Студёное Баренцево море

Прибытие пополнения личного состава дивизиона малых противолодочных кораблей, штаб которых находился на плавбазе в Ара-Губе, совпало с трагическим случаем, который произошёл в это же время и считался ЧП по Северному флоту.
Пополнение представляло из себя два отделения новобранцев, уже переодетых в военно-морскую форму. Именно эта форма вселяла в пока ещё робкие души ребят ощущение, что жизнь их резко развернулась на сто восемьдесят градусов, с одновременной уверенностью, что они уже стали опытными «мореманами» – ведь на катере они прошли по Мотовскому заливу из сборного пункта новобранцев, что в Североморске до самой Ара-Губы.
Плавбаза, где в одном из кубриков поселили пополнение, являло собой трёхпалубное гражданское судно, которое всю Великую Отечественную Войну прослужило госпиталем. Каюты  же его были приспособлены под нужды штаба.
Вот из этого отряда маломощных хлипаков, за месяц, минуя «учебку», должны были сделать сигнальщиков, которых в то время не хватало на флоте. Часть уже обученных специалистов планировалось направить на старые корабли «Морские охотники» (они героически сражались с немецкими подлодками, и им на смену пришли на Северный флот новые малые противолодочные корабли проекта «Альбатрос»)...
этим «ветеранам» предстояло войти во флотилию кораблей на Каспийском море и ещё послужить Родине. Их потом успешно перегнали по внутренним водным путям на Каспий.
Вот так, некоторым сигнальщикам (их посчитали везунчиками) пришлось послужить на Севере всего один месяц...

Весть о ЧП мгновенно разлетелась по всему флоту. При отработке манёвров у скалистого берега шлюпка с моряками перевернулась, и от ледяной воды у двух матросов остановилось сердце.
Вода в Баренцевом море во все времена года не замерзает, ибо течение Гольфстрим поддерживает в нём температуру в плюс 4 градуса.
После этого случая Серёга принял решение, что, помимо освоения сигнального дела, нужно начать готовить себя и к любым невзгодам на Севере. Он выяснил, что в такой воде человек может продержаться только 20 минут, и нужны для этого длительные тренировки по закаливанию организма.
Мысли, чтобы поплавать в такой воде, ни у кого на Севере не возникало в принципе, а кто не дружит с головой, как известно, на флот служить не берут.

Обучение у Серёги шло легко и быстро, ибо морзянку он знал ещё с детства, когда ходил на занятия в кружок юного моряка, который располагался в старом здании у причала на Водном стадионе Химкинского водохранилища в Москве.
У остальных курсантов дела продвигались не так хорошо – всё зависело от способностей и степени обучаемости человека.
Перед обучением старшина 1 статьи, годок (служащий на флоте по последнему третьему году – именно, ему доверили обучение «салаг»), произнёс известную фразу:
«Не умеешь – научим, не хочешь – заставим!»
Процесс обучения с «заставим» выглядел так:
перед рассказом о сигнальных премудростях, тренировками на сигнальном фонаре, чтением азбуки Морзе, старшина клал перед собой сапог (обычные армейские сапоги, которые, наравне с флотскими ботинками, входили на Севере в вещевой аттестат).
Вид сапога придавал стимул к быстрому усвоению теории и практики.
Ответившему невпопад или мечтающему в это время о будущих морских походах, прилетал "стимулятор", что быстро приводило абитуриента к пониманию: лучше не расслабляться, сосредоточиться, побыстрее вникнуть в курс обучения. Сурово, конечно, но действенно – сроки обучения были экстремальные.

В свободное, личное, время Серёга приступал к закаливанию тела и души.
Нужной температуры воды из-под крана добиться не удавалось.
Пришлось найти укромное местечко на краю базы, на берегу, между двумя валунами, которые служили одновременно и прикрытием от посторонних глаз.
На ощупь вода была не такая уж и ледяная. Но это для руки. Пальцы же ног оказались более чувствительными к холоду. Предстояло сначала обтирание мокрым полотенцем всего тела, а потом и обливания его водой.
Со временем настало пора и окунутся в воды Баренцева моря – ну, вода-то, что в море, что в заливе одна и та же – так считал будущий «морж». Когда он заходил в залив по пояс и приседал, вода едва не попадала в горло, а губы ощущали крепкий солёный её вкус.
В тот же миг тело Сергея обжигало, как казалось, множество медуз; лёгкие сдавливало так, что ни вздохнуть, ни выдохнуть; глаза готовы были выскочить из орбит.
«А вдруг и сердце остановится?» - мелькала мысль в почти парализованном сознании Сергея.
Не выдержав и несколько секунд такого стресса, он выскакивал на берег.
Обтеревшись полотенцем, успокоившись, Серёга думал, что для начала и этого времени достаточно – ведь «моржами» не сразу становятся.
Окончив «учебку» и начав службу сигнальщиком на корабле,  Сергей имел личный рекорд пребывания в воде - две минуты.
Далее происходили тренировки с заплывами, в зависимости от пребывания корабля в базе.
Обливания забортной водой, когда корабль был в море, лишь поддерживали тело в тонусе, но к увеличению личного рекорда не приводили.
Как-то из-за тренировок в базе пришлось и понести наказание.
Вспомнил об этом случае Сергей, уже будучи в пенсионном возрасте, разглядывая пожелтевшую фотографию, на которой он машет рукой из воды. Фото сделал с борта корабля его подчинённый матрос Леонид. И как раз в этот момент швартовался у причала командир дивизиона.
Увидев такое, комдив сразу потребовал доставить к нему придурка, который бултыхался в воде.
Что там дословно в гневе говорил капитан 2 ранга уже не вспомнить, но что-то трёхэтажное, флотское, это точно. В результате нарушителю спокойствия было объявлено трое суток ареста.
Цифра три у Серёги ассоциировалась с "выпить на троих". Комдив этим иногда баловался, вызывая на офицерские посиделки Лёню, который умел играть на гитаре и хорошо пел.
«Уж лучше бы комдив отдыхал в одиночестве, тогда бы он выписал сутки ареста, - подумал Серёга, выходя от комдива, - да, и надо бы послать адвокатом к нему Лёню».
Приход "адвоката" только разозлил командира, и трое суток вылились в пять.
Тренировки пришлось на время отложить.
До рекорда осталось ещё полтора года службы...

******
На фото:
Автор слева, в центре Леонид.


Рецензии
Автор - крепкий парень (фото не даст соврать)! А вот Леонид, казалось бы щупленький такой парниша, однако ж силён!
Тёзке и моряку семь футов под килем на все времена!

Вячеслав Чуйко   02.09.2022 20:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.