Предисловие к сборнику стихов
творческие посылы поэтической музы автора сборника, поэтому предлагаю сделать это самим читателям. Думаю, что каждый из тех, кто будет читать стихи Виктора Александровича, найдёт в них для себя что-то близкое его душе.
Мне трудно выделить какие-то конкретные стихотворения Карпова, но всё же я назову такие, полные тихой душевности и любви к родному краю вещи, как «От Кавказа до Мещёры», «Порт-Петровск», «Подмосковный городок», «Мелодия города». Последний из перечисленных мной стихов напоминает читающей публике о том, что Виктор Александрович не только литератор, но и человек, которому близка Муза музыки, именуемая у древних греков - «Эвтерпой». Впрочем, она же и Муза лирической поэзии. На мой взгляд, именно эта эллинская богиня нашептала поэту такой шедевр, как «Чардаш Монти»:
Скрипач стоит в подземном переходе,
Несутся звуки сквозь привычный гам...
И "Чардаш" Монти в унисон погоде
Диктует чёткий ритм чужим шагам.
Когда-то он блистал в престижных залах,
Успех во всём сопутствовал ему!
Теперь скрипач,как призрак запоздалый,
Играет здесь,не нужный никому.
Летят червонцы в такт в футляр истёртый,
Смягчаются застывшие черты,
Смычок спадает птицей распростёртой
В мир неуютной,гулкой пустоты...
Казалось бы здесь налицо настоящая трагедия. Звуки Музыки, ненужные никому, уходят в неуютную, гулкую пустоту. Но не всё так просто. Ведь сама Музыка, не смотря ни на что, остаётся и звучит в унисон погоде. Таким образом, Искусство и Природа сливаются воедино, становясь самой Жизнью. А то, что сам скрипач, которому когда-то рукоплескали престижные залы, вынужден зарабатывать себе на хлеб насущный, играя в подземном переходе, в то время, как «попса голимая», процветает, свидетельствует о явной духовной деградации Эпохи, по крайней мере, применительно, к России. Однако, есть надежда, что случайный прохожий, услышавший божественные звуки произведения итальянца Витторио Монти, унесёт в своей душе хотя бы частичку прозвучавшей мелодии.
В прозе аналитические размышления о современности, проникнутые искренней болью автора, соседствуют с юмором такого рассказа, как «Зюзи Ахмедович» и с «Офонаризмами с улицы Оскара», а повествование о судьбе типичной российской женщины, названное Карповым «Своя жизнь у разбитого корыта», говорит о том, что в отличии от печально известной пушкинской старухи, у «героини нашего времени», которую зовут Ольга Юрьевна, не смотря на все её проблемы, всё не так уж безнадёжно. Причём, надежду -то ей дарят ни какие-то там «райские кущи» или несбыточные мечты, а всего лишь желание купить многофункциональную импортную стиральную машинку. С одной тороны, вроде бы явная «мелочь», а с другой, показатель того, как иногда мало надо человеку, если уж ни для счастья, то хотя бы для желания продолжать жить.
Виктор Байгужаков — поэт; Лауреат Всемирного Литературно-поэтического конкурса «Надежды Лира Золотая» 2002-2003гг., организованного Первым Литературным музеем А.С.Пушкина в США г. Нью-Йорке.
Свидетельство о публикации №220101501619
Особая благодарность за последнюю фразу Вашего текста. Да, в слово "Чардаш" перед стихотворением вкралась опечатка.
Хорошего Вам дня!
Анна Федоровна Волкова 17.10.2020 15:33 Заявить о нарушении
Виктор Байгужаков 17.10.2020 20:15 Заявить о нарушении