Праздник Покрова

 Место, где стоит Покровский храм в Рузино, благодатное, намоленное. В XV веке здесь было подворье знаменитого Чудова монастыря. Позднее храм стал приходским для жителей не только Рузино, но и Крюкова, Брехова, Малина и Каменки. После войны 1812 года был построен каменный храм, а в конце XIX века было достроено ещё два придела.
 Закрытый в тридцатые годы храм пережил войну 1941-1945 года. Именно здесь проходили рубежи отчаянных боёв под Москвой. Израненный, но уцелевший после обстрелов храм был разобран на кирпич уже после войны.
  И лишь в девяностые годы усилиями монахини Иустины (Катуминой) удалось вернуть землю церкви и в  1997 году построить маленький деревянный храм. В 2008 году этот храм сгорел. Сейчас богослужения совершаются в помещении церковного дома, а на своем историческом месте воссоздается каменный храм в его былом величии. По замыслу прихожан строящийся храм будет памятником воинам, павшим в битве под Москвой. Уже сейчас рядом со стройкой разбит мемориальный парк, в котором установлены памятники погибшим воинам и большой поклонный крест.
 Надо сказать, что обустройство временного храма и совместная литургическая жизнь позволили появиться на этом месте теплой и дружной общине православных людей, которые вместе могут переживать трудности и интересно справлять праздники. Особое внимание здесь уделяется многодетным семьям. Одна из благочестивых традиций православных людей - венчаться в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Помощи в родах  и крепкого семейного мира просят люди у Богородицы.
 В этом году прихожане храма воспроизвели реконструкцию свадебных обрядов русских крестьян. После литургии и крестного хода в честь престольного праздника народный коллектив «Дикое поле» организовал хоровод  с  пением свадебных русских песен. Руководят коллективом Иван и Валентина Деревянко. Их присутствие в храме не случайность: они поют здесь на клиросе в церковные праздники и устраивают благотворительные концерты. Пёстрый хоровод  участников коллектива начинает стремительно расти. Подходят прихожане с детьми, которые с радостью поддерживают происходящее. В это время в храме, как некогда в апостольские времена, уже накрыт стол с пирогами и чаем. Желающие могут угоститься и вновь влиться в хоровод. Поются величальные песни жениху, невесте, сватам. Вспоминаются игры свадебного обряда. Очень радуются дети. Есть игры, в которые они и так знают, как играть, не все традиции мы потеряли.
  В песне «Прялица» невеста требует:   
 -Подавай мне, мать, жениха!
Подавай мне жениха без греха!
 Выходя замуж в девичьей чистоте, ей хочется, чтобы и муж её был не испорчен. Сваты играли особую роль на Руси, от их поведения зависело согласие невесты и её родителей. Сватов засылал жених и в случае успеха их величали на свадьбе:
-Сваха хороша, сваха пригожа, на купчиху похожа!
Сваха тихо в дом войдёт и невесту уведёт!
 Но при недостойном поведении можно было и поругать  сватов:
-У нас сватья побывала, все блины перворовала!
-Нехороший сватьюшка, непригожий сватьюшка!
От лица жениха пелась похвала невесте:
-Как Иван женою, как Иван душою выхваляется, выхваляется.
Ах, душка- женушка, свет Настасьюшка, свет Ивановна!
Ты роди мне сына, как и я у тебя-
Красотой во меня, умом разумом
 Но вот величальные песни спеты. Можно поиграть в такие и сейчас популярные на детских праздниках игры,  как ручеёк, или в игру «Золотые ворота»: «В первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим Вас». Кстати, я не раз замечал, что после хоровода и совместных игр легче прощать тех людей, с которыми были напряженные отношения . Общая игра объединяет детей и взрослых и даёт хорошую разрядку. Если и были «камни за пазухой», то они куда-то исчезают, и искренние улыбки начинают сиять на лицах всех участников праздника.
 Праздник снимает оператор-любитель Сергей. Это его хобби. Снимает народные коллективы, монтирует ролик и выкладывает на Ю-Туб. Набрав «Этноклуб «Дикое поле»» можно познакомиться с творчеством коллектива. Это не только народные песни и игры, но и целые музыкальные спектакли.
 Я подхожу к настоятелю храма, чтобы взять благословение на написание статьи в газету. Он охотно рассказывает о храме. Радуется празднику, но делает оговорку, что не все традиции русского народа хороши, есть и языческие. Их воспроизводить не надо. В коллективе большинство людей православные. Они учитывают мнение батюшки.
Праздник на Руси длился несколько дней. Сейчас найти один-два часа ; удивительная роскошь в потоке дел и событий, кажущихся нам очень важными. И вот уже хлопают двери автомобилей прихожан, спешащих по своим делам, увозя в своих сердцах духовную благодать праздника и чистую радость подлинной народной песни.


Рецензии