Колонизатор

 В советское  время  это  имя  было по идеологическим причинам  подзабыто. Как-никак царский генерал, расширявший пределы империи…  Памятники  и мемориальные  доски одному  из отцов-основателей  Верного,  первому генерал–губернатору Семиреченской  области  были  разрушены. В независимом Казахстане его тоже не жалуют. Вот как   подали  школьникам   его деятельность  авторы  учебника   «История  Казахстана» для  8 класса:  « Генерал- губернатор  Степного края Г. А Колпаковский  одним  из первых  активно взялся  за переселение  в Казахстан  казаков  и крестьян с целью…  удержать завоеванный  край.  К примеру , в 1867 году  было создано Семиреченское  казачье  войско.  Началось  массовое  переселение  в регион российских  крестьян.»    
 Короче, колонизатор и  все!   О полезной  стороне деятельности Г. Колпаковского и других русских  ни слова. А она, как ни крути, была.
Да!  Именно он  издал « Правила  переселения  крестьян  в Семиречье», он  всячески  привлекал  сюда российских крестьян, основывал  многочисленные  станицы  и села.. Везде  зазвучала  русская  речь, появились церкви и храмы, новые  обычаи  и  традиции   А это  значит, что местному  казахскому  населению пришлось поделиться     частью   плодородных  земель, годных  под  земледелие  и скотоводство. Тогда особых протестов это не вызвало, тем более, что курултай казахской знати на реке Лепсы в 1846 дал добро на приход в Семиречье России.

 Да, уже после смерти Г. Колпаковского благодаря узколобой и эгоистичной политике правительства России, ограбившей собственных крестьян в ходе реформы 1861 года, сюда хлынул поток обездоленных, а поэтому жадных переселенцев и казахов интенсивно начали вытеснять в горы и пески… Дело дошло до революций и восстания 1916 года. Но это было после… А пока благодаря Г.Колпаковскому и его команде более  интенсивно и продуктивно начали  использовать  природные  богатства  края.  К чести  большинства  русских  и казахов  они   с пониманием   и вполне  терпимо отнеслись  друг к  другу,  а неизбежные  противоречия  и стычки  из-за  потрав  барымты и другого неплохо решались  официальными  выборными  лицами-  волостными и аульными  старшинами,  биями и губернатором.    Не  случайно за  период  с 1865  по  1905  год  в  Семиречье  не  отмечено  серьезных  социальных и  межнациональных  потрясений.

  Потому что  он  из тех  россиян, которые  несли  в присоединенные  края  цивилизацию  и  добро.  А возможно ли такое с колонизаторами?    Фарида  Жумбакина-  казахский  историк  и публицист   в  статье «Идеальный  правитель  для    Центральной  Азии. Памяти генерал-губернатора  Колпаковского» -одна из немногих, кто  воздает  должное  этому  незаурядному  человеку, администратору, генералу и политику.
     Читаешь и невольно задумываешься о понятии « колонизация».   Сегодняшние национальные историки вкладывают в это понятие  лишь негатив. Пришли, иноземцы, захватили наши земли, отменили наши и установили свои законы, везде  заняли  главенствующее положение… Между тем, понятия  «колонизация», «колония»  имеет несколько смысловых уровней  и причем далеко не негативных.   Вот самые  известные примеры. 
В VII-V  веках до н.э. происходила, так называемая, « великая  колонизация» греков на соседние территории по берегам  Средиземного, Эгейского, Мраморного и Черного  морей . В итоге  все более или менее значимые сегодня города в Италии, Испании,  Турции, по черноморскому побережью России, Украины, Болгарии основаны колонизаторами-греками. Они селились на пустующих землях по берегам морей и рек, а иногда вытесняли местные племена или договаривались с ними, основывали свои поселения и  города-государства, распахивали близлежащие поля, строили дома, храмы и ремесленные  мастерские.  Там, где  местные племена  были организованы, воинственны, греки подчинялись их правителям, платили налоги или убирались вон.  Колонизацией занимались финикийцы и другие народы.

   Колонии, прижившись, стали выгодны  местным  народам как  центры торговли, передового ремесла, культуры.  Местные  вожди  очень быстро это поняли и даже стали бороться за города- колонии, но не для того, чтобы  их уничтожить, а чтобы контролировать и получать доходы. Древние этруски, иберийцы,  македонцы,  скифы  и  другие многочисленные местные народы и  их  потомки вовсе не обижаются на греков за их города и колонии.  Сегодня никому в голову не придет обвинять древних греков в  геноциде итальянцев, испанцев или причерноморских скифов, на землях которых они построили свои города-государства.  Наоборот,  все восхищаются их  образцами демократии,  ремесла и культуры.  Они дали мощный  культурный импульс отсталым пока еще местным  племенам.    Придет время и местные племена встанут на ноги и займут  главенствующее положение на земле своих предков.

    Так же правители тюркских  каганатов быстро оценили  выгоды южных  городов, построенных во многом согдийцами , боролись за них и  держали  их  под неусыпным контролем, извлекая  немалую  выгоду.   Характерный пример дали и монголы.   Захватив  в ХIII  веке  полмира, разрушив и опустошив города, они очень скоро на специальном  курултае приняли решение восстанавливать  городские  стены, поощрять строительство городов и торговлю, не  убивать беспричинно инородцев.
      Кто сегодня будет утверждать, что не приди пронырливые  и агрессивные европейцы в Америку, индейцы  сами смогли бы  поднялись до столь мощных государств, какими  сегодня  являются  США, Канада, Мексика, Бразилия,  Аргентина...?
   Тут возникает ещё одна страшилка под названием «насилие». Если непредвзято посмотреть на всю историю человечества, то насилие, как метод решения политических, экономических и культурных вопросов был, пожалуй, на первом месте. Кто-то даже произнёс историческую фразу, что насилие это повивальная бабка истории…  Англия в 1066 году была захвачена норманнами из соседней Франции, которые утвердились здесь навсегда. Они, по сути, колонизировали страну, сменили  элиту, переделили земли, установили свои законы и традиции.  И что?  Считать всех правителей нормандской ветви незаконными?   Но тогда  и казахских ханов нужно считать незаконными, поскольку они чингизиды монгольского происхождения и пришли сюда отнюдь не по просьбам местного населения, а попросту захватили обширные степи и города и установили свои порядки на 500 лет.  Тогда и гуннов , и тюрков….
А вспомним, как крестил Русь князь Владимир или  внедрял ислам правитель Могулистана Тоглук-Тимур, как в XIX веке объединялись Германия и Италия…
   Тогда все принимали этот закон силы сравнительно легко. Особенно  простой народ, которому не все ли равно кому кланяться и платить  налоги..  Лишь бы была безопасность, сохранилась семья, свои  привычный уклад жизни, религия и возможность  иметь  кусок  хлеба. Все прекрасно понимали, что если ты слаб и разобщен- неизбежно станешь жертвой более сильного соседа. И старались не упускать своих  возможностей, если таковые появлялись.

    Кроме  путей стать завоевателем или  колонией был еще и третий путь. Он заключался в том, чтобы не ждать, когда тебя завоюют, разрушат и разграбят, а самому добровольно войти в состав сильного государства и воспользоваться его покровительством, платя, естественно, определенный  налог.  Так делали во все века,  как отдельные люди, подчиняясь сеньору, так и малые  страны, находя себе сильных  покровителей. Институт вассалитета  процветал все средние века в Европе. Таким путем в состав России вошли Грузия, Азербайджан, Армения, Украина и многие малые  народности и племена. Да и в истории местных племен и родов Казахстана много было случаев, когда они добровольно или под  угрозой  разорения подчинялись  иноземцам, считали «старшим  братом»   монголов, китайцев, хивинцев, кокандцев...
Возвращаясь к Г.Колпаковскому многие источники, кроме авторов школьных учебников  отмечают, что  генерал-губернатор прилагал все усилия, чтобы установить добрые отношения между казахами и русскими переселенцами, заботясь о защите последних, и не дозволяя ни малейшего насилия и несправедливости к первым.

 Герасим Алексеевич Колпаковский родился  в  1819 году в Харьковской  губернии  в  небогатой  дворянской  семье.  В 16 лет  поступил рядовым-вольноопределяющимся  на  военную  службу.  Знание  вкуса  солдатской  каши, незаурядные  умственные, организаторские и полководческие  способности,  личная  храбрость,  честность  позволили  ему  сделать  блестящую  карьеру. Забегая  вперед, скажем, что он    был награжден  практически  всеми  высшими  наградами  Российской  империи,  а  в 1885  году  был  произведен  в полные  генералы, что  для человека, не  имевшего  специального  военного образования, начавшего  карьеру  с  рядового, было редчайшим  событием  в российской истории.
  Он был  участником  многих  походов  на  Кавказ,  в Молдавию,  Валахию,  Венгрию.  В 29 лет  он   уже награжден двумя  орденами, а в 1852 году    стал  адъютантом  командующего  Отдельным  Сибирским корпусом и Западно-Сибирского генерал- губернатора Г. Х. Гасфорта .

В 1858 году его назначили на должность начальника Алатавского округа и пристава киргизов(казахов) Большой Орды (Старшего жуза).  На его место  адьютанта  был  назначен 18-летний корнет Чокан Валиханов.
     Назначение было не случайным. Г. Х. Гасфорт предвидел будущее значение Семиречья, как культурной окраины, могущей по своим почвенным и климатическим условиям дать больше блага, чем холодная Сибирь. Он рассчитывал, что  Колпаковский, познакомившийся и с более высокой земледельческой культурой во время молдавского и венгерского походов, приложит свое старание и энергию к тому, чтобы создать нечто подобное и в Семиречье.
Генерал не ошибся.
 
     Мирному ходу работ по заселению нового края препятствовала обстановка на южной границе. Осенью 1860 года 20-тысячная кокандская армия Канагат-шаха вторглась в Заилийский край.  Колпаковский опередил врага.   Оставив в  Верном  гарнизон,  в  который  вошли в основном   инвалиды, женщины,  старики  и дети,   сам, возглавив отряд в 800 бойцов,  выступил  навстречу  Канагат-шаху. Решающий  бой  состоялся  21  октября  1860 года под Узун-Агашем.  Штыковой  и  рукопашный  бой  продолжался   целых  9  часов.   Сам  Колпаковский   в этом  бою был  контужен. В этом бою подтвердился суворовский тезис, что побеждают не числом, а умением.
Весть о победе под Узун-Агачем прогремела не только по степи, но и вызвала восхищение в Петербурге. Всем нижним чинам было выслано по рублю серебром и множество знаков отличия для наиболее достойных, среди  которых- право ношения  на  папахе  особого  воинского знака « За  отличие  в 1860 году».  Самому Колпаковскому было присвоено звание полковника и вручен орден Св. Георгия IV степени.
 
   Став с этого времени генерал-губернатором Семиречья, командующим войсками и наказным атаманом казачьих войск, Колпаковский деятельно принялся за устройство края. В Верный были приглашены высококлассные специалисты - архитекторы П. Зенков и Г. Серебряников, лесоводы А. Фетисов и братья Баумы, историки Н. Аристов и Н. Пантусов, фотографы Лейбины, художник Н. Хлудов и другие.
     Город и близлежащие станицы строились по принципам планировки русских городов. Убедившись в непрочности каменных строений, сложенных на глине, он поручил специалисту-технику разыскать в окрестностях Верного известь.  Теперь здания с  использованием  цементного  раствора  имели гораздо большую   сейсмоустойчивость.

     Предметом особой заботы были лесопосадки. Городские власти строго следили за их сохранением и приумножением. "Дровяное топливо" заменялось кизяком, скот с территории лесопосадок немедленно выдворялся. Чтобы исключить вырубку деревьев в окрестностях Верного, губернатор установил там охрану. Нарушителей наказывали в судебном порядке. До сих пор горные ущелья - Бутаковское, Лебединское, Каменское и другие - сохранили имена тех  первых защитников природы.
     По приказу губернатора каждый горожанин должен был посадить два тополя, а во дворах сажались плодовые деревья. Домовладельцы периодически составляли "именные списки" с указанием состояния деревьев. Нужный для разведения садов посадочный материал (семена, черенки плодовых деревьев и пр.) отпускался из верненского казенного сада бесплатно.

    В 1865 году бывший крепостной крестьянин Егор Редько, уезжая из Воронежской губернии в Семиречье, взял с собой   в  кадках несколько саженцев яблони "апорт". И хотя путь на перекладных занял более года, он бережно хранил эти саженцы. По приезде в Верное садовод-любитель высадил их, и ничем не примечательный у себя на родине "апорт" дал великолепные по вкусу и величине плоды. Первоначально его называли "редьковским яблоком". За выведение этого уникального сорта Герасим Алексеевич вручил Егору Редько Большую золотую медаль.
   С переездом воронежских переселенцев садоводство в Верном начало быстро развиваться. Колпаковский поощрял садоводов подарками, денежными пособиями, и вскоре весь город превратился в сплошной сад.
 
    В 1878 году губернатор в виде опыта выслал три колоды пчел сельским жителям на Иссык-Куле. Условия Иссык-Кульской котловины оказались самыми лучшими, и пчелы начали быстро размножаться.  Пчеловодство  быстро  распространилось и в  Северном  Семиречье. За развитие садоводства и пчеловодства, которое начало распространяться в Пишпеке, Пржевальске , Северном  Семиречье  и  других частях области, Колпаковский был награжден медалью Бутлерова.
   Летом 1872 года во избежание распространения гулявшей по России холеры был издан циркуляр, по  которому  все дворы, арыки, улицы, окрестности населенных пунктов очищались от мусора. Улицы ежедневно поливались водой. Было запрещено полоскать белье в ключах, откуда бралась вода для пищи, продавать некоторые виды овощей.  Благодаря  этому  эпидемия обошла стороной Жетысу.

     Не  забывали  и  про  другие  стороны жизни. В  Верном были построены первые школы,  а  позже самых одаренных учеников разных нацианальностей отправляли на учебу в Петербург, Омск, Казань. В 1877 году здесь же был учрежден пансион при мужской гимназии с общежитием и полным содержанием учащихся. Открытием детского приюта, было положено начало заботе о детях-сиротах и беспомощных родителях - без различия происхождения и вероисповедания.
   Развивалась и культурная жизнь.  В 1870 году в Верном стали выходить "Семиреченские областные ведомости", начали работать четыре типографии.
Полноценный  театр генерал-губернатор не  смог  организовать, однако  за отсутствием театра появилось "Общество любителей драматического искусства",  где ставились пьесы Н. В. Гоголя и А. Н. Островского.

   Известно, что Колпаковский был членом Императорского общества любителей естествознания, этнографии и антропологии. Он вел переписку с Чарльзом Дарвиным и другими британскими учеными, несмотря на обостренные внешнеполитические отношения двух империй.  Собирал восточные рукописи в походах по Туркестану, проводил подводные исследования Иссык-Куля. Организовывал в России и Европе этнографические  выставки, отображавшие обычаи, традиции, быт народов Степного края.    Изделия казахских мастеров экспонировались на Парижской всемирной выставке 1868 года (ювелирные и ковровые изделия, одежда), на Политехнической выставке в Москве в 1872 году (музыкальные инструменты).

    Его многогранная деятельность была отмечена Большой золотой именной медалью Императорского общества. Благодаря деятельности "первого головы Семиречья" в Верный приезжали экспедиции различных научных обществ. Он   помогал экспедициям Ч. Валиханова, И.Мушкетова, Н. Северцова, Н. Пржевальского. Знаменитый сибирский краевед Н. А. Абрамов сделал первое описание  Верного.
     По инициативе губернатора Колпаковского в Верном был создан музей, а при нем - библиотека. По приказу Колпаковского был основан Ботанический сад с зоопарком.
   Когда в России начался сбор средств на памятник Пушкину в Москве, его поддержали и в Семиречье.
   11 декабря 1881 года Герасим Алексеевич был удостоен звания Почетного гражданина города Верного. Впоследствии Колпаковского назначили генерал-губернатором Степного губернаторства, куда входили Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области, а в 1889 году он был зачислен членом Военного совета Российской империи и уехал в Петербург. Там, в Северной Пальмире, он жил на Невском проспекте и до последних дней он вел переписку со старыми друзьями из Верного.

Умер Герасим Алексеевич после тяжелой болезни 23 апреля 1896 года.    В память о Колпаковском были названы улицы в Верном (ныне проспект Достык) и Пишпеке, село в Семиречье, ледник в Терскей  Алатау, первый пароход на реке Или, городское училище. Учреждено было несколько стипендий в учебных заведениях края.
«Это был один из тех, редких людей, в руках которых все то получает жизнь, до чего прикасаются они". Так вспоминал о первом генерал-губернаторе весной 1900 года областной врач Н. Л. Зеланд.
Вот такой был деятельный  человек,  генерал и  администратор ! 
 Из книги А. Нижникова  «Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе»


Рецензии
Очень хорошая статья.

Николай Орехов   15.10.2020 09:56     Заявить о нарушении
Благодарю за хороший отзыв.

Александр Нижников   16.10.2020 06:51   Заявить о нарушении