Где же ты, Арктида?..

Мы- потомки  гиперборейцев!?

Друзья!

Много миллионов лет назад наша Земля выглядела совсем по-другому. На обеих ее полюсах зеленели леса, бродили разные хищные звери. Но, увы, потом планета «кувыркнулась» и северный континент  полностью затонул, а южный покрылся многокилометровым слоем векового льда.
Ученые -полярники  Ф.П. Литке, Н. Харузин, М.Ф. Рейнеке, В.В. Чарнолусский, В.В. Визе, А. Немирович-Данченко, А.В. Барченко, А.А.Кондиайн, В. Демин и др. отечественные исследователи были сторонниками теории Арктиды – древнейшей цивилизации, существовавшей в Арктике и Субарктике.
 Однако Е.А. Васильева обращала внимание на то, что следов этой цивилизации нет – они исчезли. Возможно, А.В. Барченко удалось что-то найти на Кольском полуострове. Не зря результаты этих исследований до сих пор не рассекречены. В 1922 г. в районе Сейдозера и Ловозера экспедиция, возглавляемая Барченко и Кондиайном, наткнулась на странный лаз, уходящий под землю. Проникнуть внутрь мешал странный безотчетный почти осязаемый ужас, буквально рвущийся наружу из черного зева. Один из местных жителей, участвовавший в экспедиции, рассказывал: "Ощущение было таким, будто с тебя живьем сдирают кожу!" Сохранилась коллективная фотография, на которой рядом с мистическим лазом сфотографированы 13 членов экспедиции. Экспедиция А.В. Барченко была поддержана Феликсом Дзержинским. Позднее, в 30-е годы руководитель этой экспедиции был репрессирован и расстрелян, а добытые им материалы так никогда и не были опубликованы.
Все необъясненное и необъяснимое в рамках господствующих научных теорий обрастает массой недостоверных слухов и переходит из области непознанного рационального в область эзотерического. Такова, например, проблема Атлантиды, такова и проблема Арктиды. Отделить зерна от плевела в этих проблемах непросто.
«…Сознание человеческое как- будто закостенело и не воспринимает тайн прошлого так же, как и настоящее. Однако, в истории человечества не так уж мало таинственного, Одна из загадок - мифы о чудесном народе- гипербореях и о благодатной их земле, лежащей по всей северной окраине мира. Так, в древнем индийском эпосе «Махабхарата» говорится о горе Меру, расположенной в центре мироздания. Прямо над ней Брахма неподвижно укрепил полярную звезду, вокруг которой движутся созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса. Сутки здесь длятся год; полгода - день, полгода –ночь. «Плененные», «ниспадающие» воды застывают в красивых формах, С вершины горы прекрасный вид на Молочное море, в северной части которого расположился большой остров Шветадвипа (Белый остров). Живут на нем "благоуханные», смелые мужи, удаленные от всякого зла, к чести - бесчестью равнодушные, дивные видом,преисполненные жизненной силой». Индийцы называли эти места «страной, где вкушается блаженство». Здесь климат мягкий -ни холодно, ни жарко, земля покрыта лесами и изобильна плодами, богата стадами антилоп и стаями птиц. Многие смельчаки стремились попасть в эту священную обитель, некоторых героев и мудрецов переносила туда на крыльях божественная птица Гаруда.
Неудачники становились жертвами страшных чудовищ на подступах к священной горе, в области пустыни и мрака...
Совершенно похожее описание северной страны есть и в "Авесте" - священной книге зороастрийцев. Здесь тоже есть священная гора ХараБерезайти (Высокая Хара), возникшая при «начале» мира на севере "по всей земле с запада на восток». Вокруг нее постоянно ходит солнце -Хвар, а также луна и звезды, а на вершине живут боги. Допускались сюда и герои. Один из них, посетив гору, попросил богов дать счастливую жизнь людям его царства. Тогда неподалеку от высокой  Хары, посреди моря,  возникла прекрасная обитель. В этой стране «мужчины и женщины самые лучшие и прекраснейшие... животные самые большие и прекраснейшие... растения самые высокие и самые благоухающие». И еще одна особенность острова – «У них день - это то, что является годом».
Древние греки тоже подробно описывают страну, расположенную далеко «за скифами, за высокими Рифейскими (Уральскими) горами. В горах обитает бог северного ветра Борей, а за его владениями живет счастливый народ -гипербореи. В их стране нет ни холодных, ни знойных ветров, а земля дарит обильные плоды. Жители, обитающие в лесах и рощах,питаются древесными плодами, не употребляямяса. Зимой же (по выражению Плиния - "ночью") они скрываются в пещерах. Греки вообще воспринимали гиперборейцев как нечто обычное. https://esoreiter.ru/
…Верить ли древним индийцам, зороастрийцам, грекам? Ведь не с потолка же они сочиняли свои писания!? И были столь …едины в своих утверждениях!
«ТАЙНАЯ ДОКТРИНА»  Е.П.БЛАВАТСКОЙ ПОДТВЕРДИЛА, ЧТО ЕДИНСТВО – ЗАКОН, НА КОТОРОМ СТОИТ ВЕСЬ МИР: НАУКА И КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ. ОНА ДАЁТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЕДИНОМ ИСТОЧНИКЕ ЗНАНИЙ О ТОМ, ОТКУДА ВСЁ ПРОИЗОШЛО И КАК РАСПРОСТРАНИЛОСЬ; КАК ПРОНИКЛИ НОВЫЕ ИДЕИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, КАК ОНИ СТРЕМЯТСЯ ИЗМЕНИТЬ МИР И ЧЕЛОВЕКА. ... НО ТО, ЧТО «ТАЙНОЙ ДОКТРИНОЙ» ПРОИЗВЕДЁН ГЛУБОКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СОЗНАНИИ, СДЕЛАН СИНТЕЗ ДРЕВНИХ УЧЕНИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА, ИХ СИМВОЛИКИ, ЗАТРОНУТ ОГРОМНЫЙ КРУГ ПРОБЛЕМ ОТ КОСМОСА ДО ЧЕЛОВЕКА, ДАЁТ НАМ ОСНОВАНИЕ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО КНИГА ЭТА ЯВЛЯЕТСЯ МИРОВЫМ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМ УЧЕБНИКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ». Когда же исчезла таинственная Арктида, когда опустились под воду хребты Ломоносова и Менделеева? На этот вопрос и по сей день нет однозначного ответа. По мнению одних, Арктида существовала 100 тысяч лет назад, по мнению других - от 16 до 18 тысяч лет назад. Академик Трешников полагает, что части хребта Ломоносова могли выходить на поверхность и 8 тысяч лет назад. По мнению крупного советского гидробиолога профессора Гурьяновой, в четвертичном периоде хребет Ломоносова выступал над поверхностью воды:
"…преграда в районе Восточно-Сибирского моря, Новосибирских островов и острова Врангеля, т. е. в районе хребта Ломоносова, существовала довольно долго и исчезла совсем недавно, во всяком случае в послелитториновое время", начавшееся лишь 2500 лет назад. http://www.nnre.ru/
…Недавно новый  российский мощнейший ледокол «Арктика» прошел через трехметровые льды к Северному полюсу! Не на нем ли плыли потомки древних гиперборейцев!?
Вл.Назаров
*****************
1.ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В АРКТИКЕ
«В 1990-х годах философ и историк В.Н. Демин обратил внимание на скудные воспоминания о находках Барченко. Он подробнейшим образом изучил местные легенды, сравнил их с греческими легендами и пришел к выводу – "искать надо на Кольском полуострове!" У местных жителей Сейдозеро (район поисков А.В. Барченко) до сих пор вызывает благоговейный страх и уважение. Южный берег озера был местом погребения в каменные могилы умерших шаманов и других уважаемых членов саамского народа. Для них название "Сейдозеро" и "загробный мир" были синонимами. Ловить рыбу в этом озере разрешалось только один день в году.
Существование Арктиды подтверждают саги древней Скандинавии, там она названа страной Туле. По преданиям Туле была высокоразвитой цивилизацией и находилась в районе современной Арктики. В то далекое время, когда существовала Арктида, в Арктике был совершенно иной климат, да и очертания суши и моря были другими. Цивилизация в Арктиде могла сформироваться в последнее межледниковье – в теплый период между Московским и Валдайским оледенениями примерно 40–50 тыс. лет назад. Тогда шельфовые части морей не были покрыты водой, а были равнинными участками. А где же тогда находилась вода морей, которая сегодня покрывает эти участки суши? Согласно гипотезе пульсирующей Земли, в то время дно океанов было раздвинуто в результате спрединга, и вода отхлынула с суши в эти глубокие места. Когда произошло сжатие Земного шара, тонкая океаническая кора в районе срединно-океанических хребтов смялась в складки, объем глубоких частей мирового океана сократился, и вода затопила низкие равнины – моря и океаны вышли из берегов. Доказательства пульсации Земли можно найти на этом сайте.
Принято считать, что каждая развитая цивилизация должна оставлять материальные следы в виде развалин городов, развалин храмов, пирамид, огромных зданий, следов циклопической хозяйственной деятельности. Официальная историческая наука считает обязательным атрибутом развитой цивилизации и культуры крупные поселения и высокий уровень технической мысли. Если у людей не было крупных городов и они не строили пирамид, то их якобы не стоит считать цивилизованными, это были первобытные люди. Однако люди, жившие в Туле-Арктиде, по всей видимости, вели несколько иной, аскетический образ жизни и, будучи цивилизованными, пирамид не строили. Их цивилизация могла быть заострена не на удовлетворение растущих материальных потребностей, не на свою непомерную гордыню, не на накопление богатства в виде золотых и серебряных украшений и потому пребывала в равновесии с Природой. Так сказать "национальной идеей" жителей Арктиды было именно поддержание равновесия с Природой и своей психологией при сохранении духовных ценностей своего народа. По-моему, и сегодня признаком цивилизованности должно быть умение людей жить в равновесии (т.е. в гармонии) с биосферой и собственной биологической и психологической природой и при этом иметь богатый духовный мир.
 К тому же морские трансгрессии и покровные ледники Валдайского оледенения могли почти полностью уничтожить следы той допотопной и доледниковой цивилизации, или они оказались на дне мелководных шельфовых морей. Да сдается мне никто специально и не искал эти следы считая, что этого просто не может быть.
 Если и были в Арктиде каменные сооружения, то движущимся ледником они были разрушены, и следы их могут находиться вот в таком состоянии. Ведь ледник разрушал горы, ломал обломки скал и окатывал их, превращая скалы в ледниковые валуны. Руины городов могут быть погребены под толщей ледниковых отложений.
Когда-то в былинные времена по русской земле ходили так называемые калики перехожие. Это они якобы на ноги поставили Илью Муромца, который 33 года сиднем сидел на печи. Калики на Руси влачили нищенское существование, они питались тем, что подадут, но при этом обладали неким даром: кто-то из них исцелял, кто-то нес знания, кого-то считали колдуном. Собравшихся вместе калик обычно боялись и обходили их стороной. Все легенды и былины, где упоминаются калики, констатируют, что к ним лучше всего было относиться уважительно. Быть может, именно с тех времен сохранился на Руси обычай накормить путника - калику перехожую, пустить на ночлег нищего. Допускаю, что калики перехожие на Руси были последними носителями идеологии той арктической цивилизации. Но смахнули мы те последние следы духовной Арктической цивилизации, словно крошки со стола.
 Но смею заметить, что аскетизм был всегда особо уважаемым образом жизни на Руси, считалось, что аскетизм – это путь к святости. Эту идеологию сохранили и проповедовали индийские йоги, далекие предки которых вышли из Арктиды. Да и сегодня русское православие немыслимо без нескольких постов в году. А первые христиане на Руси ведь тоже были аскетами. К сожалению, движение нестяжателей в православии иерархи церкви отвергли в XVI в. и с той поры РПЦ управляют иерархи с убеждениями стяжателей, считающие святостью не аскетизм, а стремление к богатству - стяжательству.
   До сих пор считается, что русские люди какие-то особенные, что русская душа не такая, как у западных европейцев, что она даже таинственная. Поэтому А. Блок написал: "умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать, в Россию можно только верить". Для русских в гораздо большей степени, чем для европейцев характерно стремление к справедливости, равенству, служению общему делу, презрение к торгашеству и неприятие ростовщичества. Мне представляется, что всеми этими качествами, толко в еще большей степени, обладали жители Арктиды - прародины ариев.
Скорее всего, цивилизация народов Арктиды (Туле) не была техногенной и урбанистической. Но вместе с тем, это была высокоразвитая культура с уникальной системой научных знаний об окружающем мире. Для эффективного управления общественными отношениями эти народы создали совершенную философскую систему, основанную на гармонии и высокой этике. Ими были созданы совершенные технологии управления окружающей средой и поставлены на службу значительные силы природы. К сожалению, христианским миссионерам мировоззрение и миропонимание северных жителей и их образ жизни были чужды и враждебны. Ничем кроме как колдовством или проявлениями варварства, вандализма и вероломства они не мотивировали успехи северных народов во всех сферах их деятельности.
    Лапландцы, или саамы – самые коренные жители Европейской Субарктики
    Римский ученый Тацит в 98 г. высокомерно писал о «finnar» или «finner» (лапландцах): «Они необычайно дикие и ужасно бедные. У них нет никакого оружия, никаких лошадей, никаких постоянных домов. Они живут на траве, одеваются в шкуры, спят на земле. Они полагаются на одни только стрелы. Поскольку у них нет железа, они используют кость и делают из нее наконечники для стрел. Охота обеспечивает пищу как для мужчин, так и для женщин, последние фактически следуют за мужчинами повсюду и требуют свою долю добычи. Дети не имеют никакой защиты от грозы и бури, кроме того, что могут использовать с этой целью несколько связанных ветвей. В подобном укрытии также собирается молодежь и уединяются старики. Однако эти люди убеждены, что некоторым образом они счастливее тех, кто проводит свою жизнь на поле боя или тратит свои силы на постройку домов, игры со своей судьбой и судьбой других людей. Не думая ни о людях, ни о богах, они достигли самого трудного: они перестали испытывать изводящие людей желания».
    Мореплаватель сэр Хью Виллоугби в поисках северо-восточного прохода пристал к берегам российской Лапландии. Сэр Хью высадился на берег в надежде на отдых и пополнение продовольствия. Люди были измотаны трудным переходом, к тому же у них не было ничего, чтобы противостоять жестокому холоду и сильным ветрам, которые буквально валили с ног. Весной следующего года их замерзшие, прижавшиеся друг к другу тела были найдены лапландскими охотниками. Руководитель экспедиции был обнаружен сидящим в грубой лачуге, которую он построил из кусков древесины. Но, в отличие от якобы диких саамов, цивилизованные европейцы не смогли выжить в условиях Севера.
    Христианские миссионеры шли к саамам, пытаясь уговорами, хитростью и жестокостью обратить их в свою веру. Саамы не хотели менять религию предков и уходили со своими стадами в тайгу и тундру. Однако миссионеры не сдавались. Некоторые из них, пробираясь по норвежским фьордам все дальше и дальше на север, натолкнулись на охотников, совершающих древние обряды и жертвоприношения. В глубине лесов все еще звучали скрытые бубны шаманов. Лапландцы обращались к богам тундры, гор и воды, чтобы те оказали им помощь, как они это делали всегда в прошлом. Снова и снова шаманы говорили своему народу, что их боги никогда не покидали их. Но пришел день, когда некоторое количество лапландцев было застигнуто врасплох и окружено. И в 1692 г. в Арьреплоге старые саамские маги, которые умели говорить с духами озер и великих рек, были сожжены христианами заживо вместе с их барабанами.
    Далее Тацит отмечает: «За свионами находятся племена ситонов. Имея схожие манеры и нравы, они отличаются одной особенностью: ими управляет женщина, столь глубоко они постигли глубины не только потерянной свободы, но и самого рабства». Вот так думали гордые римляне о саамах-лапландцах. Но римлян сегодня нет, а саамы сохранились, и язык их сегодня живой, а латынь уже мертва.
Лапландцы (саамы) были кочевниками автохтонами Севера, занимались охотой и рыболовством. Историк Прокопий также испытывал отвращение к этим «варварам». Он рассказывал, что из всех народов, живущих в «далеком Туле», только одни «скритифинны» перенимают «образ жизни зверей». Эти «дикари» не возделывают землю, не знают пьянящего действия вина, но как мужчины, так и женщины упиваются дикой безжалостной охотой. Эта страна «изобилует густыми замерзшими лесами и остроконечными горами, переполненными дикой жизнью», что является настоящей находкой для народа, чье питание и одежда зависят от животных. Но превратить густой жесткий мех в сносную одежду – нелегкое дело; эти «варвары», у которых не было даже иголок для шитья, просто накидывали шкуры на плечи, скрепляя их сухожилиями мертвых животных! Лапландские матери, сообщает он, не кормят грудью своих младенцев. Их завертывают в какую-то кожу, подвешивают на дереве, дают им пососать мозговую кость и уходят охотиться со своими мужьями. Действительно, если женщине нужно было уйти на короткое время, она подвешивала колыбель на ветку дерева, чтобы таким образом обезопасить свое дитя.    Но зверьми были скорее римляне с их наслаждением гладиаторскими боями и унижением рабов, чем лапландцы (саамы). Но это римлянам понять было не дано, потому и рухнула Римская Империя.
В Арктиде приручили дикого северного оленя. Так, Альфред сообщает нам об Офере, у которого было «шестьсот прирученных оленей, называемых „рханами“». Шесть из них Офере использовал в качестве приманки для диких стад, все еще бродящих в горах. Северное оленеводство – очень непростая отрасль животноводства, требующая многих знаний и умений. Лыжи и передвижение на них создали и освоили саамы в глубочайшей древности. Этой технологией, созданной в Арктиде, пользовались шведы, норвежцы, русские и фино-угры. На самом деле саамы – чрезвычайно умные люди, они умеют жить без разногласий друг с другом и в совершенной гармонии с внешним миром.
Арктические мореходы и морские охотники
 Катастрофа в Европе произошла, когда началось оледенение Скандинавии, Мурмана, Шпицбергена, Земли Франса-Иосифа и Новой Земли. Большая часть населения Арктиды откочевала на юг и юго-восток. Но по краю материковых и шельфовых ледников развивалась другая, арктическая цивилизация и культура морских охотников на крупных морских млекопитающих, а также культура материковых охотников на диких северных оленей, которые начали одомашнивать этих оленей. Возможно, частичному одомашниванию подверглись в это время и мамонты, на которых также охотились палеолитические охотники. Ведь одомашнили же в Индии индийского слона выходцы из Арктиды.
    Лапландцы в глубокой древности умели строить лодки, соединяя деревянные части каркаса сухожилиями северного оленя и обтягивая каркас шкурой оленя. Такое ремесло кое-где сохранилось и до наших дней. А там, где не было шкур оленя, тюленя или моржа (в глубине материка) саамы делали лодки из бересты, натягивая на деревянный каркас не шкуры, а листы специально обработанной бересты.
    На берестяных лодках в море не выходили, но по рекам и озерам плавали – перевозили грузы, ловили рыбу, охотились на водоплавающую птицу и зверя. Кто-то скажет: "Но это же не пирамиду построить, подумаешь, лодка из бересты". А вы попробуйте придумать такую лодку, а придумав, попробуйте построить. Уверен, самый ученый и грамотный представитель кичливой техногенной цивилизации такую лодку не сделает. А если и сделает, то швы будут течь, и лодка наполнится водой. А ведь эпоксидной смолы 5 тыс. лет назад у саамов не было.
    Каяки придумали древние жители Арктики, по-видимому, еще в палеолите. И на таких плавсредствах они охотились на моржей и даже на китов. Если каяк переворачивался, то пловец с помощью весла быстро мог вернуть его в нормальное состояние. Кстати, плавать эскимосы не умели. Если эскимос оказывался в воде без каяка, то он смиренно тонул не сопротивляясь – значит, так было угодно морю.
Мегалиты и лабиринты
Профессор МГУ А.Д. Кондратов считает, что некоторые мегалиты – это своеобразные генераторы низкочастотных акустических колебаний, близких по частоте к инфразвуковым. Такие колебания воздуха отрицательно влияют на человека и при длительном воздействии на организм могут вызывать эпилептические припадки, в том числе и с летальным исходом. Животные обычно избегают подобных мест. При соответствующем расположении кварцевые мегалиты, напротив, генерируют направленный пучок не низкочастотных, а высокочастотных колебаний, модулированных звуковой частотой около 23 Герц. Для гарантированной фокусировки потока излучения в Арктиде якобы применялось групповое расположение мегалитических сооружений в виде амфитеатров. Такой комплекс, установленный в стратегически важном месте, мог выполнять функцию своеобразного отпугивающего оружия.
Мегалитические комплексы и сейды часто сделаны из кварцита, способного излучать ультразвуковые волны. Кварц также обладает способностью генерировать электрическую энергию в результате сжаего кристаллов. Если с таких кристаллов снять напряжение сжатия, то они могут длительное время находиться в состоянии колебания и могут при этом излучать волны определенной частоты. На этом свойстве и основано применение кристаллов кварцита в радиотехнике, в акустике, и вероятно, именно из-за этих особенностей кварцит был избран камнем культовых сооружений.
 Это визуально наблюдаемое свечение открыто В.Трошиным. Он считает, что такие свечения активизируются в процессе реконструированных жертвоприношений и, вероятно, имеют ту же природу что и фиксируемые на фотопленку световые феномены. В основе процессов – пьезоэффекты, возникающие в кристаллических породах (кварцевых жилах, неустойчивых мегалитах, разломах скал и т.п.).
    Я не поверил бы в то, что камни могут излучать инфразвуки, если бы в 2008 г. не убедился в этом сам во время экспедиции в пустыню Гоби. Когда мы целых два дня ехали вдоль края гранитного хребта Гурван-Сайхан-Нуру, я отчетливо слышал какой-то неестественный очень низкочастотный звук – гул. Это звучал горный массив. Я с удовольствием слушал эту космическую музыку земной коры.
    В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов. Существует аналогичный объект и в центральном регионе России в регионе Конь-Камень (Тульская область). Вес этого камня более 20 тонн. Мегалит стоит на трех других валунах, как на ногах, расположен тот менгир на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области. (Информация из Википедии).
    В дни весеннего и осеннего равноденствий излучения кварцитовых камней активизируются. Сейды и культовые камни как бы начинают «петь песни» в ультразвуковом диапазоне переменной частоты. Особый интерес вызывают боевые сейды. Предположительно оборонительные и фортификационные сооружения обнаружены и в других регионах Скандинавии и Кольского полуострова. Но в древних текстах однозначно описаны такие сейды именно в окрестностях нынешнего Мурманска.
    Каменные сейды есть на архипелаге Кузова на Белом море, на горе Воттоваара в Карелии, горе Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры. Официальная наука определяет возраст мегалитов от 3 до 5 тысяч лет (медный, бронзовый век), но ряд исследователей полагают, что некоторым каменным сооружениям более 10 тысяч лет и относятся они к культуре неолита. Большинство таких сооружений расположены на линиях геологических разломов. Разломы земной коры при движении блоков, в т.ч. и при землетрясениях, генерируют колебания и дрожание пьезокристаллов. Сейды, вероятно, могут резонировать такие колебания, причем резонировать выборочно, усиливая колебания определенной длины волны. Не случайно сейды установлены на маленьких камнях – подставках. Если взять бронзовый брусок и положить его на стол, а потом ударить по нему, то брусок звенеть не будет, а если его подвесить, то зазвенит. Вот так и камень, опирающийся большой плоскостью на скалу, звенеть не будет, а в положении сейда он звенит в своем диапазоне частоты.
Возможно, по положению мегалитов определялись солнечные и лунные затмения, дни зимнего и летнего солнцестояния? Исследователями установлено, что Стоунхендж и другие мегалиты генерируют высокочастотные колебания и электромагнитные волны. Их активность возрастает на восходе и закате солнца, а также усиливается в дни весеннего и осеннего равноденствий.
    К сожалению, время не пощадило древней цивилизации, и она пала под натиском скандинавского ледника, а в последнее тысячелетие ее остатки пали и под ударами христианства – так же, как и другие цивилизации народов Европы и Америки. На Мурмане традиционная религия саамов деградировала до уровня примитивного шаманизма. Но все же её отголоски остались в воспоминаниях путешественников и миссионеров, а также в немногих сохранившихся материальных памятниках древней истории. (Использована информация с сайта:
    Жилища жителей Арктики и Субарктики
    В Арктике и в Субарктике жилище и одежда должны быть особыми. Люди научились спасаться от холода давно, просто и эффективно. Все эти технологии были изобретены еще в ледниковый период. Арктическая цивилизация пошла по пути максимально эффективного использования тепла, выделяемого организмом человека. Их одежда в чем-то подобна скафандру космонавтов. В этой одежде арктический житель согревает себя сам. Также и при изобретении дома жители Арктики исходили из того, что источником тепла должны быть они сами, топлива в тундре очень мало, тоненькими веточками согреть большое помещение невозможно. И они изобрели себе дом – ярангу. Но для шитья одежды, обуви и строительства яранги нужны были шкуры северных оленей или морских млекопитающих.
Чтобы поймать в стаде арканом оленя, надо обладать фантастической ловкостью. И ведь ловили не абы какого, на рога которого случайно упадет аркан, а заранее выбранного. Я не раз видел на Чукотке, как оленевод в считанные минуты набрасывал аркан на рога заранее выбранного оленя. А ведь олень движется, и движется очень быстро, значит, аркан следует бросать туда, где он будет через несколько мгновений. Я поначалу не поверил, что оленевод ловит так определенного оленя. Тогда он показал мне свою жертву, и через пару минут поймал именно ее арканом. Для того, чтобы обеспечить семью из 4–5 человек мясом и шкурами для одежды и жилища, эта семья должна была иметь стадо не менее 30 оленей.
 Но ведь шкуры животных надо было обрабатывать особым образом, чтобы они не гнили. Выделка шкур – очень тонкая и не простая технология. Тем более химикатов тогда в Арктике никто не продавал. Использовали подручный материал. Очищенные от жира шкуры помещали в неглубокую яму и потом несколько месяцев мочились на них. Мне об этом рассказал пожилой чукча в 1969 г. Весной шкуры из ямы вынимали, тщательно промывали, и мездру несколько раз смазывали отваром из ивовой коры. Затем шкуры сушили и разминали.
  Жерди для яранги и шкуры перевозятся с места на место, когда хозяева стада кочуют вслед за стадом. Когда олени выедают корм в одном месте, их перегоняют в другое. Длина круга, по которому передвигается стадо и люди, составляет несколько сотен километров. Летние пастбища травяные, а зимние лишайниковые. Много надо знать оленеводу, чтобы его стадо было стабильным, чтобы рождались оленята, чтобы не вырезали оленей волки, чтобы не увели домашних оленей дикие.
 Художественная резьба по кости была широко распространена по всей Арктике.
 Признаком развитой культуры являются стилизированные изображения людей, богов, животных, сцен из жизни в виде скульптур, рисунков, картин. Посмотрите на пеликенов на фото вверху справа. Все они разные, но все они выполнены в одном стиле. Вот древние греки свои скульптуры делали без всякой стилизации, они были копиями натуры. Также поступали и древние римляне. А вот в древнем Египте изображения были стилизованы, в Византии тоже. Весьма высокий уровень стилизации имеет место в иконописи в христианстве. Над этим стоит задуматься – какая из этих культур была более примитивной, а какая более продвинутой.
    Хижина эскимосов иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 3–4 метра и высотой примерно в человеческий рост. Строят ее из уплотненных ветром снежных или ледяных блоков, определенным образом вырезанных и подогнанных плотно друг к другу. Если снег глубок, вход в иглу устраивают в полу, а ко входу прорывают коридор. Если снег недостаточно глубок, вход делают в стене, но тогда к ней достраивают дополнительный коридор из снежных блоков. В такой хижине не слышна самая сильная пурга. Снежные кирпичи плотно смерзаются от разогрева хижины изнутри. Говорят, иглу выдерживают даже вес белого медведя. Отток из иглу тяжелого углекислого газа происходит в чуть приоткрытый вход, а на его место поступает более легкий воздух сверху снаружи. Низко расположенное входное отверстие не позволяет уходить теплому воздуху, который легче холодного.
    В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются. Чем сильнее на улице мороз, тем более высокий нагрев может выдержать иглу изнутри. Намокший снег теряет свои теплозащитные свойства. Пробравшись сквозь толщу блока, мороз подмораживает начавшую таять внутреннюю поверхность стен, и температурное различие снаружи и изнутри уравновешивается. Вообще же теплопроводность снежного купола мала, и плюсовая температура в хижине поддерживается даже только за счет тепла, выделяемого спящими людьми. Кроме того, снежная хижина впитывает излишнюю влагу, поэтому в иглу достаточно сухо. Лежанку эскимосы покрывают двойным слоем оленьих шкур, нижний слой укладывают мездрой вверх, а верхний слой – мездрой вниз. Иногда под шкуры подкладывают старую кожу с каяка.
    Исследователь Арктики и Антарктики ирландец Шеклтон как-то пожаловался: «В Антарктике нет эскимосов, которых мы могли бы нанимать, как это сделал Пири, чтобы они строили для нас снежные дома». Вот и Амундсен, по словам Шеклтона, хотя и испытал температуру –62°С во время экспедиции к Северному магнитному полюсу, но был куда как счастливее: «Следует помнить, что с ним были эскимосы, которые каждую ночь строили ему снежный дом». Первым из европейцев научился строить иглу канадец Вильяльмур Стефанссон в 1914 г. Он написал об этом в своей книге, но по книге научиться делать иглу оказалось непросто. Секрет строительства иглу заключался в особой форме плит, позволяющей складывать из них хижину в виде «улитки» по спирали, постепенно сужающейся к своду. Важным также оказался способ установки блоков с опорой на предыдущие блоки в трех точках.
    Много поистине гениальных изобретений сделали жители Арктики. Там, где гордый своей цивилизованностью европеец замерзает за час, эскимос ночует в тепле и комфорте, он не тащит с собой в поход тяжеленную палатку, ему достаточно иметь нож. Если для норвежцев поход к северному полюсу был геройством, то для эскимосов – обычным походом.
    Арктическая экологическая цивилизация
    В ледниковый период, длившийся более двух десятков тысяч лет, в Арктике сформировалась особая культура, прекрасно приспособленная к низким температурам, сильным ветрам и пургам, низкой биологической продуктивности тундровых экосистем, длительной полярной ночи и столь же длительному полярному дню. Когда в Арктику пришли люди с юга, то они пришли в ужас от жутких природных условий, в которых живут аборигены. Их образ жизни они посчитали дикарским и начали навязывать им свой образ жизни. К сожалению, из этого ничего не получилось, образ и стиль жизни южных людей в Арктике не годился. Потребовалось более 100 лет изучения арктических этносов, чтобы понять, что они не примитивные дикие люди, а люди совершенно другой Арктической экологической цивилизации, и не жалеть их надо, а учиться у них жить в гармонии с Природой.
    В Арктике сложились две тесно взаимодействующие друг с другом культуры: 1 – морских охотников и рыболовов и 2 – тундровых сухопутных охотников и оленеводов. Мне посчастливилось жить несколько лет на Чукотке и познакомиться как с морскими охотниками эскимосами и береговыми чукчами, так и с оленеводами чукчами и коряками. Побывав в селе Нунямо на восточном побережье Чукотки в 1969 г., я был просто восхищен укладом жизни морских охотников, их хитроумными приспособлениями к жизни в Арктике, их косторезным искусством. Ножом, вырезанным эскимосом из бивня моржа, можно было разрезать рыбу, мясо и сухожилия не хуже, чем металлическим ножом. Каяк, в котором в море могли плавать 3 человека, легко мог пренести один человек. Там я впервые увидел и понял принцип действия поворотного гарпуна, увидел, как из кожи моржа без узлов вырезали ремень длиной 200 м, как расщепляли толстую шкуру моржа на несколько кожаных слоев.
    В центре Чукотского полуострова теперь уже в далеком 1970-м году мы – члены экспедиции – взаимодействовали с аборигенами чукчами-оленеводами. Тогда я впервые побывал в настоящей яранге, наблюдал, как ловили арканом оленей, как разделывали тушу оленя, изучил устройство яранги, много беседовал с ее хозяевами. Тогда я выяснил, что оленеводы различают и знают свойства более 200 видов тундровых растений, я сам это проверил, показывая им собранный нами гербарий. Там я услышал настоящую чукотскую сказку о любимом герое – вороне, но не простом, а очень трусливом. Эту сказку бабушки рассказывали своим внукам: "Летел ворон в небе, долго летал, да вдруг пукнул. И умер от страха". Я видел, как веселились детишки, услышав эту историю про ворона. Уж они-то бы при этом не умерли от страха.
    Когда я написал и опубликовал статью об Арктической экологической цивилизации, один из "настоящих цивилизованных" людей набросился на меня с уничтожающей критикой, суть которой сводилась к тому, что я – совсем выживший из ума человек, проповедую несусветную чушь, что мое место только в желтом доме. К сожалению, таких, как мой оппонент людей в Европе, Азии и Америке немало, переубедить их никакими аргументами невозможно.
    Западная приатлантическая Арктическая цивилизация развивалась во многом сходным образом с восточной Приберингийской. Но здесь морскими охотниками, по всей вероятности, были далекие предки норманов русов и норвежцев, а сухопутными охотниками и оленеводами – предки саамов и ненцев. Но 10–11 тыс. лет назад климат снова резко изменился, Скандинавский ледник начал быстро таять. Равновесие между Арктической цивилизацией и окружающей средой нарушилось, леса наступали на сушу, освобождавшуюся из-под ледника, образовалась масса послеледниковых озер и проток. Пришли в движение и этносы. Саамы отступали на север на Кольский полуостров и в Скандинавию, фино-угры устремились в леса и на озера, частично поглощая саамов. Морские охотники и рыболовы норманы стали мигрировать на Белое море и побережье Скандинавии, распадаясь на этносы русов, норвежцев, шведов и балтов-колбягов. Наступил голоценовый период.
    Биармия, или Русь Беломорская, Галиджия и Древняя Русь
    Примерно 2 тыс. лет назад беломорские мореходы варяги-русы объединили народы севера Восточной Европы в государство Биармию, или Русь Беломорскую, которое просуществовало более тысячи лет. Это государство было полиэтническим: кроме варягов-русов в него входили саамы, вепсы, корела, емь, сура, чудь заволочская. Это государство торговало с Хазарией, Волжской Болгарией, с Галиджией, Швецией и Норвегией. Наверняка порой между Биармией и этими государствами возникали и военные конфликты. Судя по норвежским сагам и болгарским летописям, биармийцы успешно противостояли соседям и не пускали врагов на свою территорию.
    Биармы умели выплавлять металлы, строить крепости и корабли, освоили моря и реки, добывали нерпу и моржа, пушнину, ловили рыбу, варить соль. О Биармии есть упоминания в древних письменных источниках. Думаю, что языком межнационального общения в Биармии была так называемая поморская говоря – очень древний диалект арийского языка, весьма похожий на наш теперешний русский язык. В то время предки теперешних норвежцев и шведов тоже говорили на диалекте арийского языка, близкого с поморской говорей. Балты-колбяги также были родственны беломорским варягам-русам, они создали государство Галиджию, в котором тоже говорили на языке, понятном варягам-русам. Языки варягов-русов, балтов-колбягов и южных славян были родственны, так как происходили из одного корня – арийского языка. Во всяком случае, эти этносы могли общаться без переводчика. Во второй половине неолита и особенно в железном веке языки норвежцев и шведов подверглись германизации и удалились от славяно-русских языков».
(в сокращении)   
https://www.livejournal.com/
*********************
2."ЭТО КАК ПОРТАЛ В ПРОШЛОЕ...":
УЧАСТНИКИ ЭКСПЕДИЦИИ ИССЛЕДОВАЛИ ОДНО ИЗ МЕСТ ЗИМОВКИ БАРОНА ТОЛЛЯ
Участники экспедиции Северного флота и Русского географического общества на острова арктических архипелагов побывали в бухте Нерпалах на месте зимовки легендарной Русской полярной экспедиции, которая искала Землю Санникова 120 лет назад. Склады, баня, пейзажи — всё сохранило свою первозданность. Нам позвонил руководитель медиагруппы РГО Леонид Круглов и поделился своими впечатлениями от увиденного.
— Леонид, мы не общались с сентября. Чем ваш отряд занимался всё это время?
— Мы идём колонной из четырёх кораблей рядом с архипелагом Северная Земля, а впереди летят вертолёты, пилоты просматривают дорогу. С 19 ноября в Арктике устанавливается полярная ночь. Сейчас — сумерки, поэтому рабочий день очень короткий, но мы стараемся брать от этого времени максимум. В сумерках невероятно красиво смотрятся айсберги, мы несколько раз лавировали среди них.
За минувшие десять дней были два знаменательных события. Первое — поход на архипелаг Де-Лонга, второе — зимовка Русской полярной экспедиции под руководством Эдуарда Толля.
На архипелаге Де-Лонга мы должны были исследовать несколько островов. Но, к сожалению, мы только смогли подойти к самому интересному, жемчужине этого архипелага — острову Жанетты. Остальные из-за шторма и ветра остались недосягаемы. Как сказали наши коллеги, на острове Жанетты было меньше людей, чем в открытом космосе. Мы около суток ждали, когда успокоится шторм, чтобы высадиться на него, но погода не стала лучше. В результате мы обогнули его и провели съёмку с дрона. Такая же история с островом Беннетта. Мы планировали осмотреть избушку барона Толля, исследовать вулканическую деятельность, но увы…
Зато во время стоянки у полуострова Большой Котельный мы посетили место, откуда начиналась история исследований Русской полярной экспедиции, которая искала неизвестную Землю Санникова.
Экспедиционный отряд под руководством Эдуарда Толля целую зиму в 1901 году простоял на шхуне "Заря" в бухте Нерпалах. Мы смогли подойти к этой бухте и высадились.
— Там что-то сохранилось?
— Район очень удалён от людей, поэтому сохранилось всё. Мы провели почти весь день, обследуя места, связанные с бароном Толлем. На косе в бухте Нерпалах, где стояла шхуна "Заря", мы обнаружили могилу фельдшера, который умер в 1901 году. На берегу мы нашли продовольственный склад, вырытый в вечной мерзлоте, где барон оставил консервы и крупы для экспедиции Нансена. Наши историки надеялись, что склад может быть наполнен продуктами, поскольку никакой информации о его обнаружении не было. Но их мечты не сбылись: склад в данный момент пустой, хоть и хорошо оборудован. По фрагментам продуктов и упаковкам мы убедились, что ещё в 40–50-е годы ХХ века этот склад использовался живущими здесь промышленниками, которые добывали моржей и рыбу. Помещение сделано с большим мастерством: оно выбито в вечной мерзлоте, а внутри обложено древесиной. Такой гигантский холодильник, который можно использовать по сей день.
Рядом со складом находится баня, её построили в 1901 году. Мы пробыли в этой избушке целый день, растопили там печку, более позднего времени, и провели день, который был полон пересечений с той эпохой начала Великих географических открытий в Арктике. На стенах надписи живших когда-то здесь людей. Последняя из них относится к 1945 году.
— Кто же строил эти замечательные сооружения? Сам барон Толль?
— Экспедиция состояла из двух научных групп: одна шла по морю, другая — по суше. Ту, что шла по суше, возглавлял сосланный в Сибирь геолог-марксист Константин Волосович. Ожидая основную экспедицию, Константин Адамович собрал богатые палеонтологическую и геологическую коллекции. Позже на её основе учёные опубликовали восемь научных монографий. А параллельно он и его подопечные вырыли добротные склады и построили избушку. 
Известно, что Волосович был в очень хороших отношениях с Эдуардом Толлем и Александром Колчаком. С конца сентября 1901 года "Заря" зимовала в лагуне Нерпалах, а в кают-компании шхуны велись оживлённые беседы на научные темы. Втроём они выбирались на сушу, исследуя побережье, спорили о животных, найденных в вечной мерзлоте Новосибирских островов, пока геолог не заболел и не покинул экспедицию.
— Что вы испытали, оказавшись в избушке этих известных учёных?
— Может быть, вам знакомо чувство, будто лента времени собрана в гармошку, и вот событие, которое произошло сто-двести-триста лет назад, приближается к тебе. Словно и барон Толль, и Колчак, и Волосович покинули эти места вчера. Будто можно посидеть, разжечь печь, приготовить ужин, а там эти легендарные учёные придут, сядут у стола и начнут рассказывать о том, что увидели и услышали. Это как портал в прошлое... Понимаете? В бухте Нерпалах всё настолько хорошо сохранилось, что мы там казались лишними, будто вторглись в мир, где каждый неосторожный шаг влечёт за собой последствия.
Мы с коллегами стали фотографировать бухту, окрестности, а потом открыли снимки, сделанные капитаном "Зари" Николаем Коломейцевым. Это поразительно, но наши кадры получились с того же самого ракурса, что и 119 лет назад во время зимовки барона Толля, почти все постройки там, где поставили их русские полярники, только на месте шхуны "Заря" стоял наш корабль "Илья Муромец". 
"Окончательно решив остаться здесь, Толль поздравил Матисена с успешным завершением навигации. Плавание продолжалось ровно 25 суток, из которых ходовых было 15. Пройденное за это время яхтой расстояние составило 1350 миль, угля израсходовано 65,7 т. По производственному пересчёту осталось ещё 75 т угля, т.е. на 1549 миль плавания при благоприятных условиях".
Воспоминания географа, участника Русской полярной экспедиции Павла Виттенбурга
— Обычно мы восхищаемся вашими рассказами об арктических животных. Кого встретили в этот раз?
— Большую часть времени за эти десять дней мы провели в пути. Сейчас постоянные сумерки, а это значит, что животных почти не видно. Тем не менее недалеко от Новосибирских островов мы смогли рассмотреть белых медведей. Во время высадки в бухте Нерпалах мы нашли элемент бивня мамонта, этот район не славится такого рода находками. Без счёту наблюдали песцов, полярных сов и нерп. В Арктике кипит жизнь, хоть и кажется, что это край земли, холод, мрак и Северный Ледовитый океан. На самом деле зрелище здесь абсолютно инопланетное, невозможно сопоставить мир больших городов, в которых проживают миллионы человек, и вот это безмолвие гигантских безлюдных территорий. Несколько часов назад мы прошли архипелаг Северная Земля и остров Большевик. Там наверняка есть животные, но мы находились далеко оттуда. Но зато со всех сторон от ледокола "Илья Муромец" плавают айсберги, каждый размером с дом, между которыми мы лавируем. Это невероятное зрелище, к которому нельзя привыкнуть.
— Леонид, что ещё осталось обследовать?
— Рано утром 8 октября мы должны подойти к мысу Арктический — это самая северная точка Северной Земли. Сейчас обсуждаем, стоит ли туда высаживаться. Северная Земля — высокие скалы и гористая местность, которая сейчас полностью засыпана снегом. Далее будем проходить остров Ушакова и тоже обсуждаем высадку и обследование острова. Он примечателен тем, что очень удалён и находится между архипелагом Северная Земля и архипелагом Земля Франца-Иосифа, куда мы в конечном итоге направляемся.
Несмотря на то что на Земле Франца-Иосифа экспедиций бывает больше всего, необследованные места остались. Мы запланировали себе три точки, которые не осмотрели в прошлом году. Прежде всего, попытаемся найти якорь шхуны Седова и отработать район, где пропала группа Альбанова. Если помните, они покинули шхуну "Святая Анна" Георгия Брусилова и шли на лыжах и каяками в сторону континента. До мыса Флора острова Юрия Кучиева добралась только часть группы, другая пропала в районе мыса Гранта острова Земля Георга. Мы будем работать в районе мыса Гранта и, может быть, поставим точку в этой истории.
Также попробуем подводными радарами поискать место гибели шхуны "Адмирал Тегетхофф" первооткрывателей Земли Франца-Иосифа. Она затонула, будучи затёртой льдами, а группа Юлиуса Пайера выбиралась по льдам и вышла на Новую Землю. Недавно другой отряд нашей экспедиции обнаружил их продуктовый склад на Новой Земле. Может, нашей экспедиции повезёт дважды и мы найдём шхуну?
— Леонид, "Илья Муромец" сейчас двигается в обратном направлении, и хотя к населённым пунктам вы не привязаны, по какому времени живёте?
— Со временем полная путаница. Особенно потому, что мы движемся достаточно быстро в западном направлении, порой обгоняя солнце. Сейчас разница с Москвой — четыре часа. День очень короткий. Мы просыпаемся в пять-шесть утра. В два дня, когда я снимал айсберги, уже начало темнеть. Например, когда мы пытались штурмовать остров Жанетты, я уже был на мостике в четыре утра, а высадка началась только в семь утра.
— Скажите, как складываются отношения в коллективе? И актуальный сейчас вопрос: все ли здоровы?
— Можете верить, можете — нет, но чем дальше — тем теплее становятся наши отношения. Чувствуем себя единомышленниками и настоящими друзьями. Вчера мы отмечали день рождения нашего второго историка — Варвары, она работает вместе с Павлом Филиным. Варя вместе с поваром испекла пирог, наши посиделки продолжались до часу ночи. К этому празднику готовились несколько дней. Все участники экспедиции, все от капитана до палубной команды записали видеопоздравления.
Наверное, такая тёплая атмосфера и не даёт нам болеть. Был момент, когда мы по одному начинали расклеиваться, но так никто и не слёг. Какие-то силы берегут нас.
— Вы в экспедиции уже два месяца. Это два месяца одни и те же люди, один и тот же распорядок дня, одно и то же меню на кухне. Чего особенно не хватает из привычных вещей?
— В первую очередь, конечно, не хватает семьи. В современном мире мы всегда можем позвонить или написать близким, поделиться впечатлениями или о чём-то спросить их. А сейчас мы с ними почти не общаемся. Последний созвон был десять дней назад, когда мы стояли возле бухты Провидения на Чукотке. Интернета нет, иногда телефон привязывается к спутникам и на несколько минут, пока судно идёт вдоль берега, есть связь. Если это происходит днём — вся палуба усыпана людьми. Но обычно связь появляется глубокой ночью, когда родные спят, и мы их не тревожим.
Во-вторых, конечно, не хватает привычных продуктов. Мы не голодаем, но многое из того, что было на корабле, закончилось. И речь не только о шоколаде, а, например, о чае, который мы экономим и завариваем по несколько раз. На высадках нам выдают деликатесы — сублимированное мясо от спонсора, Костромского мясокомбината, которое очень вкусное и поддерживает силы в течение всего дня.  Последний раз мы им лакомились в хижине барона Толля в бухте Нерпалах.
Вообще, каждому не хватает своего: кого-то тянет на солёненькое, кого-то на колбасу, которой здесь нет, а кого-то на выпечку. У меня лично ностальгия по рыбе. Когда мы были на Таймыре, поймали и засолили омуля. Я думал, что она уже закончилась, но вчера на день рождения повар извлёк последнюю. Вы не представляете, какой вкусной она нам показалась.
— Уже известно, когда вы возвращаетесь?
— Есть надежда, что 20–22 октября мы будем на Большой земле. Но есть небольшое отставание от графика, плюс погода постоянно вмешивается в планы, поэтому на сто процентов утверждать нельзя. И ещё мы надеемся, что в следующем году экспедиция продолжится и мы изучим то, что не успели изучить. 
https://www.rgo.ru/ru
*******************
3. ОСТРОВ В КАРСКОМ МОРЕ НОСИТ ИМЯ КОЛЧАКА, НО НАПОМИНАЕТ НЕ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ, А О НАУЧНЫХ ПОДВИГАХ БУДУЩЕГО АДМИРАЛА, В 1900–1902 ГОДАХ ИССЛЕДОВАВШЕГО АРКТИЧЕСКИЕ МОРЯ И ОТКРЫВШЕГО НОВЫЕ ЗЕМЛИ

Необитаемый остров в Карском море был открыт в 1901 году, а позже назван в честь его открывателя — лейтенанта Александра Колчака. В составе Русской полярной экспедиции самых первых лет XX века Колчак совершал настоящие и признанные научные подвиги, исследовал арктические моря и открывал новые земли, а затем вернулся туда в поисках пропавших без вести товарищей, пытавшихся найти загадочную Землю Санникова.
Миф о Земле Санникова.
 Миф о существовании места, где Арктика становится подобием тропиков из-за выходящих наружу термальных вод, получил известность благодаря научно-фантастическому роману Владимира Обручева "Земля Санникова" (1924) и одноименному отечественному фильму 1973 года. А в XIX — начале XX века полярные исследователи всерьез верили в существование земли Арктиды, которую русский промышленник Яков Санников якобы видел в районе Новосибирских островов, но не смог к ней подойти. Поиски этой земли, которая даже обозначалась на географических картах, значились среди задач Русской полярной экспедиции и стоили жизни ее руководителю. Датой окончания экспедиции условно считается 18 декабря 1902 года, когда остававшаяся на острове Новая Сибирь группа исследователей во главе с зоологом Бирулей двинулась на континент.
Русская полярная экспедиция 1900;1902 годов снаряжалась Императорской Академией наук для исследования Арктики к северу от Новосибирских островов и оценки возможности проходки за одну навигацию великим северным путем из Архангельска во Владивосток. Специально для экспедиции в Норвегии был куплен трехмачтовый китобойный барк, который отравился в путешествие по Арктике под именем "Заря". Командиром "Зари" был лейтенант Николай Коломейцев, его помощником — лейтенант Федор Матисен. В группу исследователей под руководством геолога Эдуарда Толля вошли зоолог и фотограф Алексей Бируля, астроном и магнитолог Фридрих Зееберг, врач-бактериолог Герман Вальтер, геолог Константин Воллосович. В составе группы в качестве гидрографа, картографа, гидролога и магнитолога был также 23-летний Александр Колчак — он совмещал обязанности морского офицера с деятельностью ученого.
В одной упряжке с собаками
21 июня 1900 года "Заря" снялась с якоря в Санкт-Петербурге. На яхту погрузили инструменты для исследований, хронометры и взрывчатые вещества, книги для библиотеки и запас угля высшего качества. Также на борт приняли 60 ездовых собак с двумя каюрами — Петром Стрижевым и Степаном Расторгуевым. В сентябре 1900 года яхта остановилась на зимовку близ архипелага Норденшельда в Таймырской губе и простояла там до августа 1901 года, а участники экспедиции тем временем проводили свои исследования на льду и на суше.
В апреле Колчак и Толль в сопровождении матросов отправились на санях обследовать Таймырский полуостров, проходя в день по 20 км. Люди оказались выносливее собак, и им часто приходилось самим впрягаться в собачьи упряжки и тащить запасы и оборудование. На всем протяжении 500-километрового ледового пути Колчак и Толль вели топографическую съемку местности, чтобы уточнить очертания берегов, описанных предыдущими исследователями.
В полной мере оценить, каково было пройти этот путь и остаться в живых, может только человек, там побывавший. Геолог Геннадий Чарухин работал на архипелаге Норденшельда в 1979 году — ему было поручено провести ревизионное исследование месторождения берилла — одного из самых дорогих минералов.
"Я работал там, где в 1900-х годах зимовала шхуна "Заря". Видя остатки лагеря и кое-какие сооружения, я не мог ничего понять, и только по приезде в Ленинград я узнал от библиографа Всесоюзной геологической библиотеки, что опубликованы дневники Толля, которые Колчак вынес из зимовки, — из них все мои знания о той экспедиции", — рассказал Чарухин.
Об условиях, в которых оказывались исследователи тех мест, Чарухин сказал так: "Вы думаете, это ровная поверхность? Это паковые (многолетние — прим. ТАСС) льды, это торосы, это трещины во льду… надо идти то вверх, то вниз, преодолевая препятствия. Идти по тундре очень тяжело, и если солнца нет, а компас врет — там же жуткие магнитные аномалии, — идешь почти по наитию. А бытовые условия — это палаточка, в которой они все могли спать, — промерзшие, голодные. И вот это подвиг, я считаю. И я не знаю, кто сейчас на такое способен, я говорю без малейшего преувеличения".
После санного похода 1901 года Толль назвал именем Колчака один из открытых ими островов в Таймырском заливе. В 1908 году остров Колчака был нанесен на карту, в 1937-м его переименовали, но в июле 2005-го историческое название острова восстановили. В честь участников Русской полярной экспедиции было названо еще несколько вновь открытых объектов, в том числе остров Расторгуева, пролив Бирули и другие.
Медвежья знать
Участники экспедиции Толля, оказавшись в неизведанных местах, не чувствовали себя отрезанными от мира и даже находили возможность отправлять письма в Санкт-Петербург, понимая при этом, что идти они могут целый год.
"Многоуважаемый Валентин Львович, пишу вам из таких мест, куда Макар телят не гонял. Вы уже из отчета Э.В. [Толля], вероятно, знаете, что нам не удалось пройти Челюскин мыс; болтались мы, болтались во льдах и, наконец, израсходовав черт знает сколько угля, должны были спешно приткнуться в Таймырском проливе, чтобы не замерзнуть где-либо в открытом море", — писал Бируля осенью 1900 года заведующему орнитологическим отделом Зоологического музея Валентину Бианки.
"Первая наша высадка была в Диксоновской гавани против Енисейской губы. В это время у нас была генеральная охота на белых медведей, которые собрались сюда на летний сезон в таком количестве, как наша знать в Ниццу", — рассказал коллеге Бируля.
В письмах он сообщал о своих наблюдениях за местной фауной, которые могли бы пригодиться его коллегам для научных исследований, но и не упускал возможности покритиковать снаряжение и технику.
"Вообще многие специально полярные приспособления, которые казались хороши в Петербурге на основании теоретических соображений, здесь оказались совсем не так хороши после того, как их испытали на деле", — жаловался зоолог.
Особое недовольство у него вызывали пиронафтовые печи (в качестве топлива в них использовался нефтепродукт пиронафт, распространенный в начале ХХ века — прим. ТАСС), которые, по его словам, "оказались порядочной дрянью", потому что "сжигали массу кислорода, нужного для дыхания, а нагревали очень плохо".
По морю на санях
В августе 1901 года, когда вскрылся лед, "Заря" направилась к острову Беннетта в северной части архипелага Новосибирские острова и попыталась приблизиться к месту, где, по расчетам, могла быть Земля Санникова. Сильный шторм заставил экспедицию отказаться от продвижения к заветным координатам, но одновременно дал ее участникам надежду на успех в дальнейшем: они сочли, что просто не смогли рассмотреть землю из-за непогоды. "Теперь совершенно ясно, что можно было десять раз пройти мимо Земли Санникова, не заметив ее", — записал Толль в своем дневнике.
Выход "Зари" в 1901 году продолжался всего 25 суток, после чего пришлось закончить навигацию. Яхта вошла в Нерпичью бухту у острова Котельный, чтобы встать на зимовку.
Несмотря на успехи экспедиции в обследовании арктического побережья и островов, Толль был недоволен: открыть Землю Санникова так и не удалось. Тогда он решил пойти в санно-байдарочную экспедицию. Веной 1902 года Русская полярная экспедиция разделилась на три партии. 23 мая 1902 года барон Толль с астрономом Зеебергом и еще несколькими исследователями отправились на трех нартах на север, захватив с собой запас продовольствия чуть больше чем на два месяца. Изначально Толль собирался взять в свой поход Колчака, но потом решил, что нельзя оставить яхту без опытного офицера. Планировалось, что "Заря" подойдет к острову Беннетта два месяца спустя, забрав по пути группу во главе с зоологом Бирулей, отправившуюся на остров Новая Сибирь. Но воссоединиться участникам экспедиции уже не удалось.
Взрывая лед, команда "Зари" вышла в море 1 июля, но тут же яхта была снова затерта льдами. Запасы угля на шхуне истощались, она получила большие повреждения и не смогла двигаться по назначенному маршруту ни за Толлем, ни за Бирулей. Партия Бирули, не дождавшись прихода "Зари", в декабре 1902 года совершила по льду благополучный переход с острова Новая Сибирь на материк, прибыв в Казачье.
Согласно инструкции Толля, данной перед походом, оставшаяся на "Заре" команда должна была организовать отправку уже собранных материалов в Петербург и готовить спасательную экспедицию. В сентябре 1902 года наиболее ценные коллекции и оборудование с "Зари" перегрузили на борт подошедшего на помощь вспомогательного парохода. На нем Колчак, Матисен и оставшиеся участники экспедиции добрались до Якутска и сошли на берег. В начале декабря Колчак прибыл в Санкт-Петербург, где немедленно занялся подготовкой экспедиции для спасения оставшихся в Арктике товарищей.
Наука или жизнь
В 1903 году Колчак обнаружил место стоянки Толля на острове Беннетта, его дневники и последнюю записку: "Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14;20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 года".
Ни одного участника этого похода найти так и не удалось. Тем не менее спасательная экспедиция Колчака, длившаяся семь месяцев, была признана успешной, за нее он получил Константиновскую медаль — высшую награду Русского географического общества.
В известиях Императорского Русского географического общества в начале 1904 года было опубликовано сообщение "О Русской полярной экспедиции барона Толля", основанное на телеграмме от лейтенанта Колчака, которого назвали в записке "первым путешественником, благополучно вернувшимся с этого несчастного острова [Беннетта]".
В сообщении изложены предполагаемые обстоятельства гибели руководителя экспедиции: "Остается только полагать, что Э.В. Толль, выйдя с земли Беннетта, не попал на Ново-Сибирские острова. Всего вероятнее думать, что самоотверженные ученые, ради идеи пошедшие на отдаленный остров, вынуждены были покинуть его во время полярной ночи, в самое неудачное для перехода в таких широтах время, с одной стороны, из-за недостатка провианта, взятого лишь на небольшой срок, с другой — из-за отсутствия зверя и птицы, могших прокормить Толля, Зееберга и их спутников. Решившись оставить остров, они должны были для переезда воспользоваться байдарами и подвергнуться всяким случайностям, которыми во льдах, в особенности во время полярной тьмы, в значительной мере обусловливается тот или другой исход всяких путешествий".
Научные результаты Русской полярной экспедиции по тем временам были впечатляющими: исследования в области геологии, метеорологии, океанографии, земного магнетизма, географии, ботаники и зоологии, палеонтологии, этнографии, полярных сияний. Колчак, как гидролог, подготовил исследование о льдах Карского и Восточно-Сибирского морей, представлявшее собой новый шаг в развитии полярной океанографии. Считается, что эта экспедиция положила начало комплексному исследованию арктических морей и побережья.
О главной — так и не достигнутой — цели экспедиции современные ученые говорят с усмешкой: на возможность существования теплой Арктиды в этих широтах ничего не указывает. Но для того, чтобы в этом убедиться, нужно было исследовать этот район, отметил Геннадий Чарухин.
"Санников в начале XIX века утверждал, что он видел сам эту землю к северу от Новосибирских островов, но непогода не позволила ему пришвартоваться, отдать якорь, и он вынужден был вернуться. Колчак единственный в то время смог прояснить, что это могли быть за земли. В течение двух сезонов он обследовал те районы в поисках следов барона Толля. Колчак объяснял, что это типа миража — там очень плоские мели, островки, которые можно было принять за большие куски земной коры, грунта", — сказал геолог.
"Я сам видел мираж в тех краях в районе архипелага Норденшельда, — признался Чарухин. — Я и мои спутники видели огромный белый пароход, но он шел вверх ногами. Мы были поражены. Так что вполне и Санникову могло что-то привидеться".
https://tass.ru/v-strane/5912646
*******************
Материалы из сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
14 октября 2020 года.


Рецензии