Не полиглот

   До пятидесятых годов прошлого века в деревне Берёзовка была только школа четырехлетнего образования. Дети после получения начального образования ходили в среднюю школу,в шести километрах, в село Ношино. Не каждая семья, при нищете того времени, могла позволить детям продолжить учебу.и основная масса детей получала только начальное образование, и начинала свой трудовой стаж с юных лет скотниками, телятницами, доярками и на других сельскохозяйственных работах. Только в 1952 году за  лето построили двухэтажную школу семилетнего образования.
   Новая школа, новые преподаватели. Немецкий язык преподавала молодая девушка- выпускница текущего года одной из средних школ района. Она была немного старше нас, симпатичная, стройная, с красивой улыбкой, с подкупающей, не естественной строгостью. Мы  называли ее между собой: наша прелестная немочка- Татьяна Никична, любовались преподавателем, а изучение немецкого языка оставляли на потом. Иногда приходилось краснеть, когда писала слова на доске и, почувствовав наше внимание к себе, быстро поворачивалась к классу и первого попавшего наглеца вызывала к доске, просила  серьезно относиться к изучению немецкого языка и прочитать слова, написанные на доске. Мы всегда обещали,,,
   Однажды во время урока вошел в класс директор школы, ссыльный казах и мальчик нашего возраста. Директор объявил, что мальчика звать Ахметом, не знает русского языка, будет ходить в класс, чтобы изучить язык. Ушел директор и ссыльный казах- Амир. Преподаватель посадила Ахмета рядом со мной и попросила, чтобы я взял над ним шефство. Возмутился в душе, зло посмотрел на Ахмета, но неожиданно обрадовался: мы же постоянно обещаем преподавателю серьезно относиться к изучению немецкого языка. Научу Ахмета русскому языку, он меня научит казахскому. Все ребята класса станут завидовать моим знаниям иностранных языков.
   Все свободное время проводим с Ахметом: показываю предметы или действия и называю на русском языке. Ахмет быстро запоминает слова, наверно, и отец учит русскому языку. Однажды Ахмет решил меня удивить, остановил и с большим акцентом на русском языке произнёс :- « Уруский знаешь- все хорошо знаешь, урусский не знаешь- не хорошо все знаешь». Я похлопал его по плечу и поднял большой палец. Ахмет заулыбался. Про себя подумал, что теперь Ахмет может научить меня казахскому языку
    Заканчивался учебный год, на улице тепло. Выходной день, иду домой к Ахмету. Ахмет сидит на ступеньке крыльца и ковыряется в старых часах- ходиках. Подаю руку и произношу на казахском языке те слова, которые нам с Ваней женщины кричали, когда отгоняли от землянок, где на крышах сушились баурсаки и на русском языке продолжаю:-« почему не учишь русский язык?» мне показалось, что у Ахмета расширились зрачки в глазах и он рад, что тоже немного знаю казахский язык.
  Резко распахнулась дверь из избы, на крыльцо вышел отец Ахмета, зло посмотрел на меня, что- то по казахски сказал сыну и прогнал меня со двора. Иду и возмущаюсь :-« не благодарный , стараюсь научить сына русскому языку, сам целое предложение на казахском произнёс, из раннего детства, ожидал, что Ахмет переведёт на русский язык. Я же по глазам видел, что он обрадовался моим знаниям казахского языка.
   Пока шёл домой вспомнил, что дядя Миша, наши огороды с которым сходились, работает в одной бригаде с отцом Ахмета. Сел у окна, наблюдаю и жду, когда дядя Миша выйдет из избы на улицу.
   На крыльцо с отрывком газеты в зубах и кисетом с табаком в руках вышел дядя Миша, подошел к козлам для распиловки дров, сел и начал крутить цигарку.
   По огородам помчался к дяде Мише, поздоровался. Дядя Миша внимательно оглядел меня, выпустил струю дыма из ноздрей и спросил:-« Что случилось, что как угорелый носишься по огородам?» Отдышавшись , спросил:-« Вы работаете с ссыльным казахом в одной бригаде?» « Работаю»- ответил дядя Миша. « Спросите у него перевод и я на казахском языке произнёс слова, которые понравились Ахмету, но разозлили его отца.» на родине Амир был чабаном и часто произносит эти слова, когда придавить руку или молотком стукнет по пальцам. Перевод знаю- это матерные слова ... твою мать»- ответил дядя Миша. Я растерялся, мне стало стыдно,захотелось от дяди Машиной цигарки вдохнуть дым и плавно выпустить его через нос. Понурив голову пошёл домой. Я понял , что полиглотом не стану.


Рецензии