Шахта Донецка

В 70-х годах прошлого века я читал лекции от общества Знание в Донецке, и мне предложили спуститься в самую лучшую шахту Донецка. Я с радостью согласился: быть в знаменитом Донецке и не побывать в шахте было бы большим упущением.

Я удивился, что в шахте тепло, а мой провожатый объяснил, что мы спустились ближе к горячему центру Земли. Он ходил и записывал показания датчиков метана и рассказал мне об опасности взрыва метана или мелкой угольной пыли в шахте. Он показал мне специальный шахтный телефон, висевший на стене и не производивший при своей работе искр, способных вызвать взрыв. Так что шахта - это особый мир со своими законами, выработанными с годами ценой жизни пострадавших от разнообразных аварий шахтёров.

Один шахтёр сказал: "Что ты водишь гостя так далеко от лавы? Здесь он не поймёт, что такое шахта."

И мы пошли к лаве. Слышали, как лопались с громким взрывом от нарастающего горного давления деревянные подпорки, видели, как рабочие бегом несут новые брёвна им на замену, а подход к комбайну становится всё уже.

Мы шли навстречу работающему комбайну. Мой провожатый воспользовался остановкой комбайна и попросил не включать комбайн, пока мы не пролезем на другую сторону. И мы на карачках полезли между гидравлическими ногами комбайна к рабочим, управлявшим комбайном. Нас встретили покрытые угольной пылью, но весёлые, лица рабочих. Сразу раздался грохот, это рабочие запустили комбайн, от которого по конвейеру потянулась струя угля.

Пласт угля был толщиной всего 60 сантиметров. После тяжёлого проползания  между стойками крепления лавы у меня очень болели ноги, так же, как и после подъёма по винтовой лестнице на высочайший минарет Бухары.

Потом мы подошли к общему конвейеру, с шириной ленты в 3 метра, который нёс наверх уголь с огромной скоростью. И провожатый гордо сказал: "Даём уголёк Родине!"

А мне пришлось перед лекцией долго отмывать угольную пыль, но до конца отмыться так и не удалось. И я пошёл читать лекцию с чёрными отметинами.

Тогда я проникся огромным уважением к опасному и тяжёлому труду шахтёров. А сегодня я всей душой желаю шахтёрам и жителям Донецка скорейшего окончания ужасной войны, которую развязали вороватые хозяева новой Украины по указке западных кукловодов.


Рецензии
"После тяжёлого проползания между ног комбайна у меня очень болели ноги, так же, как и после подъёма по винтовой лестнице на высочайший минарет Бухары".
===================================================

У комбайна нет ног. За ноги Вы, скорее всего, приняли гидравлические стойки крепления лавы.

Аркадий Эр 3

Аркадий Старый   16.10.2020 19:31     Заявить о нарушении
Да, конечно! Спасибо за уточнение!
Комбайн стоял, поэтому было трудно отличить его детали от деталей крепления.

Борис Седунов   16.10.2020 22:37   Заявить о нарушении
А проползать возле этих стоек крепления, действительно очень непросто.
У нас толщина пласта была 1,2 метра и то было тяжело. А как работали при толщине пласта 0,6 метра...могу только представить.

Аркадий Старый   16.10.2020 23:21   Заявить о нарушении
Тем более надо уважать труд шахтёров и правильно принимать их стук касками по мостовой, когда задерживают зарплату.

Борис Седунов   17.10.2020 09:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.