Покупать и продавать с умом!

Владимир Сабиров, Ольга Соина ПОКУПАТЬ И ПРОДАВАТЬ С УМОМ!

В одном из выпусков еще советского сатирического киножурнала «Фитиль» был показан такой сюжет: с витрины обувного магазина исчезла пара мужских туфель. Следователь, разбиравшийся в этой элементарной краже, допрашивает подозреваемых, показывая им самые ординарные бытовые предметы вопрошая, что это такое и для чего они предназначены. Все подозреваемые, кроме одного, безошибочно ответили на вопросы советского Пинкертона. Тот же, который не смог объяснить разницу между расческой и граблями, был объявлен виновным в краже упомянутой обуви, которая и была немедленно обнаружена при нем. Какова же была логика следователя, изобличившего вора? Да очень простая: дело в том, что с витрины пропала пара обуви советского производства,  дурного качества и неприглядная с виду, в то время как рядом красовались образцы самой разнообразной качественно пошитой и изящно выглядевшей импортной обуви. Смысл сюжета прост: только идиот мо-жет украсть самое худшее из широкого набора выставленного товара.

Конечно, мы сейчас живем в совсем другую эпоху, в которой радикально поменялось практически всё, включая и сферу торговли товарами широкого потребления. Однако приходится очень часто поражаться вопиющей не-разумности современных отечественных покупателей, в особенности, проживающих в провинциальных городах и весях. Нередко люди получившие, извините за каламбур, редкую возможность купить что-нибудь для сво-его гардероба или очередной гаджет, т.е., говоря откровенно, заработав либо взяв в кредит приличную сумму денег, совершают неслыханные по своей нелепице покупки.
Часть из них до сих пор руководствуется стереотипом, согласно которому импортные товары, хоть и дороже, но явно предпочтительнее аналогов отечественного производства. Более просвещенные из таких покупателей при этом приговаривают: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Другая часть потребите-лей, которая воспринимает мир не столько утилитарно, сколько с точки зрения престижа, или, так называемых, «понтов» и продолжают погоню за зарубежными брендами, нередко выкладывая за них порой совершенно фантастические для рядового обывателя суммы денег, разоряя при этом свою семью и обделяя при этом са-мих себя другими радостями жизни.

Нет нужды доказывать, что такое поведение покупателей является, мягко выражаясь, чрезвычайно неразумным. А между тем потребительский ажиотаж в современных непростых экономических условиях, в которых пребывают многие семьи, вынужденные выплачивать долги по кредитам, ипотеке, обучать детей и нести дру-гие тяготы быта, явно требует вдумчивого подхода к сфере товарно-денежных отношений.
Как нам представляется, дело здесь в том, что после известных всем санкций, объявленных России и, соответственно, объявленных ею странам Европы, а также резкого удешевления рубля и покупательной способности граждан, в нашей стране сложилась благоприятная ситуация для развития предприятий легкой промышленности. На этой основе во многих городах вдруг начали расти, как грибы после благодатного дождя, предприятия по производству товаров ширпотреба. Некоторые из них за короткое время не только пробились на широкий отечественный рынок, но и начали делать на нем большие обороты, благодаря 1) отличному, изысканному дизайну, 2) высокому качеству материалов, 3) соответствия своей продукции нашим природным и другим усло-виям, 4) качественно пошитой одежде и обуви, 5) привлекательным ценам (значительно более низким по сравнению с иностранными аналогами), 6) выгодному для покупателей маркетингу.

В то же время очень многие брендовые зарубежные фирмы перевели свои производства в страны Юго-Восточной Азии, что нередко приводит к снижению качества выпускаемой продукции при их по-прежнему высокой цене.
Так вот, приходится наблюдать в современных торговых центрах знакомую картину: многие покупатели просто НЕ ВИДЯТ вполне достойных товаров, в том числе и отечественного производства. В результате либо уходят из магазинов с пустыми руками, либо набирают всякого мануфактурного хлама, который теряет внешний лоск уже после одной носки или при первой стирке, а приобретенная обувь оказывается непригодной для наших тротуаров или ведет себя совершенно неподобающим образом в непогоду и гололедицу. При этом, однако, за все эти «удовольствия» заплачены немалые деньги, заработанные «непосильным трудом».
По-существу, мораль здесь самая простая: нужно учиться покупать товары с умом, думать, сравнивать, сопо-ставлять, оценивать, предполагать, будет ли вещь хорошо носиться, да и вообще просто и элементарно осмыслить правила самого что ни на есть бытового маркетинга, которые совершенно просты, но крайне плохо осмыслены нашим населением. Так первое и основное из них гласит следующее: сравнивайте товары разных марок по потребительским качествам! Здесь важно всё: выразительность дизайна, качество швов на изделии; окраска кожи обуви или сумки; наличие или отсутствие клея на подошве и пр.! Второе: внимательно оценивайте соотношение цены и качества изделия! При современном курсе евро или доллара цена может быть запредельно и неоправданно высокой, а вот качество, увы…, весьма сомнительным, особенно, если европейская марка уже давным-давно не производит свою продукцию на родной земле. И, наконец, третье: тщательно блю-дите свои потребительские интересы, ибо нередко бывает так, что за одну и ту же сумму можно в разных тор-говых точках купить разное количество товаров. Причем, большее количество товаров отнюдь не означает их низкое качество!
Однако, здесь есть еще одна проблема, не получившая должного освещения в прессе: ведь не только покупатели ведут себя неразумно, но также и продавцы!

Мы уже неоднократно сталкивались в последнее время с такой ситуацией: обнаружив магазин или бутик в ка-ком-либо ТЦ с хорошими отечественными товарами, отвечающими критериям, указанными выше, стали чаще в них наведываться в надежде встретить интересную вещь: что-то из одежды, обуви и их аксессуаров. Как правило, так и происходит: появляются интересные товары, которые хочется купить, и мы их покупаем. Всякий ра-зумный человек предположит, что такие покупатели становятся желанными клиентами любого торгового заве-дения и их продавцы должны встречать с распростертыми объятиями, почти как родных. Действительно, так оно и происходит…, но до определенной поры, пока не наступает такой момент, когда служители прилавка начинают воспринимать тебя сначала с легким раздражением, затем с каждым новым появлением нас в какой-то конкретной торговой точке их лица все более и более каменеют. Так желанный покупатель со временем превращается почти что в их личного врага! Трудно понять психологию этих продавцов, ведь, чем больше покупатель совершает покупок, тем больше он приносит прибыли торговому предприятию, а это означает то, что и рядовой продавец никоим образом не остается без мзды. Разумеется, эта love story продавца и покупателя заканчивается однотипно: прекращением визитов покупателей в данный конкретный магазин и уж затем поиском их новых торговых точек с хорошими товарами…
С экономической точки зрения, подобное поведение служителей бога Меркурия является, безусловно, нера-зумным. Однако здесь налицо и моральный ущерб наносимый покупателям, поскольку, будь они порасторопнее в плане обращений с жалобами, то для продавца могут быть последствия куда более значительные, неже-ли недополучение премиальных выплат.
Наше резюме будет следующим: нельзя работнику сферы обслуживания «подключать» свои эмоции и личное пристрастие в процессе коммерческих отношений, подозревая в покупателе, Бог весть, какие пороки или вос-принимая его крайне негативно в личностном плане. Да и вообще настоящий продавец, так сказать, по призванию, просто обязан оставаться внешне всегда вежливым и внимательным ко всем без исключения покупателям, подавляя все свои негативные оценки или эмоции к личности покупателя в интересах своей профессиональной деятельности. Кстати, в Европе, которую мы столь нежно любим и на которую в ряде случаев неистово равняемся, трудно представить описанное выше поведение продавцов. Личные пристрастия в торговом деле, выплеснутые наружу, не только совершенно неприличны, но они свидетельствуют также об отсутствии подлинного профессионализма и высоких деловых качеств продавца. Рано или поздно им придется покинуть это непростое поприще, поскольку невнимательный, нелюбезный, да еще и обладающий дурными личностными качествами продавец, явно позорит свою  профессию. И вот: если рано или поздно ему придется оставить ее, то, что же он будет дальше делать в жизни, если даже такому не самому мудреному делу, как продавать «с умом» он толком так и не научился?!


Рецензии