Руки дипломата. История 3. О скелете-приятеле

О том, как отец вместе со скелетом немецкий язык учил

Какими чертами характера должен обладать дипломат?
Как он должен выглядеть?
Да и много ли мы о них знаем о них, о дипломатах?
Признаться, мне сразу вспоминается шведский посол из популярного фильма советских времён "Иван Васильевич меняет профессию": странное кружевное жабо, орден на груди, блистающий драгоценными каменьями, нелепые туфли с острыми носками, настороженный, неприветливый взгляд - и сильный иностранный акцент.
"Кемскую волость" ему подавай, видите ли.
Но это, конечно, пародия.
Над таким "дипломатом" можно только посмеяться.
А в жизни как?
Многие думают, что настоящий дипломат всегда ходит в белоснежной отутюженной рубашке, строгом галстуке, до блеска начищенной обуви. И непременно - с кейсом.
Вернее, с "дипломатом" - как называли несколько десятилетий назад чемоданчик, в котором, вероятно, хранятся важные документы.
Что он всегда спокоен, сдержан, корректен.
А ведь дипломаты - живые люди.
Только вот от обычных людей их отличает знание так называемого "придворного этикета", безупречная вежливость, внимательность к собеседнику - и умение держать себя в руках в непростых ситуациях, которых в дипломатической работе ох как много встречается.
Но есть и еще одно качество, без которого дипломату - ну никак.
Что же это за качество такое?
Оно помогает сотруднику дипломатической службы найти достойный выход из самой непростой, даже щекотливой ситуации.
Открою вам секрет: это чувство юмора.
Без улыбки, без юмористического взгляда на жизнь, без вовремя прозвучавшей шутки любые важные переговоры могут зайти в тупик. Такой юмор способен разрядить почти любую сложную ситуацию, возникшую в процессе переговоров.
Говорю это как профессиональный переводчик, не раз на таких переговорах присутствовавший.
И чувство юмора должно быть не вымученное, не притянутое за уши, не надуманное, а естественное, природное, свойственное конкретному человеку во вполне конкретной ситуации.
Часто я задумываюсь, почему мой отец, "человек от станка", "рабочая косточка" (как таких людей когда-то называли) сделал блестящую карьеру: от слесаря пятого разряда на вертолетном заводе до консула, советника в Министерстве иностранных дел.
И недавно я сделала открытие: именно прирожденное чувство юмора помогло отцу в его работе.
Отец - человек простой, поэтому его юмор не всегда блестящ и изыскан. Но часто именно грубоватые, "мужские" шутки помогают человеку посмотреть на непростую ситуацию по-доброму, с улыбкой.

Отец очень любит рассказывать небольшие истории из детства, из молодости, чтобы собеседник улыбнулся, посмеялся, настроился на позитивный лад.
Просто так, чтобы, как говорится, поддержать компанию.
Одна такая веселая история, рассказанная отцом не единожды, вспоминается мне чаще остальных, потому что прекрасно характеризует моего отца.
Всем понятно, что дипломат - никакой не дипломат, если он не знает иностранных языков. Без этого никуда. Это чисто профессиональный навык, которым должен владеть каждый дипломатический работник.
Мой отец знает три иностранных языка: немецкий, английский и немного датский.
"Как он их выучил?" - спросите вы.
Вопрос вполне резонный.
В шестидесятые годы в Подмосковье, в Малаховке, где жил тогда мой отец, возможностей изучить иностранные языки не было практически никаких - кроме школы рабочей молодежи, которую посещал мой отец после работы.
Был он молод, но времени свободного имел мало.
Он приходил в класс первым (чаще всего ранним утром) - и делал домашние задания прямо там, в классе биологии. Садился за первую парту, а рядом с ним стоял … самый настоящий человеческий скелет!
Стоял, скалил свои жёлтые редкие зубы - и смотрел пустыми глазницами в учебник немецкого языка, который лежал на парте.
Учил немецкий язык - за компанию с моим отцом.
Только вот пригодится ли он - скелету?
Забавная картинка, не правда ли?
Иногда отец поднимал голову от учебника - и видел скелет человека.
И, когда мой отец закончил вечернюю школу, ему первое время очень не хватало этого страшного костяка, который стал ему самым настоящим приятелем.
Такое соседство на мой взгляд прекрасно воспитывает хладнокровие.

Иногда, когда я сижу у себя в квартире и что-то пишу, у меня возникает шальная мысль: "А не поставить ли мне рядом с письменным столом - скелет?"
Так, в качестве собеседника...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:)))

ФОТО: кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"


Рецензии