Книга

За деревянной загородкой, дремала дама лет пятидесяти, чуть дальше, в комнате с открытой дверью, болтала по телефону еще одна, ненамного моложе. На меня не обратили внимания. 
Я покашлял. Дама вскочила уронив стул, машинально одёрнула коричневую юбку, расправила на груди пышный, то ли бант, то ли галстук, взглянув в зеркало, провела ладонью по причёске и только тогда, подняв стул, взглянула на меня.
- Вы из какой организации? – спросила она. Из комнаты внимательно наблюдала за нами, вторая женщина.
- Я не из организации – мне вдруг стало неуютно, под двойным взглядом.
- Вы не с проверкой? Тогда кто вы такой? – строго спросила дама с причёской, а вторая нажав на клавишу отбоя, держала трубку возле уха.
Я… Я книжку принёс… - смутился я, выкладывая на барьер «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
- Что - то я не помню такую книгу – это подошла вторая. На ней был синий брючный костюм и большие очки, в модной оправе.
- Ваша фамилия? – строго спросила, та что с причёской. Я назвал – Нет такого. Мужчина, вы точно в нашей библиотеке брали книгу. Что тоя вас не помню - Вторая полистав страницы, показала штамп сотруднице, та пожала плечами.
- Может быть изменился. Дело в том, что я давно брал.
- Мужчина, вы чего хотите от нас? Я работаю здесь двадцать пять лет и не помню такого читателя – дама с причёской занервничала – Уууу вас, борода приметная.
- У меня не было тогда бороды – улыбнулся как можно доброжелательнее я – Да и брал я её, лет сорок назад.
- Что же вы нам голову морочите, это в архиве искать надо – сердито сказала вторая, выдвигая длинный ящик из шкафа – Как вы говорите ваша фамилия, ага, вот она, карточка, ну вот же она, книга, 44 года она у вас пролежала. Успели хоть прочитать?
Я отрицательно покачал головой.
                ***
Тогда прибежав домой, я увидел собранные чемоданы и маму в слезах. Увидев меня, она строго сказала:
- Ну где тебя носит. Сейчас же за стол, обедать. Мы уезжаем.
- Куда?
- К дедушке с бабушкой – она взяла из моих рук книгу и не взглянув положила на столик в прихожей.
Папа молчал. И только когда мы с мамой выходили, прижал меня к себе и ткнулся неловко в макушку носом
- Ты это сын, держись там.
И только потом, когда подошло время уезжать, потому, что конец августа, мама сказала, что в школу я пойду здесь, в деревне. Как я мечтал об этом раньше, расставаясь со своими деревенскими друзьями, а сейчас, мне почему - то было грустно.
А потом жизнь закружила, замотала, где я только не был, а вот в родной город приехал, только получив телеграмму, от новой жены отца. «Ваш папа умер» и дата похорон. Сегодня.
Мы вернулись с поминок, в квартиру, где я родился, казалось здесь даже запах остался тот, только обстановка была чужая. Лишь в кабинете отца, всё было, как прежде. Я гладил корешки научных книг, медленно передвигаясь от шкафа к шкафу, а повернувшись к рабочему столу, вздрогнул, там, рядом с дорогим мраморным письменным прибором, лежала книга из библиотеки. Та самая. Я взял её в руки, открыл и увидел библиотечный штамп.
- Вы если хотите, возьмите, что ни будь, на память. Хотите вот хоть стол с креслом.
- Нет, нет, что вы, я вот только эту книгу, если можно.
- Наверное с этой книгой, связана, какая то история. Он запрещал убирать её со стола, а теперь вот вы…
Я встал и быстро отвернулся к окну. Не хотелось, чтобы эта добрая женщина увидела слёзы, вдруг наполнившие глаза.
- Может быть чай попьёте.
- Нет, спасибо. Я пожалуй пойду. У меня еще дела есть, до поезда. Спасибо вам.
                ***
С трудом выбравшись из своих невесёлых мыслей, услышал голос библиотекарши
- Мужчина – она произносила это слово, по - особенному, выделяя «жч» - вы что меня не слушаете?
- Уже слушаю. Простите.
- Книга списана давно, могли и не приносить
- То есть я могу её себе забрать?
Женщины переглянулись:
- Как это забрать? – поднялись брови у той, что постарше. – Платите штраф в пятикратном размере и забирайте – сказала та, что моложе и поправив очки, посмотрела на коллегу.
- 72 копейки, это, это, это… 3 рубля 60 копеек – дама явно гордилась своими математическими способностями.
Достав из кошелька пятитысячную купюру, положил её на барьер и взяв книгу, пошел к дверям.
- Но у нас нет сдачи – в один голос возмутились дамы. Я этого уже не услышал.


Рецензии