Девочка на бордюре

   Створки стеклянных автоматических дверей раздвинулись и из кондиционированной прохлады магазина на солнцепёк вышли двое - молодая стройная женщина и девочка лет пяти. Нетрудно было заметить, как они похожи. Особенно карими глазами, чуткими и строгими у мамы, внимательными и оживлёнными у дочки.

   -Ну и жара! сказала женщина. Она поправила шляпу на голове и, щурясь от яркого солнечного света, надела тёмные защитные очки. Потом переложила что-то в полиэтиленовом  пакете с покупками. Девочка,лёгкая, худенькая, держала в правой руке рожок мороженого, левой прижимала к груди мягкую игрушку - плюшевого медвежонка.
   Они пошли по пешеходной дорожке меж жилых многоэтажек микрорайона.В блёклом, выцветшем небе не было ни облачка.День начинал уже клониться к западу, но серые, унылые тени, которые отбрасывали здания, были ещё совсем куцыми.Всё замерло, придавленное духотой.Девочка приотстала, затеяв, было, привычную игру - не наступать на трещины видавшего виды асфальта.Но по раскалённой дорожке не очень-то скакалось и прыгалось. Она догнала маму.
   -Вероника! Мы же договорились!- женщина остановилась, приподняв очки, строго смотрела на дочь.
   -Да не кусаю я !- сказала девочка и хитро прищурилась. -Вот, смотри, мам, - и она показательно осторожно лизнула розовым язычком белую прохладу пломбира.
   - Возись потом с тобой,- сказала женщина.
   Они пошли рядом.
   - А мы сегодня рисовали про семью,= сказала девочка.
   -И что ты там изобразила? - женщина переложила пакет в другую руку, отёрла платком потную ладонь.
   -Нашу же семью! Меня,тебя, папу, бабушку...
   - А Мишутку?
   -И Мишутку! - девочка взглянула на медвежонка, и  тот неуклюже кивнул, подтверждая слова хозяйки.- Только он нарисовался такой большой! Даже не весь уместился.
   - Чего это он так... нарисовался?
   - Ну, наверно, потому, что ещё маленький.

  Припекало немилосердно. Они присели передохнуть на лавку под татарским клёном. Крона декоративного дерева в эти дни имела жалкий вид. Листья,изнывая без влаги сохли по краям, а то и сворачивались, осыпаясь на землю, лавку, деревянный столик. Но тень, не густая, как обычно, а скудно сквозистая, всё-таки была.Женщина достала из пакета пластиковую бутылку с водой, полила на липкие после мороженого ладошки Ники, отёрла ей влажной салфеткой разгорячённое лицо, попоила и сделала пару глотков сама.
   -Как Мишутка? Не устал?
   -Ни капельки! - успокоила Ника. Она прижала игрушку к гладкому, в мелких трещинках стволу.- Смотри, как карабкается!

   Они завернули за угол жилой пятиэтажки из светло-серого силикатного кирпича. Ника тут же вспрыгнула на бордюрную преграду, отделяющую тротуар от автомобильной стоянки.Девочка развела руки в стороны, в правой послушно болтался медвежонок,и двинулась вперёд по узкой дорожке бордюра.

   В полуподвале дома, вдоль которого они шли, располагался какой-то магазин. А, может, мастерская. Или тренажёрный зал. Толком не понять.Вывески на торце дома то и дело менялись, устаревали, и вёлся тут постоянный ремонт. Очередные предприниматели добрались теперь до самого нижнего, на уровне асфальта, цокольного окна. Прежний неказистый проём раздвинули под стеклопакет. А чтобы света в полуподвал попадало ещё больше, с улицы перед обновлённым окном оборудовали приямок, отхватив для него кусок и без того неширокой пешеходной дорожки. Огородили углубление коваными решётками, а сверху надёжно прикрыли жестяным козырьком.

Сандалии Вероники ловко ступали по бордюру. Сейчас она  была смелой и ловкой гимнасткой. И когда  почти поравнялась с огороженным цокольным окном, то развернулась на сто восемьдесят градусов и объявила:
   -Внимание! Цирковой номер! Смотри, мама!
   Мама была рядом. А её дочка двинулась в прежнем направлении,но уже задом наперёд - руки в стороны, в правой болтается верный Мишутка.

   -Осторожней!- предупредила мама.
   - Я и с закрытыми глазами могу!- воскликнула неудержимая Ника и зажмурилась.Конечно, не так уж сильно она и зажмурилась, чтобы не оставить щёлочку меж вздрагивающих ресниц, но и этого оказалось достаточно, чтобы, сделав попятный шаг, рискованно пошатнуться на канате под куполом цирка. Девочка тут же распахнула глаза и сумела удержать равновесие, но вот игрушка... От резкого взмаха она вырвалась из Никиной руки! Никогда ещё за свою короткую жизнь Мишутка не совершал такого чудесного и трагического полёта! Он взмыл над тротуаром,в невероятном кульбите стукнулся о стену дома, отскочил к приямку и проскользнул меж витых кованых прутьев.

   Мама с дочкой приникли к ограде. Когда их глаза привыкли к сумраку, они разглядели на дне приямка скучный строительный мусор, а поверх него то, что успели набросать прохожие - пластиковые и стеклянные бутылки, лохмотья обёрточной бумаги, алюминиевые банки, картонные коробки, полиэтиленовые и целлофановые пакеты. В этот неопрятный хлам и завалилась игрушка.Ника просунула, было, руку между прутьями - куда там! А мама и пробовать не стала. Не достать!
   -Мишутка!- позвала девочка. - Мы здесь!
   Мишутка не откликался. Его даже не было видно.
    -А ,может, он сам выберется,- рассудила мама.- Он же медведь! Вон как по дереву скакал.
   -Ага!- сказала Ника. - То дерево, а то противная яма.   

   Задача была простая - зайти в помещение, открыть полуподвальное окно изнутри и вызволить игрушку из замусоренного приямка.
   - Ладно,- сказала мама.- Ты тут посторожи. А я - сейчас.
   Она завернула за угол дома и нажала на кнопку звонка у входа в магазин. Раз, другой, третий. Похоже, звонок вообще не работал, такая равнодушная тишина была ей ответом.Тогда женщина попробовала стучать в неприступную металлическую дверь, сначала рукой, потом подвернувшимся куском старого асфальта. Безрезультатно.

   С той минуты, как медвежонок угодил в яму, Вероника ни на шаг не отступила от ограждения.И даже не сразу заметила, как возвратилась мама.Сдвинув козырёк розовой, в цветочках кепки на затылок, девочка поднимала дух бурому узнику,напевая:
      -Мишутка,мы снова будем вместе,
        Нам яма не страшна,
        Что нам яма, если рядом мама,
        Да-да,  да-да, да-да!
   -Этот рэп у нас песней зовётся?- невесело пошутила женщина и огляделась вокруг.

   Мимо дома проходил молодой человек лет двадцати с рюкзачком за спиной. Он оторвался от экрана смартфона, посмотрел на расстроенные женские лица, спросил:
   -У вас что-то случилось? Вам помочь?
   -Конечно, помочь, дядя! - опередила маму Ника.- У нас Мишутка попал в беду!
   "Дядя" почесал затылок, осмотрелся и направился к старой кривой жердёле, что росла неподалёку. Выломал сухую, но прочную ветку подлиннее и протолкнул её в приямок. Таким незамысловатым инструментом парнишка стал разгребать мусор. Изгибы и завитки решёток мешали ворочать веткой, но мало-помалу игрушка выкарабкалась из-под картонок. Теперь надо было подцепить Мишутку и поднять наверх. Но несмотря на ухищрения "дяди" зацеп не получался. Колючая ветка только переваливала игрушку с боку на бок.

 Молодой человек отёр пот со лба, заглянул в смартфон.
   -Жаль,- сказал он. - Скоро электричка.Мне надо ехать.
   - Да вы не расстраивайтесь,- успокоила его женщина. -Что-нибудь придумаем. Вас как зовут?
   Виктор.
   -Очень приятно познакомиться, Витя. А меня - Наташа. А это моя дочь.Вероника.
   -Можно просто Ника,- чинно сказала Ника.
   -Большое спасибо вам за помощь,- Наташа посмотрела пареньку в глаза и тот смутился.
   - Да не за что! Медвежонка-то я не достал.

   Между тем,вечерело. Солнце приближалось к крышам многоэтажек. Спасительные тени удлинялись, но было по-прежнему душно. Осторожно подала голос первая цикада.
   Позвонил папа:
   -Вы дома?
   -Почти,- сказала мама и разъяснила ситуацию.
   -Мне бы ваши заботы,- вздохнул папа.- Заканчивайте там,а я ещё на часок-полтора, наверное, задержусь.
   -Что сказал папа?- спросила Ника.
   -Сказал, ему бы наши заботы.
   -А что,у папы есть заботы важнее нашей?- удивилась Ника.
   - Представь себе, есть,- вздохнула мама. -Например, комиссия из Ростова.

   За домами, на остановочной площадке, гуднула вечерняя электричка.Подобрала пассажиров, ещё раз подала голос и удалилась.
   -Уехал,- вздохнула Ника.- Больше нам, что ли, никто не поможет?
   Они помолчали. Потом мама сказала:
   -Ну,пора домой.Бабушка давно уже приготовила твои любимые сырники со сметаной...
   Она сняла с кованого завитка решётки пакет, заглянула в него, поморщилась:
   -Молоко,конечно, того...
   Достала бутылку воды, протянула Вике:
   -Попей,страдалица!
   Девочка сделала глоток и сморщилась точь-в-точь,как мама:
   -Тёплая...
   Наташа сунула бутылку в пакет, поправила шляпу:
   -Ну что, пошли?
   -А ка же Мишутка? - тихо спросила Ника.
   -Ничего не поделаешь, сказала Наташа.- Останется в яме.
   -Один? Ночью?
   -Да ничего с ним не случится!
   -Он же маленький! А там так темно, так страшно!
   - Ну не охранять же нам его до утра, доченька?!
   Ника стояла, опустив голову, и молчала.
   - Ника, пожалуйста,- растерянно сказала Наташа.
   Дочка подняла на неё заблестевшие глаза и вдруг тихо,безутешно заплакала:
   - Не надо... без Мишутки, мамочка!..всхлипывала она, утирая ладошкой слёзы.-Не надо!.. - и ещё крепче прижималась к Наташе.
   На нагретом асфальте скособочился полиэтиленовый пакет с покупками, а рядом с ним беспомощно прикорнула свалившаяся с детской головы розовая в цветочках кепка...

   С реки не спеша поднимался запоздалый рыбак. Звали пожилого пенсионера Фёдорыч, и был он известен тем, что ходил на рыбалку в любую погоду, а на вопрос "ну что,много поймал?" неизменно отшучивался:
   -Кошка голодной не останется!"
   Конечно, Фёдорыч обратил внимание на зарёванную девочку и расстроенную маму.
   -Всякую живность ловил,- озадаченно произнёс он, выслушав Наташу,- а вот медвежонка ещё не приходилось. Фёдорыч достал из чехла острый крюк на короткой ручке, удлинил ручку с помощью специальных трубок.
   - У пожарных, к примеру, багор,- объяснил,- а у рыбаков - багорик.
   Наташе был вручён фонарик. Она подсвечивала, а пенсионер аккуратно опустил своё приспособление в приямок, подвёл его к Мишутке и резко вонзил остриё в плюшевый медвежий бок.
   -Ему, наверно, больно,- прошептала Ника маме на ухо. Она уже не шмыгала носом и, затаив дыхание, следила за операцией спасения.
   -Ничего, потерпит,- шепнула ей в ответ Наташа.

   И вот Мишутка поднят к решётке. И вот он схвачен за лапу!
   -Ура!- закричала Ника так, что даже цикады удивлённо приумолкли.
   -Минуточку!- притормозила её мама. Достала платочек и тщательно обтёрла медвежонка. -Валяешься, где попало,- ворчливо сказала она игрушке.
   - Что-то в ухе свербит, -сказал Фёдорыч, довольный своей работой.- Погода меняется.

   Они попрощались. Рыбаку - направо, маме с дочкой - прямо. Солнце село за крыши. Город погружался в задумчивые, расслабленные сумерки. Позвонила бабушка, сказала, что уже все глаза проглядела с балкона. Позвонил папа,сказал:"Всё тип-топ!" Наташа крепко держала Нику за руку, и та, прижимая Мишутку к груди, еле поспевала за мамой. Откуда-то издалека за городом послышалось глухое сдержанное ворчание.
   -Что это?- спросила Ника.
   -Не знаю,- сказала Наташа.- Может, гроза.
   - Ничего,- успокоила её дочка.- С Мишуткой нам никакая гроза не страшна.Правда, мам?


   
   


7




      


Рецензии
Здравствуйте, Вячеслав!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2020/10/01/168 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   17.10.2020 10:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.