Это сегодня мы знаем, что... А 31 октября 1988

Это сегодня мы знаем, что разработчик Алексей Ратушный построил реально действующий механизм стабилизации расписания занятий в школах.

А 31 октября 1988 года этого не знал и не понимал никто из окружавших разработчика людей.

У Алексея было одно преимущество: он к такой ситуации был реально готов и прекрасно тренирован.

Почему?

Потому что он имел опыт феноменальной разработки ранее.

Он открыл миру Мерцающие шахматы, а мир оказался к этому открытию реально не готов. В истории такое уже случалось сплошь и рядом и даже возникла сопровождающая такие события формула: «Он намного опередил своё время». Поэтому личное переживание и проживание интеллектуального одиночества для Алексея было не внове. Уже семь лет его успешно тренировала Система. Нет, он не съехал с катушек и не пригорюнился. Он всё детство занимался своими собственными разработками и не отказывался от этих занятий и впредь.

Он занимался исключительно тем, что было интересно лично ему. Пока позволяла молодость, он с удовольствием швырял доски металлическим крючком из канадской пилы на своей торцовке.

Ему нравилось подчинять себе собственное тело и укрощать завалы из тысяч переплетённых досок. Ему нравилось пламя в топке содорегенерационного котла в ТЭЦ-2 на Соломбальском ЦБК. Одну смену он топил котёл, одну смену кидал доски, а на третью, случалось, шел вести семинары в Архангельском медицинском институте. И все свои работы и занятия он искренне всем сердцем любил!

И в силу изложенного он единственный не расслаблялся, а отрабатывал марафонскую дистанцию своего эксперимента ровно и мощно.

Ежедневно он проводил не менее 30-36 общений с педагогами – участниками эксперимента и только в середине декабря, когда уже стало очевидно – прорыв осуществлён и модульное расписание работает «как часы!» он переключился на другие важные вопросы и в первую очередь на проработку вероятной траектории дальнейшего движения четвёртой школы.

Кроме этого его очень интересовали «чистый блок шестых классов», «ночной класс», «гибкий модуль», разработка модуля школы иностранных языков, общее приближение к модели будущей школы старшеклассников.

То есть работы разработчику хватало.

А ведь в это время он всё ещё работал классным руководителем и в «своём классе» проблем тоже хватало, не в последнюю очередь с родителями двух девочек – шестиклассниц.

Сегодня кто вспомнит и тот шестой класс и его родительские проблемы… Пройдёт время и некоторые проблемы родителей Урая приобретут чернопророческий оттенок.

Один папа пнёт свою дочку за позднее возвращение с дискотеки так, что девочка скончается.

В другой семье девочка в подростковом возрасте потребует себе отдельную жилплощадь, затем уедет из Урая м вскоре погибнет. Были свои вопросы и по судьбе Дома ребёнка, школе для детей с задержкой развития… Он вникал в каждую тему. Модульная технология требовала проработок всех этих вопросов уже не на теоретическом, а на конкретно-практическом уровне. Ему задавали вопросы, на которые он был готов отвечать ещё два года назад, но надвигались новые вопросы, и он обязан был опережать все возможные версии развития дискуссии по каждому из пунктов.

Естественно, его оппоненты не знали, что уже в школе он каждый свой разговор рассматривал как поединок и вёл каждый бой до конца, до полной и абсолютной победы.

Иногда он демонстрировал своим ученикам пример такого отношения на игре «в города».

Начинали по кругу как обычно, но постепенно играющие выбывали и тогда в конце он предлагал всем одновременно играть против себя одного. После чего он показывал им – своим оппонентам – цепочки наименований городов планеты по буквам: А-К, К-К, К-А, О-К, Р-В, В-А, В-К…

Амурск, Ангарск, Архангельск, Ачинск, Красноярск, Красногорск, Красноборск, Калькутта, Кушва, Кинешма, Омск, Орск, Обнинск, Ростов, Ржев, Варшава, Владивосток, Вельск, Вольск, Витебск и так далее. Цепочки были длинные. И тогда ученики понимали, что на самом деле никакого «поединка» в «игре» не было. В предварительной проработке «вопроса» преподаватель имел чудовищный перевес. Примеров заготовленных «споров» у него было так много, что в большинстве случаев это была игра в одни ворота. Некоторые заготовки он в дальнейшем выложит в форме «лекций», которые, естественно, практически никто читать не будет.

А вот на экспериментальной площадке вполне конкретные специалисты в дым проигрывали свои короткие схватки с «научным руководителем» и никак не могли поверить, что всё им сказанное выработал он сам, самостоятельно, как раз во время длительных вылёживаний в разнообразных лечебницах. Вот где позитивно сказались пятнадцать тяжелых воспалений лёгких и не менее сорока ангин! И каких только плевритов и бронхитов он не познал на своём личном опыте!

А ведь случались и сердечно-сосудистые проблемы. После тонзилл-кардиального синдрома уже в техникуме он полгода не мог ходить! И едва встав на ноги рванул в Вооруженные силы. Боялся, что ещё пара таких бяк и его просто не примут. А как жить парню, не отслужившему срочную? Он был воспитан так, что без службы своё дальнейшее развитие не мыслил. И попал пусть не на ПЛ, но всё-таки в морской флот! И эти три года несмотря на все тяготы и лишения вспоминал потом с благодарностью.

Нет, экспериментальная проверка технологии прошла успешно во многом благодаря тщательной проработке деталей задолго до.

Но одного момента его начальники никак не могли взять в толк.

Внешне казалось, что всё он решает легко и просто.

Они пытались воспроизвести опыт, но ничего не получалось.

Иллюзия трансляции опыта была, а трансляции на самом деле не было!

Вот это их – руководителей всех уровней – буквально выводило из себя.

Между тем хорошие примеры на сей счет имелись и в его педагогическом активе.

Любопытна в этом отношении знаменитая мини-игра короля и ладьи против одинокого короля, когда ладья имеет право сделать ровно один ход!

Ладью ставят на с1, короля на а1, а короля противника на а8. И понеслось!

Играющий королём первый раз моментально получает мат и говорит, что «всё понял».

Меняются сторонами, и несчастный никак не может поставить мат!

-Давай, покажу еще раз, - радостно предлагает тренер.

История повторяется. Мат в несколько ходов!

-Теперь понял? – спрашивает тренер.

-Да! – отвечает ученик и опять не в силах выполнить намеченное.

Мата не получается.

Цель тренера в этом тренинге – добиться рефлексии собственного непонимания со стороны ученика.

Рано или поздно обучаемый начинает понимать, что он реально не понимает!!!

Аналогичную задачу решал и экспериментатор-разработчик во время эксперимента.

Только осознав чудовищную глубину собственного непонимания специалист начинает серьёзно относиться к необходимой в каждом деле счётной фазе проработки материала.

Чем занимается шахматист за доской? В норме он считает варианты.

Можно долго и разнообразно представлять эту счётную фазу, но без неё качественная игра невозможна!

Разработчик образовательных технологий точно также занят в первую очередь счетной работой.

Только в образовательном поле число вариантов на порядки больше, чем за шахматной доской.

Простейший пример – режим работы туалетов в школе. Сколько раз в течение трех часов ребенка потянет в туалет? Пока нам не важен «правильный» ответ. Мы строим общую модель. Предположим: один раз. Значит за один трехчасовой поток каждый ребенок должен хотя бы раз попасть в туалет. Пока мы игнорируем время его пребывания в этом заведении. Мы смотрим сколько у нас детей в школе на этом потоке. Допустим шестьсот. Это означает, что туалеты в школе должны суметь принять шестьсот посещений за три часа. Допусти у нас шесть туалетов.

Значит за поток каждый туалет должен принять сто посещений. Три часа это сто восемьдесят минут. Значит на каждое посещение в идеале выделяется 1 минута 48 секунд.

Однако на потоке есть уроки и есть «перемены». Уроков на потоке всегда четыре. Это или три перемены или одна большая при технологии "парами". Таким образом…

Дальше вы уже сами можете найти ответы на все интересующие вас вопросы. Сколько реально мест должно быть в каждом из туалетов, чем туалеты для мальчиков должны отличаться от туалетов для девочек, и так далее и тому подобное.

Работа разработчика это долгая, трудная, тяжёлая и, в общем-то, довольно скучная работа.

Это километры графиков и миллионы ячеек таблиц, это бесконечная антропометрия, хронометраж, работа с частотными массивами, характерологическими таблицами, обработка моря мультиплетных сценариев, формирование блоков программ и подпрограмм, выяснение необъятного числа мельчайших подробностей и непрерывный по нарастающей подсчёт рисков и угроз. Недоучёт мельчайших деталей ведёт к педагогическим катастрофам.

Оппоненты Алексея не догадывались, но он имел тяжелейший личный опыт проживания и переживания такой катастрофы. Мальчик из параллельного класса сгорел мгновенно, погнавшись за котёнком, юркнувшим в электрический щит, неплотно закрытый. О таком не забыть и мозг вновь и вновь возвращается к деталям трагедии.

Организатор обучения массы детей обязан просчитывать чудовищные массивы информации и каждый новый штрих, и каждая новая деталь требуют и осмысления, и качественного ответа.

Но самая важная "деталь" в активностях разработчика - это тотальный отказ от собственных амбиций. Не амбиция, не желание славы, почестей и наград двигает им. Настоящим разработчиком педагогических технологий двигает боль, сострадание и бесконечная любовь к детям. Ко всем детям земли. И это так больно, что пока не придумано слов, чтобы реально выразить эту боль словами.


Рецензии