Ф. С. Рокотов Портрет неизвестной

Ф.С. Рокотов «Портрет неизвестной» 1790 г.

Опять овал. И женщина в чепце.
Атлас и кружева, и снова ленты.
И некая пронзительность в лице
На полотне, застывшая моментом.

Как эти проницательны глаза.
И взлет бровей сурово-строго-темный
Манишка освежает, как гроза,
Подчеркивая образ очень томный.

Конечно, не знакомы с ней.  Увы.
Немолодая женщина и все же,
И поворот направо головы…
Она на даму светскую похожа.

Однако, свет на все пролил Сучков –
Один из знатоков работ-полотен.
«Голицына» - ответ его таков.
Теперь и вы так многое поймете.

Влиятельна. И уважал весь свет,
А кто боялся, сторонились прямо…
Конечно, ей уже немало лет.
Незаурядна «пиковая дама».

Сам Пушкин  свой с нее писал портрет.
Сюжет знакомый лег в основу драмы.
Голицына Наталья - спору нет
Глядит с портрета в золоченой раме.

Графиня так блистала на балах.
Жизнь промелькнула быстро, незаметно.
Версаль, Париж…да, что  тут в  двух словах…
Боялись языка ее при этом.

Поддерживала с Сен-Жерменом связь-
Авантюрист, алхимик, оккультист.
Оттуда эта мистика взялась.
Три карты предсказать – борьба за жизнь.

Вот потому глаза так холодны.
Художник написал портрет блестяще,
Той женщины в чепце – из старины
И «дамы пик» - реально, настояще…

    Портрет, датируемый 1790-ми годами, относится к последнему периоду творчества художника и представляет большой интерес, так как «позднего Рокотова» сохранилось крайне мало.
Полотно во всех исследованиях и каталогах проходит как «портрет неизвестной», однако С. В. Сучков, знаток творчества Рокотова, полагает, что здесь изображена зловещая, известная всему высшему Петербургу старуха.
Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. Так же, как и героиня Пушкина, графиня Голицына (в девичестве Чернышова) была знакома с графом Сен-Жерменом, участвовала в версальских балах, а в 1766 году даже была награждена за «приятную ловкость в танцах» драгоценным украшением с бриллиантами и именной золотой медалью. Остроумие, умение подметить недостатки других, какая-то особая величественность заставляли робеть перед нею блестящих кавалеров и той поры, и более поздней, когда Голицына уже состарилась. Старуха даже приобрела раболепное почтение со стороны молодежи, ибо ее язык остался таким же метким, острым и злым, как и в молодости. Жила Голицына то в Петербурге, в доме на углу Большой Морской и Гороховой улиц, то на своей даче в Москве, в Нескучном саду. Умерла она, не дожив совсем немного до ста лет, в 1837 году.
С портрета Рокотова на нас смотрит грозная, умная и пресыщенная барыня на исходе своей долгой жизни. «Губы ее сжаты, да так, что на их месте остались только две тонкие полоски. И в выражении глаз, и в чертах лица есть что-то недоброе, затаенное. Внутренний мир ее замкнут. Но сквозь замкнутость мы ощущаем человека, несмотря на свои преклонные годы, еще полного энергии».
(Сучков С. В.  Федор Степанович Рокотов. — Л., 1976. с. 25—27.).


Рецензии