Субстанция

   Внимательнее нужно быть, внимательнее! Мне это ещё преподавательница по математическому анализу повторяла, та, что проработки вела. Лекции-то мужик читал, зверь зверский, но материал преподносил, как по мне – пальчики оближешь. Насыщенно, на пятой скорости, предельно чётко и ясно. Когда он загремел в ЛТП на какое-то время, его замещали то ещё один мужик, то барышня, обои тоже доценты, но добрые. И… мямли какие-то. Всё, вроде бы, правильно, нужно же студентам разжевать и в рот положить, а меня дрёма охватывала.
   Так… А с чего я начал? А! Внимательнее мне нужно быть. Невнимательность – мой бич. К примеру, сегодня захотел узнать более точное определение слова «субстанция». На всякий случай. Чтобы, не дай бог, не сумничать криво. Бывало такое, что на сто процентов уверен, будто знаю значение слова, а потом оказывалось, что меня временно, но жестоко переклинило, и я спорол величайшую глупость. И мне стыдно, и людям непонятно: чего хотел сказать-то?
   Набрал слово в строке поиска. И первое, на что наткнулся, было: Субстанция – материя, вещество. Это в словаре. Как обычно, прошляпил другие статьи, не удостоив их взгляда. Наверное, потому, что значение оказалось похожим на то, что я подразумевал под ним. Хорошо ещё, что вовремя закралось подозрение: что-то слишком просто всё! Так же не бывает! Если бы не она, моя спасительная подозрительность, так бы и не узнал истинного значения слова. А всё из-за невнимательности.
   Начал копать дальше. Со второй попытки я попал на фармацевтическую субстанцию. Подозрение только возросло: я, как бы, в фармацевтике и медицине, мягко говоря, профанище, а сразу понял, что к чему: субстанция – это действующее, или активное вещество в составе лекарственного средства. Что ж тут для профана непонятного? Но так тоже только в сказках бывает! Рою дальше.
   Попадаю в википедию. Верхняя строка сомнения не развеивает, а только усиливает: Субстанция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует автономно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое. Немного смутили акциденции, но в целом снова всё понятно. Сговорились они, что ли? Шпионских романов начитались и решили подставу мне сделать? Чтобы я выглядел перед людьми, как дурак? Ну да, откуда же им знать, что мой принцип во всём – не выглядеть, а быть!
   Нет худа без добра: психанув, я нечаянно смахнул со стола клавиатуру, а когда поднял вместе с ней с пола глаза, её на стол, их на монитор, засёк под верхней строкой ещё кое-что. Прочитал. Ну наконец-то! Вот это я понимаю – определение! Сразу же становится ясно, что это она и есть, но лучше, конечно, этого слова не применять, пока не набежали философы:
«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи; взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом».
   Однако написал. В рифму слово сущность не подошло просто. Теперь сижу как на иголках. Тоже мне, ёжик. Стрёмно…


Рецензии