Первый в Советском Союзе захват школьников

      
   Люблю рассматривать старые фотографии, где изображены не только родные, но и друзья, одноклассники, учителя той далёкой поры, когда мы были ещё школьниками. На этот раз внимание привлёк чёрно-белый снимок, на котором изображены выпускники родной Кизнерской школы выпуска 1955 года.
   Как принято, учителя сидят в первом ряду, а в центре – директор школы, уважаемый всеми Лев Александрович Лапин.
    Учиться при нём нам довелось лет шесть, потом они с молодой супругой, уехали в Сарапул. Там он возглавил школу №12, собрал вокруг себя соратников, единомышленников, людей творческих, и вскоре школа стала знаменитой не только в городе, но в республике.

***
   Этот случай – уже давняя история.
   Декабрь 1981 года. Небольшой камский город Сарапул в Удмуртии. В школу №12, что находится на улице Горького,  вошли двое солдат. Воинская часть располагалась неподалёку, военные были частыми гостями, тем более, в школе преподавали жёны военных, здесь учились их дети.
   Дежурный учитель не придал этому визиту значения. Не смутило его и то, что у солдат на плечах висели автоматы. Ему было сказано, что  все ищут пропавшие в части боеприпасы, а предполагаемые виновники находятся  в этой школе.
   Действительно, накануне по городу распространилась весть, что пропало несколько противотанковых мин (позже выяснилось, что их стащили семиклассники). 
В классах шли занятия. Солдаты какое-то время походили по коридору, посмотрели расписание, потом зашли в 10 «В», где проводился последний урок.
   Как потом выяснилось, они искали класс, где учился сын командира части, но ошиблись, тех учеников отпустили раньше.

    Всё было рассчитано правильно. Кабинет биологии находился на втором этаже и был неудобным для обзора и обстрела со двора,  не на первом, куда можно было легко проникнуть с земли. Не было возможности спуститься с крыши. 
   Людмила Верховцева которая вела урок, попросила солдат подождать в коридоре, пока она объяснит материал. После звонка она поспешила к директору, чтобы сообщить о неожиданном визите, а солдаты вошли  в класс и сразу закрыли дверь на ключ. Они попросили школьников завесить окна плакатами и усадили всех на места.
Лев Александрович сразу забеспокоился – не подвело чутье отличного педагога. Но было уже поздно. Стоило ему подойти к двери класса, как грянули выстрелы. Директор  связался с милицией и КГБ. Те срочно уведомили Москву.

   От выстрела, ребята попадали на пол, но потом, успокоившись, сели за парты. Когда им сообщили о пропаже и о том, что подозрение пало именно на учеников из их класса, все начали бурно обсуждать новость.
   
   Солдаты объявили, что класс взят в заложники, написали «ультиматум» и с ним отправили к директору Мишу Перевозчикова – самого сильного ученика в классе, преднамеренно желая убрать лидера.
   Как потом вспоминали ученики, оба захватчика были небольшого роста, щуплые, многие ребята были гораздо сильнее их физически. Но что-то предпринять, скрутить их, никому не приходило в голову. Все понимали, что тут же начнётся стрельба. А это могло закончиться неизвестно чем.

   Вооружённые дезертиры, рядовые срочной службы … мотострелковой дивизии Уральского военного округа покинули пост, прихватив с собой два автомата Калашникова со 120 патронами.
  Главарём, как потом оказалось, был Ахметжан Колпакбаев,  казах по национальности. Второй – Мельников Александр, русский, уроженец Челябинской области. Оба прослужили в части чуть более полугода.
***
   Ученикам было приказано сесть на задние парты, и солдаты начали по журналу знакомиться  с классом. На вопросы учащихся откуда они сами и почему так поступают, отвечали охотно.
   Колпакбаев, уроженец Казахстана, рассказывал, как до службы он ловил с помощью самодельных антенн «Голос Америки», представлял, как мог бы роскошно жить, ездить на дорогих машинах, ходить в модных джинсах. 
У ребят появилось чувство, что всё это ребяческое, и всё скоро закончится.

   Дезертиры в своём «ультиматуме» требовали  выдать им заграничные паспорта и визы на выезд в Америку или любую другую капиталистическую страны и  отправить их самолётом, плюс ко всему запросили немалую сумму денег. В противном случае угрожали расстрелять заложников.
До ближайшего аэропорта в Ижевске – 50 километров. Значит, нужен был и автобус.

***
   В первые минуты в школе было немало суеты. Опыта действий в подобных случаях ни у кого не было. В учительской был срочно  организован оперативный штаб. Все дети и часть женщин-учителей были эвакуированы из школы. На место ЧП прибыл начальник 7-го отделения КГБ в Сарапуле капитан Владимир Орехов, который впоследствии и вёл переговоры с захватчиками. 
  Тем временем в город прибыл председатель КГБ республики генерал Борис Соловьёв. По счастливой случайности он ехал в город по делам.

  Прибыли пожарные, по школе раскатали пожарные рукава. Была развёрнута станция переливания крови.  Все понимали: два автомата и 25 заложников – это более, чем серьёзно. 
  Своевременно было выставлено двойное оцепление.  К школе стекались родители, горожане. Некоторые «горячие головы» предлагали идти на штурм.
  Город был экстренно заблокирован. Вокзал и автовокзал перекрыты.
В СМИ тогда такие новости не выпускали, а то слух распространился бы по всей Удмуртии.
***
  Как ни странно, десятиклассники проявляли выдержку, силу воли, характер, чего никак не ожидали увидеть захватчики. Сквозь полузакрытые окна они видели, что на помощь пришёл весь город. Это их немного обнадёживало. Шло время. Школьники запросились в туалет. Немного подумав, Ахмед дал согласие. Можно сказать, с этого момента начался их «проигрыш».
  Как рассказывала потом заложница Татьяна Шишкина, они с подругой пошли в дальний туалет в конце коридора мимо учительской, где находились сотрудники КГБ. У девушек и мысли не возникло уйти, оставить друзей в опасности. Они вернулись в класс. Потом пошла вторая пара, потом третья.
 
   Сообразив, что таким образом детей можно покормить, учителя быстро организовали питание.  На ходу детям запихивали в рот булочки и поили кофе.
Сначала тайком, а потом скрываться перестали. Дети возвращались в класс с тарелками еды, предлагали солдатам. Те вначале отказывались, но потом голод взял своё, и они начали есть.
  Отдельно сотрудники КГБ работали со старшеклассниками. Юношеский максимализм мог толкнуть их на необдуманный поступок;– на попытку разоружить преступников, а это, в свою очередь, могло привести к человеческим жертвам.  Поэтому в штабе, куда приводили учеников, их не только расспрашивали об обстановке, но и убеждали держать себя в руках, не предпринимать абсолютно никаких действий.

 Всё это время по школьному радио непрестанно шла психологическая обработка. Захватчиков уговаривали хотя бы отпустить девочек.

  Наконец Владимир Орехов решился на переговоры с захватчиками. Стоя за дверью, он стал уговаривать солдат.
    – Ахмед, как-то не по-мужски через дверь говорить.
    – Заходи.
  Как только Орехов зашёл в класс, тот сразу вскинул автомат. 
    – Ахмед, ты же видишь, что я без оружия. Что вам надо?
    – Давайте нам автобус, мы детей погрузим и полетим в Америку.
    – Как же ты прилетишь в Америку, ещё и с автоматом, с чужими детьми?  Там тебя сразу в наручники и в тюрьму. Ты должен приехать туда как гражданин с международным паспортом. А это делается не сразу. Придётся подождать. Сделаем.
И Ахмет согласился.
   Паспорта им действительно сделали. На это ушло несколько часов. Потом они заполняли всякие анкеты. Таким образом, было выиграно время, которое уже работало против террористов. Они потеряли бдительность.

   К 11 часам вечера они согласились отпустить девочек. Но не всех. Трёх оставили в классе «на всякий случай». Спустя несколько часов были отпущены оставшиеся. В классе оставались только парни.
   К утру привезли паспорта, террористам сообщили, что их у подъезда ждёт машина, и самолёт готов к вылету.

   В очередной раз Орехов зашёл в класс.
     – Отпускайте парней, а я сейчас принесу паспорта.
   И солдаты поверили. Но как только ученики покинули класс, захватчики поняли, что они остались без защиты в виде заложников.
     – Где Орехов? – закричал Колпакбаев. 
  Но было поздно. Дезертиров просто тут же могли уложить снайперы, которые всё это время держали их на мушке. Когда в классе находились дети, рисковать было нельзя.
  К этому времени солдаты были полностью деморализованы.
  Они и не догадывались, что кроме сотрудников госбезопасности в школе и вокруг неё находятся поднятые по тревоге сотрудники местного УКГБ и военнослужащие полка МВД, дислоцированного в Сарапуле. Район ЧП блокировали военнослужащие конвойного полка внутренних войск, прибыли дополнительные пожарные расчёты. 

   А самое главное – подразделение «Альфы», прибывшее из Москвы.
   34 человека получили команду срочно отбыть в Сарапул в 15.15, через час прибыли во Внуково, а в девять вечера самолёт приземлился в Ижевске.
   Выехали в Сарапул на единственном на всю республику шипованном «Икарусе».   
Как вспоминал один из «альфовцев»: «Условия — хуже не придумаешь: жуткий холод, мороз и очень скользкая, очень опасная для передвижения дорога. Смотрим, впереди автобус с бойцами «Витязя», вылетевший на поле: «краповые береты» собственными силами пытаются его вытолкать на трассу. Попросили нас помочь. Но какая тут, к черту, помощь. Там террористы, дети… Что угодно может произойти. Извинившись перед попавшими в сложную ситуацию коллегами, поехали дальше.
   В Сарапул прибыли в 00 часов 30 минут. Так начался для «Альфы» день 18 декабря 1981 года».

   Большую работу до прилёта спецподразделения проделал капитан Владимир Викторович Орехов, который неоднократно по заданию штаба вступал в контакт с террористами. Он вел разговор с ними в спокойном, доверительном тоне. Не угрожал, но и не давал слабину. Выдержка, воля и высокий профессионализм этого человека позволили стабилизировать ситуацию, не дали ей выйти из;под контроля. Как известно, наиболее важны именно первые минуты, когда нервы у преступников, в чьих руках жизни заложников, находятся на взводе.

***
  «Альфовцы» были профессионалами. Это чувствовалось во всем: в экипировке, в подготовке, в том, как они с полуслова понимали командира. Чтобы не шуметь и не нервировать террористов, они по коридору ходили без обуви. При страшном морозе. Еще в аэропорту им передали план школы. Приехав, они сразу начали готовиться к операции. Обсудили, где могут располагаться солдаты, помог Орехов, не раз побывавший в классе.
   Снайперы были наготове, но Г. Зайцев, руководитель группы, сказал: «Обойдемся без крови». И всё же переговоры были долгими…

   Перед тем, как «Альфа» ворвалась в класс, Мельников сам выбросил автомат в открытую дверь, а Ахмед ещё вскинул его с кривой улыбкой, но нажать на курок не успел. Ребята в одну секунду выбили у него оружие из рук, а ещё через пару секунд оба террориста лежали в наручниках, лицом в пол.
   Так закончилась эта история.

   Спустя час в школе уже никого не было. Технички убрали грязь, оставленную на полу множеством армейских сапог и ботинок, и в этот же день начались уроки. Лишь 10 «В» в этот день с занятий отпустили, но уже на следующий день они, как обычно, шли в школу с портфелями.
***
   За успешно проведенную операцию капитан Владимир Викторович Орехов был награжден нагрудным знаком «Почётный сотрудник органов госбезопасности». 

   Полковнику Борису Петровичу Соловьёву (ныне генерал-майору в отставке) был вручен орден Красной Звезды.
 
   Были отмечены и сотрудники Группы «А». Но главная награда;– это, конечно же, спасённые жизни. Операция в Сарапуле (как, и многое, сделанное «Альфой») вошла в учебники для спецслужб.

***
   Террористов судили в Свердловске.
Инициатору захвата Ахмету Колпакбаеву дали тринадцать лет, его соучастнику – восемь.
   Освободившись, Колпакбаев, по некоторым данным, был замечен в Москве возле американского посольства. Видимо, рассчитывал эмигрировать за океан. Удалось ли ему это, неизвестно. 

    Эта история несколько лет не разглашалась. Сейчас некоторые данные можно найти в свободном доступе в Интернете.

***
   Лев Александрович Лапин был бессменным директором  школы с 1963 по 1986 год.  Он внёс огромный вклад в становление и развитие образования города и республики.
   В 2009 году школе №12 г. Сарапула было присвоено имя Л.А Лапина, кавалера ордена Трудового Красного Знамени. 


Рецензии
Чётко и ясно. Познавательно!

Иван Кунцевич   17.01.2021 22:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван. Трагические события. Хорошо, что обошлось без жертв.

Валентина Колбина   18.01.2021 09:28   Заявить о нарушении
Статейка неплохая. Утащу к себе. С указанием автора, канешн.

Аркадий Уйманов   24.01.2021 13:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.