизился, и рядом со мной выскочил зелёный кузнечик: первый кузнечик, которого в этом году я видел, был зелёным и довольно большим. Через две попытки я поймал насекомое, после чего решил показать его. Я показал его маме, а потом вернулся к тем зарослям и отпустил.

Я отошёл и заметил, что на меня смотрит большая, даже, я бы сказал, довольно толстая ящерица. Конечно, я хотел бы поймать её с тем же успехом, как и первую, но стоило мне всего лишь на несколько сантиметров подойти к ней, как сообразительная рептилия побежала и, вскоре как будто испарилась. Потом я долго рыскал посреди тех же самых зарослей, готовый сачком накрыть одну из ящериц. Но именно тогда как-будто специально я не нашёл ни одной из них.

Вокруг меня летали лишь шмели и осы, собирающие пыльцу. Но пока я пытался поймать пресмыкающихся, то получил ещё один совершенно неожиданный сюрприз: прямо над моей головой пролетела большая стрекоза по направлению к нашему пруду.  Так же, как и ящериц стрекозу я поймать всё-таки не сумел, зато и без того был просто потрясён случившимся.

Затем я направился назад к водопаду, и на одном и камней сидела ящерица. Причём настолько маленькая ящерица, что я бы даже назвал её мини-ящерицей.
Но, как это ни странно, даже эта беззащитная мини-ящерица каким-то способом смогла улизнуть от меня. Сюрпризы случались один за другим и постоянно очень удивляли.

Прилетела бабочка полакомиться цветочной пыльцой. Как я увидел по её крыльям, это была не просто обычная бабочка. «Наверное, это махаон», – подумал я и с этими мыслями побежал искать сачок. Но к тому моменту, когда мне удалось найти его лежащим у пруда, бабочка уже давно успела улететь. Так закончился знаменитый день животных. 


17. Глава семнадцатая.
Подводная съёмка

Когда мы приехали из Екатеринбурга (мы решили навестить свой город) я прихватил с собой камеру, которая может использоваться для съёмки под водой. Главной моей задачей было каким-то способом опустить камеру на дно, а затем с помощью деревянной палки пригнать рыб к ней, чтобы она сняла их.

Первый такой эксперимент случился в тот же день, когда мы приехали из города. Но к нашему сожалению это был неудачный эксперимент: я опустил камеру на дно пруда с помощь длинной верёвки и двигал её из одного места в другое. Но когда мы выключили камеру и стали просматривать записи, то меня ждало разочарование.
Камера снимала под водой, но почему-то показывала всё очень быстро. Настолько быстро, что невозможно было разглядеть проплывавших мимо рыб.

То же самое случилось и во второй раз, когда мы пытались увидеть ротанов. На следующее утро я снова отпустил камеру на дно, но после того, как мы выключили запись, она опять  почему-то сняла всё в убыстренном виде. Так она снимала целых четыре раза, пока мы с мамой не попробовали понять причину и протестировать камеру. К счастью теперь я увидел уже нормальную съёмку. Потом я сделал ещё одну запись с рыбами и увидел их так, как есть. С тех пор камера начинала снимать всё лучше и лучше, а нам везло всё больше и больше.

В конце-концов у нас набралось довольно много записей с рыбами-ротанами.    
   

18. Глава восемнадцатая.

Долгожданный поход в лес

Того дня мы ждали очень долго. Наконец мы дождались момента, но стоило мне только обрадоваться, как вдали мы увидели пасмурность и тучи. Мне это не понравилось, поскольку именно от этого зависела наша удача.

Как и в предыдущий раз  нашей целью было принести ежа в том же самом пакете.
Мы вошли в лес, но стоило нам сделать несколько шагов от калитки, как бабушка заметила чернику и дала остальным по ведёрку. Вскоре все, кроме меня, уже собирали ягоды. Я ждал, когда мы сдвинемся с места и продолжим поиски ежа. Должен признаться, этот поход в лес был менее интересным чем первый. В основном из-за дождя, который то прекращался, то начинал лить вновь.

И вот мы добрались до планеты мха, и вскоре я стал замечать небольшие овраги и ямки, в одной из которых мы с папой и нашли ежа. Помня тот счастливый случай, я внимательно разглядывал каждый из этих оврагов. И лишь когда я был полностью убеждён, что там не было ежа, мы продолжали наш путь по этой неизведанной земле.
   
Дождь становился всё сильнее и мы поняли, что в такую погоду ёж должен найти какое-то укрытие. Потом мы решили что и нам пора вернуться в наше укрытие. Ноги у нас были уже мокрые. Стоило мне развернуться, как дедушка сказал: «Предлагаю найти дорогу обратно по меткам, которые я оставил на деревьях. Это сухие ветки, подвешенные за сучки». И мы принялись выискивать подобные знаки. Нашли пять-шесть знаков. Но потом свернули влево и не могли обнаружить ни одного из них. В результате мы немножко заблудились: подошли не к  калитке, а значительно левее. Но нашли калитку и возвратились домой.
   
Мы открыли зоопарк

К концу нашего пребывания в Ольховских хуторах я успел поймать и рассмотреть более 28 ящериц, но одна из них положила начало самому грандиозному из моих событий.

В тот день мы не спеша прогуливались под летним солнцем. И вдруг, как только мы подошли к бане, мама тихо сказала: «Ящерица!». Я сделал один короткий шаг вперёд и тоже заметил её. Она очень быстро добежала до длинной доски, окружённой  растительным покровом, где и остановилась. Я застал эту ящерицу в не самом привычном для меня положении и поэтому попытался поймать её сзади – а именно в слепой зоне рептилии. Но, как только я кинулся к ней, ящерица как ни в чём ни бывало ускользнула либо под саму доску, либо в широкую трещину камня.
 
Посмотрел под доской, но, ничего не найдя под ней, решил, что она улизнула и пошёл в обратном направлении, но у себя под ногами я вдруг заметил ту самую трещину и в ней отсиживалась ящерица.

Потом она смело сделала рывок вперёд и побежала к спасительной бане. На открытой местности я был проворнее рептилии и мог догнать её, но всё же она забрела под баню дальше, чем я мог достать. После такой неутомимой погони я решил немного подкормить рыб, но для этого надо было найти сначала червяков. Подойдя к доске, где от меня скрылась рептилия, я услышал шорохи. Сначала мне показалось, что это насекомое, но я заметил силуэт – передо мной из листьев выскочила большая ящерица и бросилась в другое место. Однако на этот раз она бежала посреди почвы  и листья замедляли её обычно быстрый бег. Наконец-то у меня в руке оказалась пойманная ящерица, которая так и пыталась вырваться, но кусать всё-таки не осмеливалась.
 Затем я вдруг вспомнил, глядя на пойманное животное, книгу про Джеральда Даррелла, который устроил зоопарк в Африке.

И именно с этого момента история моего зоопарка и началась. Я стал обсуждать с мамой его вопросы. Сначала шуточно, но потом перешёл на серьёзный разговор. Первой и самой сложной задачей было найти помещение, в котором можно держать животных.

Эта ящерица – была моим первым экспонатом. Для неё я вскоре соорудил из ведра круглый загон, окружённый камнями и кустиками травы.

После того, как рептилия  привыкла к обстановке, я сразу взял за неё всю ответственность. Сначала мы напоили её из чашки, расплёскивая пальцами воду.

 Некоторые из капель попадали и на ящерицу. Пока она бежала, пытаясь скрыться от «дождя», она высовывала свой синевато-черничный язык и слизывала капли, которые попадали ей на голову.

После того, как вода прекратила литься, ящерица подошла к одному из камней и начала слизывать остатки воды так же, как это делают домашние животные. А чуть позже я придумал одну хитрую конструкцию и сделал из пары коробок клетку и набросал туда подстилку.

Правда, в этот загон я хотел посадить одну или парочку лягушек для моего зоопарка. Чтобы увеличить шансы на их поимку, я полил из лейки все места, где мы их видели.

Вскоре мама освободилась и мы попытались найти земноводных в единственном доступном месте – на тех самых камнях, где обычно находили их очень часто. Но на этот раз лягушек там не оказалось.

После нашего труда и сооружения двух загонов мы начали заниматься нашим обычным делом – я называл это вечерним просмотром. После вечернего просмотра и вообще до этого дня мы считали, что уже не найдём ежей. Однако тем самым вечером всё неожиданно изменилось. К нам в дом вошла соседка у которой мы неделями раньше просили принести ежей, если их заметят. Она сообщила нам чётко и ясно: ёжик пришёл. И с этого самого момента начался настоящий переполох.

Я волновался больше всех и метался из гардероба до гостиной, пытаясь как можно быстрее найти кофту. Наконец, мы покинули наш участок и очень быстро пошли к соседскому двору.

Пройдя несколько метров, мы уже заметили нашего ежа – он был молодым, а точнее подростком и явно не был доволен, когда его вытаскивали из укрытия. Наконец, нам удалось положить в пакет извивающееся млекопитающее. Поблагодарив соседей, мы поместили ежа в тот же самый загон, где держали и первого, более крупного.

После того, как ёж оказался на месте, мы сделали ему мини-подстилку, разорвав на кусочки ненужные газеты. «Копаемся в ночи в помятых газетах. Наш обычный ночной режим», – подумал я.

На следующий день первое важное дело, которое я успел сделать – это сразу поставить миниатюрный загон для ящерицы на солнце. Не беспокоясь ни о чём, я отвлёкся на других животных, которых к тому времени набралось уже достаточно. Но как оказалось, это была плохая идея: возвращаясь, я так же заметил ящерицу, но уже не в загоне, а в пяти сантиметрах от него.

Заметив то, что хитрая рептилия вырвалась на свободу, я тут же бросился на неё. Но она улизнула в высокую траву. Я пытался рвать её, пытался выгнать ящерицу оттуда, но её там как оказалось, уже не было.    

И тогда я не на шутку расстроился, но после этого увлёкся ежом. Ёж тем временем спокойно спал, закутавшись в газеты, однако было видно, что куски мяса, положенные при его размещении были съедены. Вскоре я окончательно забыл про ящерицу, но загон для неё всё-таки оставил.
 
Я занимался другими делами, пока бабушка не сообщила мне, что из травы юркнула по баню небольшая рептилия. И с этого момента я снова начал охотиться на ящериц. 
В итоге всё окончилось так: я шёл после проверки той самой доски, но в тени возле бани я заметил сидящую на небольшом кусочке мягкого материала ящерицу.

Как и в случае с первой, я подкрался к ней сзади и накрыл её моей рукой. 
               
Случилось ли так, что пресмыкающееся попалось или оно в очередной раз скрылось, понять было очень трудно. С одной стороны я чувствовал лишь ткань, но с другой я не слышал и не видел, куда она убежала до тех пор, пока раскрывая ладонь, не обнаружил длинный хвост и частично задние конечности. 

Поимка новой ящерицы для моего зоопарка была очень важным событием, ведь ящерица – не только одно из самых крупных, но и одно из самых распространённых животных, которых тут можно было поймать.

Именно в тот момент, у загона появился новый хозяин, ещё больше первого. Правда, смелостью эта ящерица вовсе не отличалась. Как только я посадил её в загон, она начала метаться по кругу, пытаясь найти выход.

Потом по мере продолжения времени она юркнула под самый большой камень в загоне и скрылась именно там.

После того, как ящерица немного привыкла к пространству и обстановке, зоопарк наконец-то был открыт.

В то время его обитателями были ящерицы, молодой ёж, ротаны и другие пресноводные рыбы.

На следующий ночной вылазке бабушка попросила  меня подложить ей в загон этот самый комок ткани, на котором я его поймал. Но в ту ночную вылазку случилось нечто намного более значимое.

Всё начиналось совершенно обычно. Как и в случае перед поимкой ежа, мы досматривали наш фильм, как вдруг в самом его конце, папа зашёл на порог и сказал: «Можно тебя на секундочку?» Мне сразу стало интересно и я подошёл к папе, но как только я увидел перепонки, свисающие у него из рук, я сразу понял: у папы в руках была спрятана амфибия. И действительно. Это была большая толстая лягушка, которая смирно сидела у папы в руках. И тогда настало время воспользоваться моим самодельным загоном, который я делал из двух ящиков и подложил туда листьев.
 
И вот мы с папой и бабушкой просто засунули её в загон, не понимая, на что она способна. Пару секунд она прыгала, но затем нашла щель и вылезла оттуда. К счастью, в отличии от ящерицы, она была была более медленной и я успел её накрыть рукой.

После такой короткой погони мы приняли решение: загон нуждается в серьёзной, но к счастью недолгой доработке. Для этой доработки понадобились скотч, ножницы и слой прозрачной ткани.

Я снова посадил её в загон, а папа с бабушкой начали быстро заклеивать все уголки, но мы делали это слишком медленно и лягушка сразу бросилась к щели и успела вылезти. И вот я в очередной раз поймал её прежде чем она оказалась под машиной.

Однако на третий раз у нас всё же получилось и лягушка как будто зная, что сопротивляться бесполезно, не бросилась к щели, а прыгнула в другую точку загона и осталась там.

Мы нашли ей место под горкой, чтобы она не промокла, пока шёл дождь. Напоследок, заглянув к ежу, и увидев, что он занят какими-то своими ежиными делами, мы оставили всех в покое и отправились в дом. 

Однако, как оказалось, ночью лягушка каким-то загадочным образом всё же сумела выползти и как привидение испарилась из загона. Зато другие животные, которые были менее ловкими и менее изобретательными, пробыли в загоне до запланированного срока.

С ящерицей освобождение было довольно быстрым: она охотно юркнула под бревно беседки, где вскоре и скрылась. А вот освобождение ежа – это настоящая история.

Сначала мы закатали его в пакет и понесли в лес. Затем, когда ёж оказался недалеко от забора, она начал обнюхиваться, после чего осмелел и быстро бросился бежать по тропинке. Потом он свернул с тропинки и оказался в кустах папоротника.
Мы подложили ему сочное мясо, после чего сами вскоре уехали. Когда ёж убежал в лес, увлекательная история про содержание животных в неволе закончилась, но к счастью не навсегда. Вот так была завершена история моего зоопарка.      
      
Заключение

Все эти приключения – начиная с заселения и заканчивая самыми необычными животными – только половина всей нашей истории в этом прекрасном уголке. То что я описал в этой книге – лишь основное, что случалось со мной и с животными, которых я ловил и снимал на камеру. Несомненно, меня ждут ещё много открытий. Мы пробудем тут гораздо дольше, чем обычно и встретим ещё больше разнообразных живых существ.

Разумеется мы иногда будем ездить и к себе домой, но там будет в сто раз меньше животных, чем у нас на собственном газоне.

«Зверинец на нашем газоне» – одна из первых моих приключенческих книг.


       
Содержание

Глава первая. Глава вторая. Неожиданное открытие.............................................4
Глава третья. Глава четвёртая. Лягушка-невидимка и любители камней...........7
Глава пятая. День прудовых рыб.....................................................9
Глава шестая. Глава седьмая. Поход в
Глава восьмая. Мы знакомимся с ежом.........................................14
Глава девятая. Восстановление популяции...................................16
Глава десятая. Не только ротаны...................................................17
Глава одиннадцатая. Армагеддон пруда........................................18
Глава двенадцатая. Ночная вылазка..............................................19
Глава тринадцатая. Глава четырнадцатая. Обжора готова метать икру......................22
Глава пятнадцатая. Лягушачья вечеринка....................................23
Глава шестнадцатая. День животных...........................................24
Глава семнадцатая. Подводная съёмка.........................................26
Глава восемнадцатая. Долгожданный поход в лес......................27
Глава девятнадцатая. Мы открыли зоопарк.................................28

Алеша Рябков
Зверинец на нашем газоне
Редактор Сергей Сметанин
www.boosty.to/ruspoetry


Рецензии