Как я не стал космонавтом

  Апрель  шестьдесят первого мне  памятен не только тем, что двенадцатого числа в космос полетел Юрий Гагарин. Есть и личные причины. Мне было тогда пятнадцать лет. Я возвращался домой с завода, с производственной практики и шел не один. Рядом со мной была смешливая девчонка-одноклассница. Помню, как навстречу нам  попалась  толпа возбужденных людей.  Наверно на свадьбу люди  спешат,  решили мы. Люди шли веселые, сильно жестикулировали,  радовались, смеялись. Причина этого была неясной нам поначалу, и только  потом  мы догадались, в  чем дело.
     Весна, солнце, синее небо. Радость без причины. Нам было хорошо вместе. Вечером можно встретиться еще.
     Наш путь шел через площадь, единственную в  поселке, и там перед поселковым клубом на  столбе висел репродуктор. Огромный колокол с блестящим раструбом, обращенным к  центру площади. Он мог бы перекрыть гул тысячной  толпы, но площадь была обыкновенно  пуста. Так и сейчас. Народу немного, время около двух  часов дня, на улице только случайные прохожие.
       Репродуктор  гудел. Из него летел, разносились громы и молнии,  на всю  площадь гремел железный голос Левитана.  Нас,  советских людей, всю страну поздравляли с космической  победой. Я ошалел: человек в космосе!
       Событие это было давно ожидаемое. Уже летали в  космос Белка и Стрелка,  корабль вместе с ними сгорел при входе в плотные слои атмосферы. Собак было жалко, все  тогда решали  этическую проблему, стоило ли жертвовать их жизнью  во имя науки.  Все жалели собак, верных друзей  человека. Мы  знали, как  добрые животные спасали людские жизни где-нибудь в Альпах, разыскивая замерзающих в снегах людей,  принося им еду и  воду, из школы помнили про бесчеловечные  опыты академика Павлова. Собаки служат на границе  или  бывают еще собаки-поводыри. Это заставляло нас  с большой любовью относиться к нашим дворняжкам, Бобикам и Шарикам,  сидящим на цепи и  сторожащих дом от неведомых грабителей, воров  и взломщиков сейфов.  Но Стрелками и Белками тогда люди своих собак  не называли. И окликнуть трудно, да и нельзя давать имена, ставшие героическими, вполне обыкновенным домашним питомцам.
      
      Голос в репродукторе был торжественным и  строгим. Когда  я понял, о  чем речь, я аж подпрыгнул, я не мог найти слов от радости. Ура! Ура! Горячее чувство  распирало мне грудь. Я повернулся к девчонке  с  покрасневшим от счастья лицом, широко раскинул руки, обнял ее, прижал к себе и стал крепко-крепко  ее целовать!  Это было так естественно для меня в  тот момент! Голова шла кругом. Я смог немного прийти в себя только после третьего поцелуя, когда смущенная  до смерти Валя обрела дар речи и смогла  оценить  происходящее.
    - Ты чего, с ума сошел? - она попыталась  меня оттолкнуть. И тогда  свой четвертый поцелуй я  сделал уже вполне осознанно. Мы были счастливы.
    
     В этот день, 12 апреля, мне было почти пятнадцать лет. Точнее, не хватало пятидесяти двух дней. Я с точностью до десятка метров и сейчас могу указать место, где  со страстными своими поцелуями я приставал к девчонке, с которой я до этого просто дружил. Мне давно хотелось ее поцеловать.
     Я вдруг ощутил себя повзрослевшим.  Я не чувствовал в тот момент застенчивости, меня  просто обуревало искреннее  чувство. Меня не испугал  яркий день, не смутили проходившие мимо люди. Здесь на площади мы были как на  сцене, у всех на виду! Так неожиданно ко мне пришла первая любовь.
     Я - взрослый человек! Наш советский человек в космосе! К счастью, народу на площади было немного.
            
      С апреля время полетело космически быстро. 

      Родители Вали быстро узнали   о моем поступке. Девчонке пришлось выдержать объяснение с  матерью.
      Мать  Вали уже откуда-то разузнала все  про меня. Она распекала дочь: - А ведь казался скромный вроде - это она обо мне.  - Не рано ли вам вдвоем под  ручку ходить? Чего молчишь, скажи матери. Так и дальше при людях обниматься будете?  Что про нас, родителей, люди скажут?
      Как я потом узнал, отец ее был на нашей стороне. Он окорачивал, одергивал  мать, улыбался и говорил спокойно:
   - Да будет тебе, перестань!  Большие они уже, сами все понимают.
   - Радовалась бы, что  дочь парню нравится. - вступался он за нас. Представляешь,  мать,  зятя-космонавта?  Такой бесшабашный  точно в космонавты двинет.   

      
    Увы, заявление о приеме в космонавты я не подал.  Тому было несколько причин. Первая – я не закончил еще школу. Вторая – был хиловат, типичный астеник, со слабой мускулатурой.  В-третьих, ну, в-третьих, успехами я не блистал. Я и в летное училище не собирался,  хотел выбрать себе какую-нибудь мирную профессию. Стать врачом, например или журналистом. Даже эту планку я не перепрыгнул. Что помешало? Не хватило целеустремленности.
      А мог бы.  Вот доказательство. Когда началась в школе сложная   наука тригонометрия, я взял тонкий учебник и  весь его проштудировал, от корки до корки, хотя никто с меня это не требовал. Хотел  доказать, что способности  к  математике у меня есть. Я  и сейчас скажу, чему равен синус  суммы двух углов. и чертеж для доказательства набросаю. Правда, потом  я закончил физмат,   и тригонометрию должен хорошо  помнить. Но я и немецкий учил. Уже тогда  стал говорить на нем: «гиб мир дас бух, комм цу мир»*, это  я  знал уже в девятом классе и пользовался в общении с ребятами. 
      Но я люблю языки. Интересуюсь ими так, любительски. Даже учебники по разным языкам собираю,  просто для коллекции. Латынь, итальянский, датский, болгарский.   Не учу, но  меня удивляет сходство языков и общность жизненных устремлений всех народов.
         Время шло. Увы, к одиннадцатому классу я показался   Вале  неинтересен,  у нее появился парень, пришедший из армии.  Ясно, он был на несколько лет  старше меня, и ее привлекла близкая перспектива семейной жизни, что ли.  Я же считал себя не менее красивым и не менее умным, чем этот ее новый ухажер.   Но,  по-видимому,  Валя так не считала. После окончания школы они поженились. Я не был на их свадьбе.
 Школу я закончил неплохо.
 Я на свои вопросы получил множество ответов.

А то, что Валя вышла замуж за другого, ну что в этом ужасного? Пусть будут счастливы люди!
 

-----
*)  Gib mir das Buch, komm zu mir!  -дай мне книгу, иди сюда! (нем.)


Рецензии
"Пусть будут счастливы люди!" Как хорошо сказано!
Хороший, тёплый рассказ, Николай!

Валерий Гринцов   08.02.2021 12:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Валера! Рад, коль понравилось. Все так и было, Пиши, мы же друзья!

Николай Ганебных   11.02.2021 13:23   Заявить о нарушении