Поэты, с которыми я знакома

ПОЭТЫ, С КОТОРЫМИ Я ЗНАКОМА

           Когда я начала заниматься своими программами о поэтах, читать их стихи, я познакомилась со многими поэтами.  Почти все они хотели, чтобы я читала их стихи.
Но некоторые из них не находили отклик в моей душе. Некоторые мне нравились.
Я решила вынести творчество этих поэтов на Ваш суд. Читайте и судите.


                ЭРНСТ  САПРИЦКИЙ

     С ним я познакомилась очень давно. Он тогда носил фамилию отца и был Эрнст Шерман. Я работала во ВНИИКП, а он трудился в  «Информэлектро». Мы во ВНИИКП старались сделать оптимальный план развития всей кабельной промышленности. Чтобы он действительно был оптимален, его надо было обсчитать. Но там было несколько вариантов, и обсчитать его могла только электронно-вычислительная машина. Одна такая машина занимала тогда 2-3 комнаты. Одна из ЭВМ находилась в Новосибирском Академгородке, «Информэлектро» был связан с ними, и мы поехали туда. Поехали втроём: руководитель этой программы, Шерман и я. А до этого мы часто с Шерманом общались и вместе работали над этим планом. Общались и после.
     Эрик был не раз женат, но эти жёны не нравились его матери, и она эти пары разводила. И только после того, как мать скончалась, он взял её фамилию, стал Саприцким, женился в третий раз и начал писать стихи. И с этой женой живёт до сих пор, Сначала он писал простенькие стихи:
Всё что в жизни люблю – не опишешь пером:
Я супругу люблю (тёщу с тестем – потом),
И с друзьями люблю посидеть за столом,
Я люблю на природе, намаявшись вволю,
Уплетать чёрный хлеб, пересыпанный солью,
И под водку грибы, сверху лука пучок,
А потом – крепкий чай, иль простой кипяток.
Я люблю всё, что жизнь украшает чуток.

***
  Люблю, ребята, я природу,
натуру голую во всём.
Люблю в хорошую погоду
пройтись по лугу босиком.
Люблю я в речке освежиться
в чём меня мама родила,
люблю верхом я прокатиться.
Была бы лошадь у меня.
Люблю попариться я в баньке,
да веничком себя огреть,
да квасу выпить бы там банку,
чтобы получше пропотеть.
Люблю с молоденькой крестьянкой
или с приезжей горожанкой
я пообщаться вечерком,
пусть даже я с ней не знаком.
Люблю морозы я зимой
и солнышко весною,
осенний лес и дух грибной
порою золотою.
Люблю, ребята, я природу,
люблю в любое время года.

***
Я жил, как все: любил, трудился,
Катилось жизни колесо,
я уцелел и не разбился.
Чего бы, кажется, ещё?
     А «ещё» - было много чего: поэт Саприцкий написал большую поэму о моряках, о затонувшей подводной лодке «Курск». Он понимал, как их работа трудна и опасна. Его точила мысль – гибель людей в мирное время.
               
     Много лет, проработав в «Информэлектро», он всем дал характеристику в стихах, о каждом написал подробно, что знал. Получилась целая книга стихов.
     Потом он начал писать стихи о всех поэтах, писателях, художниках, и конечно о любви.  Его жизнь не была пресной, он по жизни был «шалунишка». Таким был, таким и остался. И сейчас, хотя ему уже за 80, он замечает и красивые женские ноги, и очертания женской груди, и вообще женскую красоту.
     Когда он ушёл с работы, он «ударился» в религию. У него много хороших стихов, в которых он описывает и христианство, и Иисуса. Саприцкий выпустил большую книгу – порядка 700 страниц – с религиозными стихами.
    Иногда я беру его стихи в свои программы о религии, о пасхе и т.д.
В последние годы ХХ века
задумался я над судьбой человека,
рождённого две тысячи лет назад
в местечке Бейт-Лехем, как там говорят.
Единственный сын был у Девы Марии,
ходил в синагогу, как все там ходили,
ночами над Торой священной корпел,
и веру отцов изменить захотел.
Он заповедь новую в мир наш принёс:
«Любите друг друга», - всё просто до слёз.
Хоть заповедь эта известна была,
но верою новой зажглися сердца.
И люди поверили в Бога-отца,
и в Сына его, по прозванью Иисус,
и веру ту приняли Запад и Русь.
***
Я прожил долго. Много знаю.
Но до сих пор не понимаю –
судьба ли тень наша немая,
что всюду следует за нами?
Иль мы – всего лишь тень судьбы,
что на поверхности земли?
Мы изощряемся в интригах,
мы строим планы хитроумные,
Господь, однако всё предвидит,
и выйдет так, как Он задумал.
И если не понятен замысел,
не ясен ход и суть вещей,
поверить надо в Божий промысел,
довериться Судьбе своей.


                НАТАЛЬЯ КОНОПЛЁВА

      С Натальей Викторовной я познакомилась в библиотеке на ул.Молдагуловой. 
      Она присутствовала на моём выступлении, оно ей понравилось, и после она подошла ко мне и сказала, что она – поэт и подарила мне свою первую книгу «Остановись, незримый поводырь». Это было в 2013 году. «Вдохновенной и артистичной Галине Ивановне, так тонко чувствовавшей слово» было написано рукой Натальи на этой книге. Вернувшись домой, я прочитала её и поняла, что это, действительно, поэт.
      Мне довольно часто дарят книги поэты со своими стихами, и часто бывает, что эти стихи мне не нравятся, они – не мои, они не ложатся мне на душу. Другое дело – эта книжица. Даже наспех прочитанные строки меня зацепили.

Прекраснейших женщин встречал,
Но жил, будто с жалом в груди:
То дьявольский голос шептал:
«А лучшая ждёт впереди»!
И он уходил и искал.
Кто счастье искать воспретит?!
Вновь дьявольский голос шептал:
»А лучшее ждёт впереди!»
Он старился и уставал.
Жизнь таяла каплей в горсти.
Вдруг дьявольский голос сказал:
«Приехали. Смерть впереди».

***
Нетерпимость юности,
               компромиссы зрелости.
А потом спохватишься:
               а куда всё делось-то?
    
Потом были и другие книги: «Обрящет идущий…», «По лабиринтам отражений» и др.
Наталья много лет была членом Литературного объединения «ЛИТО», где она читала свои стихи и слушала сочинительства других.
     Короткие стихи. В них в немногих словах сказано многое. Я это очень ценю.
С древа желаний  падают листья.
Древо познанья приносит плоды.
Преображая опыт в черты
Сущности, полной нового смысла.

     Жизнь не стоит на месте, она продолжается. Наталья Коноплёва-Юматова довольно известный поэт; не раз она называлась «Поэтом года», получала премии «Наследие» и                проч. и проч.

Что день грядущий…?
                Не спрошу!
Зачем пытать судьбу напрасно!
Да будет каждый день прекрасным,
Пока живу, пока дышу…
Кто любит жизнь, тот ею и любим:
Обласкан, защищён и огорожен,
Кто ненавидит – получает то же,
Всё то, что ждёт и происходит с ним.


АЛЕКСАНДР «ПИРАТ»

          Александр родился почти через 30 лет после начала Великой Отечественной Войны. Но всё равно, и рождённые через 30 лет и даже родившиеся через 40 лет чувствуют эту войну. Она не отпускает, держит их, как будто они сами были её участниками. 
          У Александра Пирата в копилке творений не одно стихотворение о войнах. Характерной особенностью их является искренность и чистосердечие, с какой они были написаны. Для него это –  не забытое чувство, оно живёт в нём, и он о войне не мог не написать.      
               
       Я не смотрю в глаза мальчишкам с той поры,
когда застыл взгляд голубых и чистых глаз,
когда при взятии Сапун-горы
моим партнёром в страшном танце стал тот «ганс».
Он был совсем ещё юнец, почти как я,
его пытался прикрывать поджарый «фриц»,
ему мы оба были годны в сыновья…
Но чья-то пуля уложила «фрица» ниц
и мы схватились в рукопашной пляске с ним
два пацана, с недетским рвением убить…
Я всю войну был, видно, Ангелом храним,
а Ангел «ганса» упустил живую нить.
Мне на земле, залитой кровью, среди тел
попался штык, закрывший наш жестокий спор…
Неслось победное «Ураааааа!»…,
а я смотрел
в его стеклянно-голубой, застывший взор.
      
             Я не смотрю в глаза мальчишкам с той поры…

    На войне трудно терять своих друзей. Но это происходит и в мирное время.  И сейчас от нас в мир иной уходят люди, уходят лучшие друзья, уходят в небытие, потому что никто -  ни врачи, ни друзья не могут остановить это движение.  Остаётся одна память,  остаются написанные слова. У Александра есть стихи, посвящённые и этим горестным событиям.
      О любви писали, наверное, все поэты.  Это чувство даётся каждому из нас, и мужчины не могут не писать о нём, иногда и с налётом юмора:

Любите женщин, мужики:
и обнажённых и одетых,
у самовара, у реки,
при всякой власти и приметах.
Любите их и –при, и –на:
на пляже, на заре, на нервах…
Любовь дарите им сполна
(чуть-чуть лишь на порах на первых),
на злобу дня, на табуретах,
при форс-мажоре, при запретах
любите неустанно женщин,
чтоб избежать взаимных «трещин».
Любите их во всём и «как»:
в пылу, в лесу, в грозу и в мае.
Как силу крови вурдалак –
любовь я к дамам воспеваю!
Любите ж их, как им угодно:
круглогодично, всепогодно,
сумбурно, страстно, панибратски,
своеобразно, залихватски,
покорно, жёстко, безрассудно,
как можете, богато, скудно…
      Жён иль любовниц заводите,
      но обязательно любите!!!

      Сейчас, когда «Пират» уже знает, что почём, знает, что жизнь всё равно «полосатая», под каким флагом не живи, он продолжает писать стихи на разные темы, не зацикливаясь на чём-то одном. Некоторые из них, как глоток шампанского – колючие, но вкусные. Наряду с жёсткими, серьёзными и философскими стихами, есть и пейзажные, и шуточные, и для детей. Он пишет их, чтобы мир не очерствел. Часто его строки «на злобу дня»:
Настало лето.
                Календарь – свидетель.
Не суждено купаться нам в «жару».
Вот думаю: подштанники поддеть иль
терпеливо мёрзнуть на ветру?
От фортеля природного «фигея»
(стереотипы летние ломай) -
хожу – не верю сам – в пуховике я,
ведь на дворе – июль, не месяц май!

      «Пират» никому не делает никаких нравоучений, ни в жизни, ни в стихах. У него никогда не бывает мнения о собственной важности, но в своём деле, как мне видится, он – мастак. И ещё он – поэт.

Когда тебе под пятьдесят,
в макушке - солнца отраженье,
а плечи пиджака висят,
того, что сковывал движенья,
когда богат зубами был,
вниманьем женским «овесенен»,
а после будней трудовых
в футбол гонял по воскресеньям -
     влюбляться – Боже, упаси!
Да что за детский вздор в вас шепчет!?
Уж лучше сразу вглубь трясин,
осиротинив белый чепчик!
Зачем опять пустых забав
чреда, иль слёз, переживаний,
(опять окажешься неправ
в презенте шубы от Армани).
К тому же возбудят легко теперь
лишь цены в гастрономе.
Шестой десяток смотрит в дверь
на радость пухлой аденоме…
    Всё это – очередь к врачу???!!!
     Терять в ней жизнь? Увольте, братцы!
     Назло годам, дай закручу!
     Пойду, влюблюсь! Как в восемнадцать!
               

            ГАЛИНА  ФЕДОРЧЕНКО               

     Галина Павловна – удивительный человек: она хорошо говорит, пишет стихи, поёт.
И всё это делает с удовольствием.
     Стихи она начала писать давно. Галина Павловна не побоялась и коснулась темы, которые многие стихотворцы обходят стороной – про счастье.
А кто был счастлив, господа?
Ну? Кто был счастлив?
Удачлив? – Да!
                Влюблён, богат.
Но…кто был счастлив?
И что такое  СЧАСТЬЕ есть?
Что значит СЧАСТЛИВ? –
Лишь только сказка, миг, мираж!-
А кто был счастлив?
-Да. вроде счастлив был…Давно…
Давно то было!..
Влетело молнией в окно...
И вмиг уплыло…
У счастья крылья стрекозы –
Хрупки, прозрачны.
Оно – мечта! ..О да! Мечта!
И миг удачи…
                А дальше –
проза, труд, тщета…
И сплошь – ухабы…
-Так, был ты счастлив?
Не горюй! Мечтал хотя бы!

     Действительно, что такое счастье? Кто может это объяснить? И где оно? Счастьем могут быть и зимние вечера на морозе, и катание на лодке, и поднебесный поцелуй вечернею порою и мало ли что ещё. Как к нему подобраться? Кажется, Галина Павловна это знает:

К счастью путь ведёт тернистый –
По ухабам, камням склизким,
Сплошь поросшим тиной, мохом,
По тропам с чертополохом…
Сколько сил, терпенья, страсти,
Воли, доброго участья,
Братской помощи, тепла
Нужно, чтобы все напасти
Нам с достоинством пройти,
Радость жизни обрести.

      У неё много стихов. Она издала не одну книгу, одна из них целиком отводится кошкам, Галина Павловна любит кошек и бережёт их.
     Она много поёт. Проводит свои творческие вечера, где читает свои стихи и поёт.
На этих творческих вечерах она поёт и русские народные песни, песни протяжные и иногда песни на свои стихи.
Выйду в поле, запою
про разлучницу мою –
подмигнула, обняла
и с собою увела.
Я осталась куковать,
о любимом тосковать.
Как одна перезимую? –
Холодна моя кровать!
Я по улице иду
у соседей на виду –
улыбаюсь, хохочу,
будто жизнь мне по плечу.
Никому не покажу,
как о милом я грущу,
слезой горькой умываюсь,
как былиночка дрожу.
А разлучнице при встрече
молвлю, будто невзначай,
на чужом несчастье счастье
не построишь. Так и знай!

     В моих композициях, куда я приглашала Галину Павловну, и она с готовностью откликалась, она пела и другие песни.  Так, в композиции «Пушкин шутит» она пела и «Колокольчики звенят», и «Пью за здравие Мэри», и «Адели» на стихи А.С.Пушкина.
Ей подвластно всё! Своим чарующим голосом она может всё спеть. Она пела и в хоре
«Русская гармонь»: в старинном сарафане, в русском кокошнике Галина Павловна пела все песни, которые ей предлагались, при этом она использовала традиции старых русских мастеров – петь душою.
     Галина Павловна, сочиняя стихи, не подражает Ивану Андреевичу Крылову, она вообще никому не подражает, но у неё есть стихи, похожие на басни:
Лягушка сидела в пруду,
на листике жёлтой кувшинки.
Сидела и пела, от радости млела,
неистово, громко и весело пела –
как только она умела.
А рядом в кустах, всего в двух шагах,
на веточке белой сирени
сидел соловей
и песней своей сердца чаровал людей.
Квакушка не слушала песнь соловья,
ей нравилась песня своя.
               
               
                АНАСТАСИЯ

      Родилась Анастасия в 1995 году, на заре ХХI века. Между нами – бездна времени.
Проведя безмятежное детство с бабушкой, Анастасия взяла у неё желание рукодельничать, любовь к природе… Сейчас, уже будучи взрослой, ей интересно жить,
потому что у неё необъятный диапазон интересов:
                - вышивание и шитьё             
                - изготовление бижутерии и кукол,
                - оригами,
                - дизайнерские наклонности и др.
Всё это украшает Настину жизнь. А ещё музицирование, она немного играет на фортепиано, скрипке и флейте. Когда-то Анастасия училась в музыкальной школе, но потом бросила её из-за любви к живописи, пошла учиться рисовать. Теперь рисует всегда и везде, всё свободное время.  Но этого-то у неё – свободного  времени - как раз и нет, так как  она вынуждена посвящать его  своей основной  специальности – медицине.               
      Насколько я знаю, Настя не любит солнце. Из всех времён года она больше всего любит осень. Про осень её стихотворение:      
               
Осень тихо в дверь стучится,
Принося с собой дожди,
И в палитру рыжих листьев
Красит коврик у двери.
Провожает она с летом
Комаров и сонных мух,
Заливая тёплым светом
Лес, тропинки, всё вокруг!   
Как чудесно это время –
Когда листья вверх парят,
Когда сыплет прямо с неба
Красно-жёлтый листопад!

    Анастасия и поэтом-то  себя не считает.  Она очень позитивна и поэтому по мере сил своих творит, и все свои творения раздаривает друзьям и подругам.
     Уже сейчас видно, что Анастасия не страдает вещизмом и совсем не дорожит богатством. Истинное богатство для неё  -  это внутреннее содержание человека.
     У неё нет особых талантов, но делает она всё искренне. Такие же искренние у неё и стихи:
Свет фонаря уютно-жёлтый
Тоскливо освещает двор.
Снежинки, падая неровно,
Рисуют в воздухе узор.
Покрыто всё резной вуалью
Из снега и полночной тьмы,
И сквозь неё мороз бескрайний
Нарисовал пейзаж зимы.               


                ЛИДА  ЛУТКОВА

     Эта женщина объездила весь мир, (где автостопом, где за небольшие деньги). Когда они вместе с мужем ушли на пенсию, они побывали и в Юго-Восточной Азии и даже в Южной Америке, и всюду они собирали материал для своих стихов и впечатления от увиденного и пережитого. Они сделали не один альбом с увиденным и напечатали  немало книг. 
      Когда я познакомилась с Лидой, я поняла, что с ней надо обязательно делать творческие вечера, где она будет рассказывать о своих поездках и читать свои стихи.
      Она была у меня дома, когда мы готовили эти творческие вечера. А готовить было что! Материала было так много, что надо было что-то выбрать. И мы выбирали. Мы читали её стихи – она писала, в основном, сонеты; не какие-то там французские или английские, а новые русские сонеты ХХI века.   
Меняю год Змеи на год Коня,
Без сожаленья расставаясь с прошлым…
Пусть не для всех был старый год хорошим,
Он был великолепным для меня.
А на исходе завтрашнего дня
Пущу в галоп коня с чудесной ношей:
Хочу услышать и нутром, и кожей,
Как колокольцы Вечности звенят.
И это минет…Время призовёт
Иные цели и иные лица…
Над новым следом будет пыль клубиться…
Но в памяти былое оживёт,
Сжимая дух в тисках бессонной ночи.
Ведь с каждым годом – жизнь на год короче.

     Да, она понимала, что «с каждым годом жизнь на год короче», но она никогда не думала о смерти, она хотела ещё многое создать и написать. Тем не менее, смерть вырвала её из жизни, и она ушла о нас; ушла так неожиданно, что мы долго не могли прийти в себя. Но она оставила нам свои стихи:
Косу туго уложила, 
                как янтарную корону,   
И окинув томным взглядом
                отражение в трюмо,
Не спеша пошла проулком
                на свидание к патрону,
Чуть серьёзно, чуть шутливо
                пригласившему в кино.
В пьяных запахах сирени
                набирало силу лето.
Соловей в кустах защёлкал,
                вовлекая в колдовство…
Разве ходят на свиданье,
                как под дулом пистолета?
Но она в свои шестнадцать
                не любила никого.
И не ведала, что тенью –
                нерешительный и робкий
Брёл за ней чудной парнишка
                из соседнего двора.
В дрожь вгонял его не холод,
                не вечерний ветер знобкий,
А девчоночья фигурка
                и походка «от бедра».


      Она не любила, когда её называли Лидия. Только Лида! Лида Луткова.  Под этим
именем она и издавала свои книги. У меня подаренные ею третья и четвёртая книги её сонетов: «Бальзам для озябшей души» и «След исчезающего звука».
     Лида – одна из немногих, кто на вопрос «Что делать?» отвечает «Жить». И она действует так, несмотря ни на что, даже на нелепую смерть единственного сына Сергея:
«Не меркнет свет в кровавой драме». Казалось, эта смерть заставит её замолчать, но она
 осталась поэтом. Она продолжает писать стихи, а стихов – множество. Она пишет обо всём, что видит, о простых вещах, что вокруг нас.
                ПАУК
На всё и вся глядел он свысока,
С рожденья наделённый даром свыше,
И занимал он каменную нишу,
Какой не может быть у простака.
Да, он был мудр…Мудрее паука
Не сыщешь ни в мансарде, ни под крышей...
Где гения найти, что так распишет
Ажуром – фризы стен и потолка?
Неповторим узор, изыскан стиль
У всякого паучьего творенья…
Плоды таланта радовали зренье,
Изящество подчёркивала пыль…
Как вдруг – одним движением – метла
Шедевры вместе с автором смела.

      Также просто она пишет для детей и о детях. Цикл её стихов «Мне без вас никак нельзя» покоряет своей простотой и задушевностью.

     Сегодня искусство очень низко пало, планка опустилась и понадобились такие стихи, как у Лиды.
 Эти стихи часто были положены на музыку, и не раз на творческих вечерах звучали её песни. Музыка была ей близка. И наверное, поэтому Лидины стихи сподвигли нашу танцовщицу Галину Щербакову делать совместные творческие вечера. На таких вечерах звучала отличная музыка:
Прижаться,
                прислонив лицо к плечу,
И в такт волнам мелодии качаться.
Вдыхать тепло и пить шальное счастье.
Прижаться,               
                перелиться в пальцы рук,
Став невесомой облака в зените –
Прижаться.
              чтоб сердец упругий стук
Меж нами свил невидимые нити…
Прижаться,
             слиться в целое – одно
Великое Вселенское Начало,
Чтоб жизнь, переплетая явь со сном,
Нас день и ночь в волнах любви качала.


                ГАЛИНА  ЩЕРБАКОВА

          Галина – отличный психолог. Она работала психологом  до пенсии и при этом танцевала. Танцы – её вторая натура, не раз на своих занятиях по танцевальной терапии она говорила, что именно в танце человек само выражается, полностью раскрепощается.
Галина в танце может выразить всё. Недаром она взяла себе псевдоним – Чайка.
Чайка летает в небесах и делает, что хочет, и при этом Галина-Чайка пишет стихи. Очень часто их читает в концертах между танцами:
                Женщина
Я пёрышко, да я пёрышко,
               парящее в облаках.
Я солнышко, да я солнышко,
               сияющее в лучах.
Я атом, я мирный атом,
               вращающийся всегда.
А значит, а что это значит?
               Вы скажете – ерунда?
Нет. Я человек живущий,
               живущий здесь и сейчас.
Во мне живёт Вездесущий
              и  он вдохновляет подчас.
Стихи слагают поэты,
              художники пишут холсты,
А я, одетая Светом,
              любовь несу, чтобы ты,
Увидеть мог хоть мгновенье,
              сиянье любви неземной.
И космос творил Вдохновенней,
              процессом Любви Мировой!

      Именно она явилась инициатором концерта, где звучали и стихи Лиды, и показывались танцы Чайки. Именно она нашла ту музыку, что так поразила Лиду.
Они очень похожи, хотя и разные, и поэтому они нашли друг друга, а я нашла их.
Галина пишет и свои стихи и любит стихи других поэтов, например – Есенина. И на вечере, посвящённом творчеству Есенина, когда я читаю его стихи, Галина Чайка
исполняет танцы Айседоры Дункан.
                .

                АЛЕКСАНДР  СТЕПАНЦЕВ

      Он родился в День Славянской письменности, и видимо это наложило отпечаток на всю жизнь. Он всегда относился к слову с уважением. По интересу и стремлению он – артист и режиссёр, но этого мало – он член Союза журналистов России. Это не мешает ему сочинять стихи.  У него вышел первый сборник стихов «Обращение к вдохновению»
Александр подарил его мне
В подарке этом смысл особый есть:
И он на это может и рассчитывать:
Подарок этот не смогу единожды прочесть,
А буду всё читать и перечитывать.

   Он всю жизнь занимается творчеством: выступает с концертными номерами, придумывает и ведёт литературно-музыкальные вечера, и при  этом пишет стихи: о своих удачах, несчастьях, о поражениях, о своей любви и проч. У него много стихов о любви, вот одно из них:
        Подражание романсу
Любимая, другой вокруг Вас ходит –
Успешен, весел, складно говорит.
Его костюмы – дань последней моде,
Он импозантен и слегка небрит.
Собой гордясь, он в сказку приглашает,
Где солнечные властвуют лучи,
И уверяет: Вы там не чужая,
А после выразительно молчит.
Поразмышляв, насколько он Вам дорог,
Надеясь заработать свой процент,
Напомнит вновь: надёжная опора
Для Вас обретена в его лице.
Соперник мой, ведомый чёткой целью,
Всё ищет к сердцу Вашему тропу…
А что же я?
                В судьбу, представьте, верю,
Как и в её решений правоту.

      Александр много лет руководит театром-студией «Гармония».  Там он поставил множество спектаклей.  Он не только ставит, но и сам в них играет: «Моцарт и Сальери» по Пушкину, «Медведь» и «Юбилей» по Чехову,  несколько спектаклей по Островскому. Не гнушается и зарубежных авторов, ставит и французские пьесы – «Песчинка в море»,
много пишет сам в прозе и ставит это на сцене. Размышляет, что такое человеческое общение, способны ли мы понять и услышать другого, что на самом деле в жизни важно.
     В 2017г. он поставил спектакль о двух непростых поэтах России А.Ахматовой  и Н.Гумилёва.  Автором идеи этого спектакля была Г.Андреева, пишущая эти строки,
но только автором идеи, а ставил спектакль Александр Степанцев и он же исполнял роль
Николая Гумилёва.               
    У него обострённое чувство локтя, он понимает и ощущает на сцене партнёра, а это очень важно:
За великую радость партнёрства
Можно всё, что имеешь, отдать,
А эмоция наша проста
И восторгом обычным зовётся.
Мы на сцене с тобой – как родные,
Словно связаны кровью одной,
На двоих у нас общая боль,
Мы едины в прекрасном порыве.
Импровизация ловится влёт,
Полётно в душе, ведь на сцене партнёр,
С которым легко и свободно.

    У него ещё многое впереди, ведь написанное остаётся надолго.
               
                ТАТЬЯНА  ЧИБАДИНА

       Татьяна Григорьевна уже давно работает старшим методистом в библиотеке и отвечает за культурные мероприятия. С ней мы проделали долгий путь. Она не раз являлась вдохновительницей наших программ.  Так, она была инициатором композиции о Р.Казаковой,
о М.Цветаевой, об А.Твардовском, организатором и участницей композиции о Матери Марии. Вместе мы набивали шишки, но ругало высокое начальство только её; меня она берегла.               
     Татьяна Григорьевна растит дочь, недавно стала бабушкой, чему она очень рада.
У неё тысяча дел, но между ними она успевает писать стихи:
Приветствую тебя, о первый снег!
Среди понурых лиц и мрачной серости,
ты – очищенье, белизна и свет,
ты – музыка декабрьской млечности,
Как ждали в детстве мы тебя,    
какой восторг в веселии, беспечности,
всё помнится: снежки, влюблённости, друзья.
Увы, растаяла улыбка детства в вечности.
Зимы начало. Будто жизни всей начало.
Всё с чистого листа. Нет подлости, нет зависти,
а есть божественная красота.
И верится, ещё мечтается –
всё впереди, и ёлки и огни, и Новый Год,
и ожиданье праздника.

     Татьяна Григорьевна – женщина, и конечно, у неё преобладают женские стихи о любви:
Я долго в дверь твою стучалась,
ты не открыл. Какая жалость.
Ты не услышал. Может, испугался.
Кто там? наверно, чужестранка.
В твоей судьбе никто Я, лишь прохожая,
на женщин всех, похоже, не похожая.
Едва кивнул, прошёл, почти что не заметил,
и в сердце не осталося отметин.
Живи спокойно, милый друг,
лицо твоё не исказит испуг,
запри покрепче окна, двери.
Вот только чем тоску измеришь???
Любви нужны творцы, герои,
гардемарины мушкетёры.
Ей нужен свет, бездонность неба,
она придёт, будь смелым, кто б ты не был.
Любовь есть форма бытия!

       Она – женщина скромная и все свои стихи прячет от людских глаз. Но однажды я увидела их и настояла на том, что их нужно вынести на суд божий, чтобы люди узнали о них. Короче, нужен творческий вечер. И он состоялся. Было много приглашённых, и без лишней скромности мы читали её стихи.
         
        Грусть с капелькой иронии
Как живётся без меня Вам там, как дышится?
У меня так полный тарарам.  Стихи не пишутся,
и в душе разлад и всё не в склад, отвечаю невпопад.
Может, виноват температурный перепад, или снегопад?
Может, ты услышишь через расстояния,
постучишься в дверь и скажешь: «Это я».
И случится чудо, преобразования:
снегопад вдруг превратится в звездопад,
и, о небо, песни соловьиные услышатся,
сами вдруг, собой стихи напишутся
и легко, ах как легко задышется.

Те аплодисменты, которые мы в итоге получили от зрителей, все относятся к Чибадиной!

               
      
                ЛЕВ  ЗАГЛУМОВ
        Наконец, Лев Вячеславович. Вы уже знакомы с ним:  я не раз делала о нём музыкально-литературные композиции, и одну из них как-то выложила в Интернет.
Лев Вячеславович поэт, каких больше нет: есть поэты лучше, или хуже, но таких больше нет. Он начал писать стихи ещё в детстве, когда пёрышко обмакивали в чернила, и продолжает писать до сих пор. Он пишет стихи задушевные, родные. Вот одно из его стихотворений:
Год Козы седой, рогатой
      был убогий, небогатый.
Рубль упал, ну что сказать,
      закатился под кровать.
Там лежит и отдыхает,
      ничего не покупает.
Год Мартышки суетливой
      будет взбалмошный, пугливый.
Важно, чтобы съев банан,
      гостья не взяла наган.
А в канун особой даты
      не кидали в нас гранаты.
Нам не страшно нипочём,
      этот год переживём.
Мы видали и похуже
     и  жару, и злые стужи.
Будем с миром в дружбе жить,
     петь, надеяться, любить!

       Он – учёный, защитил диссертацию. Об этом у него много стихов, он не мог их не писать, потому что в его жизни это ответственный период.
       Лев Вячеславович был на целине, и об этом у него написана большая поэма.
     В его жизни было всякое: и плохое, и хорошее. И он открыто повествует о них. За частным он видит общее:
    Росли, ценЫ себе не знали
в работе яростны, честны.
    Мы наши силы направляли
на благо собственной страны.
    Работали не покладая
мозолистых, надёжных рук.
    И цель у нас была такая –
чтоб лучше стало всё вокруг.
    Каналы строили, плотины,
растили хлеб на целине.
    А наши редкие седины –
так это память о войне.
    Мы нашу землю отстояли,
мы духом праведным сильны,
    Мы личных благ не создавали,
всё отдавая для страны.
    Мы в космос первыми взлетели,
дорогу к звёздам провели.
    Мы жить иначе не умели,
мы сделать многое смогли.
    Живём, цены себе не знаем.
Прошли большой нелёгкий путь.
    И только сердцем понимаем
уйдём, оценит кто-нибудь.

       Как-то он попал в больницу (возраст берёт своё), и там, лёжа на койке он тоже писал стихи. Писал обо всём, что видел вокруг: о врачах, о нянечках, о посетителях, о тех, кто рядом с ним:
Неврология, больница, медицинский персонал.
С каждым может так случиться, вот и я сюда попал.
Койка чистая, большая, приоткрытое окно,
И сосед сидит, зевая, что-то скажет…Мудрено.
Уловить смысл этой речи – речь невнятна, коротка,
Словно бабка в старой печи кочергой шуршит слегка.
Шторка тихо закачалась. Приоткрылась, видно, дверь,
Это нянечка подкралась так бесшумно, словно зверь.
Подошла, чуть наклонилась и таблетку подала,
Чтобы речь восстановилась и болезнь скорей прошла.
Жду, что и ко мне когда-то врач с обходом подойдёт,
И от белого халата мне немного отлегнёт.

      Лев не только поэт и учёный. Он ещё и поёт. Поёт он, как правило, романсы:

Звучит романс, и сердце замирает
От слов душевных, музыки святой.
Душа, как в юности, ликует и страдает
И рвётся к прежней жизни молодой.
Всплывают в памяти картины дорогие,
Любовь большая, счастье юных лет
И лица милые, любимые, родные
И грусть о том, чего уж больше нет.
Романс живёт, и будет с нами вечно,
Мы вместе с ним хотим любить, грустить,
С ним чувства оживают быстротечно,
Ведь сердце их не в силах позабыть.

     Он любит петь и поёт романсы с удовольствием.  Почти к каждому романсу у него есть стихотворение. Он не только поёт, он ещё отлично читает стихи, басни. Участвует в инсценировках нашего театра (я веду ещё и театр «Встреча»). Наш театральный коллектив ставит инсценировки разных писателей – Гоголя, Чехова, Шукшина, Федотова и др., зарубежных – Чапека, Мопассана, Сервантеса и проч.
     Композиции о поэтах и театр даёт нам силы жить и даёт хорошее настроение! Именно эти люди являются золотым запасом нашей страны, они не за зарплату, а по зову сердца
ходят сюда и приносят радость зрителям. Они, взявшись за руки, идут вперёд, создавая всё новые и новые программы.

    Часть стихов представлена в книге «Всё принимайте благосклонно», но это малая часть того, что он сочинил за свою жизнь. В них он не пытался создать новую философию, он видел ценность человека и писал об этом.
     Лев Вячеславович много прожил, много знает и может давать советы молодым.
Одно из его стихотворений так и называется «Совет молодым»:
Вечно жить никто не сможет –
Так назначено судьбой.
Те, кто нынче помоложе –
Завтра глядь, уже седой.
Помогите в меру силы
Тем, кто прожил долгий век:
Немощь, так же как могилы
Не минует человек.
Так что думайте, гадайте,
Как прожить остатки лет.
Стариков не забывайте,
Вот такой мой вам совет.

                К  О  Н  Е  Ц


Рецензии
Интересно!
Особенно любопытно было узнать новые подробности о Татьяне Григорьевне! Творческий человек хорошо понимает других творческих людей.

Наталья Ромодина   26.03.2021 17:01     Заявить о нарушении