Татьяна

            Т  А  Т  Ь  Я  Н  А


      Поводом для нашей сегодняшней встречи послужили женщины по имени Татьяна. Мы будем вспоминать разных Татьян: Татьян разных эпох, Татьян разных по статусу и по возрасту, вспомним и литературных героинь. А начнём мы с той, в память которой этот день и стал отмечаться, как День Татьяны, или (как это звучит в церковном произношении) День Святой Татианы.

     В 225 году от Рождества Христова в Италии в знатной семье появилась на свет девочка, которой дали имя Татиана.  Отец её – богатый римлянин – долгое время служил консулом, а в душе был страстным христианином и дочь свою воспитывал в христианской вере, преданной Церкви и Богу (хотя это были годы, когда Христианство открыто не приветствовалось).
      Достигнув совершеннолетия, Татиана отказалась от супружеской жизни – осталась девицей – ещё более равнодушной стала к богатству  и другим благам, и все свои силы отдала Церкви. Всё время она проводила в постах и молитвах. За добродетельную жизнь Татиана была поставлена диаконесой в одном из Римских храмов. Она ухаживала за больными, посещала темницы,  в общем, помогала всем нуждающимся.   
      Вскоре в Риме произошли резкие перемены – вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан – Ульпиана. Кровь христиан полилась рекой. Не избежал этой страшенной участи отец Татианы.  Схвачена была и сама благочестивая Татиана, и подвержена чудовищным истязаниям. От неё требовали, чтобы она отреклась от Христианства.
      После страшных издевательств девушку приговорили к смертной казни. Ульпиан приготовил ей страшную смерть:  её бросили на арену Колизея, чтобы свирепый лев растерзал девушку на глазах тысячи собравшихся. Но неожиданно произошло чудо: лев вдруг стал  ласкаться к ней. Это взбесило правителя Ульпиана, и мужественная страдалица была усечена мечом. Так закончилась её земная жизнь и началась бессмертная.
      Впоследствии она была причислена к лику Святых, и её мощи – опять чудо – оказались чудотворными. Верующие поклоняются её Святым мощам.

    Случилось так, что каким-то чудом частица этих мощей попала в Россию. Это было в шестнадцатом веке. Десница мученицы Татианы оказалась в руках Великой княжны Татьяны Михайловны – сестры тогдашнего царя Российского Алексея Михайловича. Потом Татьяна Михайловна подарила эти мощи Новоиерусалимской обители.
Оттуда через какое-то время десница была перенесена в Царскосельский Дворец.
Когда Царскосельский Дворец подвергся разорению (при известных событиях) одна благочестивая супружеская чета выкупила Святые мощи Татианы. Потом они решили принять монашеский постриг и передали десницу своему духовному отцу Афанасию.

      Архимандрит Афанасий служил в селе Спасское Московской области. Держать у себя такую реликвию было опасно: время было беспокойное, а храм охранялся недостаточно хорошо, и он передал её своему брату Владимиру в монастырь Псково-Печерской обители. Вот там-то они и хранятся по сей день.  Вот такой долгий путь проделали Святые мощи мученицы Татианы от города Рима в Ш веке до обители Псково-Печерского монастыря в ХХ веке.

     Множество паломников и жителей Пскова приезжают поклониться этой  Православной Святыни –  деснице Великой мученицы Татианы, угодницы Божьей.               
                               
                /Звучит песня в исполнении Жанны Бичевской/               
               
          Вспомним восемнадцатый век – век просвещения на Руси. В 1755 году дочь Великого Петра Елизавета по инициативе великого российского гражданина Михайло Ломоносова открывала первый в Москве университет. И было это на Татьянин день.
Почему именно на Татьянин день? Потому что открытию университета содействовал тогдашний фаворит императрицы граф Иван Шувалов (он же стал первым куратором Университета).  Любящий сын Иван Шувалов хотел сделать матери приятное и уговорил Елизавету  открыть Университет к 25 января, то есть ко Дню именин своей любимой матушки, которая тоже звалась Татьяной.
       И служители церкви, которая носит имя Святой Татьяны (та, что и сейчас находится там же на старой территории университета) освящали это событие.  И с тех пор, вот уже два с половиной века, этот день негласно считается Днём студенчества.
       В этот день дозволено студентам веселиться больше обычного. Служители трактиров и ресторанов спешно заменяли хрустальные бокалы на глиняные, а полицейским было предписано ласково относиться к подвыпившим студентам.
      И вот уже в наши дни этот день объявлен официальным Днём студенчества. Студенты – это молодость, песни, и сейчас самое время послушать
студенческую песню.
                /Звучит песня «Татьянин день»/


        Конечно, в этой композиции мы не могли не коснуться литературной героини Татьяны Лариной. Во времена Пушкина имя Татьяна считалось простонародным, и знатным особам его не давали. Эту несправедливость и ликвидировал А.С.Пушкин, назвав этим угнетающим именем  свою главную героиню романа «Евгений Онегин». После этого оно заблестело всеми гранями, и люди по-новому взглянули на  имя Татьяна и оценили его по достоинству. И с тех пор стали давать его родившимся знатным барышням.
               
      Мы вспомним пушкинскую Татьяну в эпизоде святочных гаданий.
Итак, она звалась Татьяна…
        -     -     -
Татьяна, русская душою,
Сама не зная почему,
С её холодною красою
Любила русскую зиму.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Её тревожили приметы…
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь. 
       -     -     -
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Перед которой жизни даль.
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски.
И всё равно: надежда им
Лжёт детским лепетом своим.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюдца, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней.
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в тёмном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Чу…снег хрустит…прохожий;
                дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок её звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя?
                Смотрит он
И отвечает: Агафон.

        Довольно часто случалось, что гадания были не точны.
               
                /Слушаем «Хор девушек» - Девушки-красавицы и               
                душеньки, подруженьки…из оперы   
                П.И.Чайковского  «Евгений Онегин»/
               

           Хочу напомнить, что имя Татьяны было дано одной из 4-х дочерей последнего нашего императора Николая Второго. Эта царская семья вообще давала своим дочерям знаковые имена:
           Мария – имя матери Божьей,
           Ольга – Великая княгиня русская,
           Анастасия – Первая русская Царица.
И вот  Татьяна.               
           Из дневников её отца – Николая Второго – узнаём, что именно она (одна из всех дочерей) интересовалась государственным устройством. Она, несмотря на молодость, возглавляла Комитет по благотворительности (и это не была PR-акция, а действительно Комитет работал). Она сподвигла своих сестёр на работу в военных госпиталях: они принимали участие в перевязках раненых, в шитье белья для солдат.
           Отец любил её больше других дочерей и допускал мысль, что именно она могла бы стать российской Царицей, учитывая неизлечимую болезнь прямого наследника Алексея.
           Так что если бы не было событий 1917 года, то возможно жили бы мы в другой России, и правительницей у нас была бы Татьяна Николаевна. Но судьба распорядилась по-другому. Судьба оказалась крайне жестокой, и Великая княжна Татьяна вместе со всей своей семьёй приняла мученическую смерть.
       Эмалевый крестик в петлице
       И серого френча сукно,
       Какие прекрасные лица
       И как это было давно.
       Какие прекрасные лица
       И как безнадёжно бледны
       Наследник, императрица,
       Четыре Великих княжны.
 Позже вся загубленная императорская семья была канонизирована.
               

                /Звучит голос Б.Окуджавы «Молитва» или Ж.Бичевской/

           А теперь мы вспомним нескольких Татьян, связанных с поэтами.
           Я сейчас прочту одно четверостишье, и вы сразу поймёте, какого поэта я имею в виду:
И это я! Я, гражданин села,
Которое лишь тем и знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
           Да. Конечно, это – Есенин! И та баба, которая родила этого пиита, тоже звалась Татьяной – Татьяна Фёдоровна Есенина.

Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила,
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала, родимая, в купырях от боли;
Не дознамо печени судорога схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

     Татьяна Фёдоровна, поведя всю жизнь в селе, занимаясь крестьянским трудом – таким тяжёлым, но с детства понятным – не могла смириться с тем, что её сын живёт другой, не понятной ей жизнью. Они с мужем Александром Есениным так и не оценили, каким поэтом стал их сын. Вспомним тот момент, когда Сергей Есенин получил от матери письмо из родного гнезда:
Если можешь ты,
То приезжай, голубчик,
К нам на святки.
Купи мне шаль,
Отцу купи порты, -
У нас в дому
Большие недостатки.
Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет ходил
Ты в поле за сохою.
Стара я стала
И совсем плоха,
Но если б дома
Был ты изначала,
То у меня теперь была
Сноха и на ноге
Внучонка я б качала.
Но ты детей по свету растерял,
Свою жену легко отдал другому
И без семьи, без дружбы,
Без причал ушёл
В кабацкий омут с головою.
Любимый сын мой, что с тобой?
Ты был так кроток, так смиренен,
И говорили все наперебой:
Какой счастливый
Александр Есенин.
В тебе надежды наши не сбылись.
И на душе с того больней и горше,
Что у отца была напрасной мысль,
Чтоб за стихи ты денег брал побольше.
Хоть сколько б ты ни брал,
Ты не пошлёшь их в дом,
И потому так горько речи льются,
Что знаю я на опыте твоём:
Поэтам деньги не даются.
Мне страх не нравится,
Что ты- поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою,
Гораздо лучше б с малых лет
Ходил ты в поле за сохою.
Теперь – сплошная грусть,
Живём мы, как во тьме.
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б всё,
И при твоём уме –
Пост председателя 
В вол-исполкоме.
Тогда б жилось смелей,
Никто б нас не тянул,
И ты б не знал
Ненужную усталость.
Я б заставляла прясть твою жену,
А ты, как сын, покоил нашу старость.

    Мать есть мать. Она хочет уберечь сына от напастей, от трудного выбранного им пути, и поэтому ей горько, что она ничего не может изменить в его жизни. У самого Есенина стихов о матери и обращённых к матери – множество. Он и дочь свою назвал в честь матери – Татьяна.
    Из самых затаённых уголков души вырываются у поэта слова,  обращённые к той, что дала ему жизнь.

                /Звучит песня «Ты жива ещё, моя старушка…»/
Мать Сергея Есенина – Татьяна Фёдоровна – пережила сына на долгие 30 лет и скончалась в 1955 году. Для сына все эти годы были годами забвения.


       Вспомним ещё одну Татьяну – раннюю любовь поэта, нашего современника. Старшина 2-ой статьи матрос Николай Рубцов был отличным моряком и душой команды.
       С Татьяной Агафоновой он познакомился на танцплощадке, в Тотьме. Татьяна – хрупкая, миловидная девушка учится в Педагогическом училище.
И позже он вспоминал:
И юность, и плач радиолы
и полные слёз глаза
моей девочки нежной
во мгле, когда гасли огни…
Как я целовал их поспешно,
как после страдал безутешно,
как верил я в лучшие дни.

     И потом, когда Рубцов служил на флоте, Татьяна часто приезжала к нему на свидания в Мурманск. Но закончив педучилище, Татьяна была направлена в Среднюю Азию, и пути их разошлись. Николай сильно переживал, ревновал, и не зря. Татьяна вышла замуж. Замужество Татьяны стало крушением его первой любви и самым печальным событием в его жизни.
О том, как близким был тебе,
и о закатах пламенных         
ты с мужем помнишь ли теперь
в тяжёлых стенах каменных?
Нет, не затмила ревность мир.
Кипел. Но вспомнил сразу я,
назвал чудовищем Шекспир
её, зеленоглазую.
И чтоб трагедией души
не стала драма юности,
я говорю себе: «Пиши
о радости, о лунности…»
И ты ходи почаще в луг,
к цветам, к закатам пламенным,
чтоб сердце пламенело вдруг,
не стало сердце каменным.
Да не забудь в конце концов,
хоть не моя ты, не моя:
на свете есть матрос Рубцов,
он друг тебе, любимая.
                /Звучит песня «Ты у меня одна…»/

           И ещё один поэт, и ещё одна Татьяна.
Высокая, длинноногая, статная русская красавица. Они с Маяковским познакомились в парижском кафе. Они были так похожи друг на друга, так подходили друг другу, что люди благодарно им улыбались.  Любовь пронзила их обоих сразу. Маяковский, пожалуй, впервые, готов был жениться на Татьяне. Но ему надо было съездить в Москву, чтобы уладить кое-какие формальности и закончить издательские дела.
        А в Москве, как известно, проживала поэтическая муза Маяковского, его всепоглощающая любовь – Лиля Брик. Их отношения были довольно своеобразные: Владимир любил Лилю, а она любила своего мужа Осипа, а Владимира держала при себе, как бы на верёвочке. Лиля отпускала его пофлиртовать и даже способствовала этим лёгким романам, но если кто-нибудь задевал Владимира глубже, это её начинало сильно беспокоить и она тут же предпринимала все меры.
         Так было и на этот раз. Чувствуя, что Маяковский ускользает от её власти, она не давала ему возможности выехать в Париж. Он страшно терзался этим,  его томила затянувшаяся разлука с Татьяной, он испытывал сильные приступы ревности.               
       Владимир слал ей телеграммы, писал письма, то сентиментальные, то резкие. Одно письмо он написал ей в стихах. Оно так и называется «Письмо Татьяне Яковлевой»:
Уже второй.
        Должно быть ты легла.
А может быть и у тебя такое:
Я не спешу.    
                И молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить.
В поцелуе рук ли, губ ли
Ты одна мне ростом вровень.
Стань же рядом с бровью брови,
Дай про этот важный вечер
       рассказать по-человечьи.
В чёрном небе молний поступь,
Ругней гром в небесной драме.
Не гроза это, а просто               
                ревность двигает горами.
Но ты не верь, не верь грозам,
Не пугайся этой тряски –
Я взнуздаю, я смирю
Чувства отпрысков дворянских.
Мы к таким, как ты, нежны.
Вы нам здесь в Москве нужны:
Не хватает длинноногих.
Ты не думай, щурясь просто
Из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда, на перекрёсток
Моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь?               
                Оставайся и зимуй.
И это оскорбление
           на общий счёт нанижем.
Я всё равно тебя
                когда-нибудь возьму –
Одну или вдвоём с Парижем!

       Но взять  не удалось: русская красавица Татьяна Яковлева, не дождавшись возвращения Владимира, вышла замуж за богатого французского коммерсанта. А Маяковского через 1,5 года не стало.
                /И вот, в память об этой любви – старый, добрый романс
                П.Лещенко «Татьяна, помнишь дни золотые…»/


      А сейчас перекинемся в ХIХ век в подмосковную усадьбу близ прославленной Троице-Сергиевой Лавры, где в небольшом селе Никольское прошло детство и юность поэта Аполлона Майкова.
      Как часто потом, когда он жил в С-Петербурге или за границей, он вспоминал о тёмных елях и соснах, о лугах и болотах. И в такие минуты в нём возникал сердечный трепет и затаённый восторг об утренней заре своей жизни – о своей юношеской любви.  Это была крепостная девушка Танюша, бутончик ещё не распустившейся розы, и юный Аполлон старался быть с нею рядом.
Помню,
    мы не ждали ни дождя, ни грома.
Вдруг застал нас ливень
                далеко от дома;
мы спешили скрыться
                под мохнатой елью…
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце.
И под елью мшистой мы стояли
          точно в клетке золотистой;
По земле – вокруг нас –
                будто жемчуг прыгал,
капли дождевые,
                скатываясь с игол,
падали, блистая на твою головку
или с плеч катились
                прямо под шнуровку.
Помню,
      как всё тише смех наш становился,
вдруг над нами прямо
                гром перекатился –
Ты ко мне прижалась,
                в страхе очи жмуря…
Благодатный дождик!
       Золотая буря!


      На дорогах души пересеклись судьбы стареющего поэта Константина Бальмонта и юной Тани Осиповой. Ему под 60, ей 21. Когда начался этот мучительный плен, он сочинял ей:
Ты – голос бывшего, волнующе родной,
Ты – тонкая свеча пред тёмною иконой.
И я через моря иду к тебе одной,
А море лунное – как луч бледно-зелёный.
 
     К сожалению, Таня была неизлечимо больна. И как Бальмонт писал другу:
«Целый год моя любовь к ней и её любовь ко мне заколдовывали смерть…»
В 23 года её не стало.  «Такой потери в моей жизни ещё не было, и слезам моим нет конца». Ему говорили: «Стыдно быть влюблённым стариком, оставь ребячий вздор, погаси юношеское пламя…» Но он никого не слушал!

      Вспоминая Александра Сергеевича Пушкина, вспоминается ещё одна Татьяна  -  это цыганка Таня, голосом которой поэт наслаждался.  Накануне свадьбы, как заведено в народе, жених Александр устраивает мальчишник. По традиции полагается, что на это мероприятие приходят  одни «мальчишки». Но жених приглашает женщину – вот эту цыганку Таню. И эта Таня  поёт песню, которую петь до свадьбы не полагается (опять вопреки традициям). Она поёт «Матушка, матушка, что во поле тёмно…».
                /Песня звучит в исполнении Л.Зыкиной/
               
   Вспомним советское время – Великая Отечественная война.
Как много для нас значили имена героев войны, как потрясали нас подвиги Александра Матросова, Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской и др.
     Зоя Космодемьянская …
Как собачий лай, чужая речь.
Привели её в избу большую.
Куртку ватную сорвали с плеч,
Сапоги с трудом стянули с ног,
Гимнастёрку сняли, свитер сняли,
Всю, как есть, от головы до ног,
Всю обшарили и обыскали.
И стоит та девочка, как есть –
Тоненькая, русская, прямая.
Глухо начинается допрос:
- Отвечай! – Я ничего не знаю.
- Отвечай, не то тебе капут!
Он подходит к ней со злобой рьяной:
- Кто ты есть и как тебя зовут?
Отвечай! – Меня зовут - Татьяна.
Стала ты под пыткою Татьяной,
Онемела, замерла без слёз.
Босиком, в одной рубашке рваной
Зою выгоняли на мороз.

      Это та Зоя, которая приближала победу; та Зоя, которая под пытками назвалась Татьяной, видимо потому, что у неё был идеал – героиня Гражданской войны – Татьяна Соломаха.

     И было время в нашей жизни, когда имя Татьяна было желанным и, значит, распространенным. И появились у нас в советское время такие известные и любимые нами Татьяны: Пельтцер, Шмыга, Доронина, Самойлова и др. И не случайно, наверное, известный в те времена драматург Арбузов одну из своих пьес назвал «Таня», а в к/ф «Разные судьбы» (шедший с большим успехом) имя главной героини было Татьяна, да и роль её исполняла красавица Татьяна Пилецкая.
     А Татьяна Самойлова -  исполнительница главной роли в к\ф «Летят журавли». Фильм завоевал «Пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, а саму Татьяну Самойлову добивался Голливуд.               
      А Татьяна Доронина –  «Три тополя на Плющихе» и здесь же Татьяна Лиознова.
      А ещё раньше лицо неподражаемой красоты Татьяны Окуневской. Все знаковые мужчины той поры были влюблены в неё: и писатель Борис Горбатов, и Константин Симонов, а маршал Югославии Иосип Броз Тито вообще был готов жениться на ней.

       А сейчас в заключение в честь всех Татьян, которых мы вспоминали, и всех Татьян, находящихся в зале,  -  четверостишье:
Есть в этом имени тепло,
Оно на сердце мне легло.
Хотя в январские морозы
Мы празднуем Татьянин День,
Но не страшны зимы угрозы
Питомцам русских деревень.
Сегодня день искристый, яркий,
Мороз и солнце, как всегда,
И всем Татьянам – по подарку,
Чтоб не грустили никогда!               
                /Слушаем песню «Слава женщине»/


                К  О  Н  Е  Ц               
               


Рецензии