Три страсти. Страсть третья - грибная охота

Тема сбора грибов, несомненно, является излюбленной для многих авторов портала «Проза.ру». Литераторы увлечённо повествуют о своём хобби: местах произрастания пластинчатых и трубчатых плодовых тел; количестве собранных грибов и их видах; организованных для тихой охоты, компаниях единомышленников; способах заготовки грибов.

 Свои заповедные места настоящие грибники никогда не рассекречивают. На вопрос особы, проявившей интерес к месторасположению сбора грибов, сдержанно отвечают:

— В лесу.

 Тихая охота, дело сокровенное, не «компанейское». Один-два человека, в крайнем случае три – оптимальное число сборщиков.

 Прочитав рассказ Анатолия Бешенцева "Мотопробег" о коллективной поездке сотрудников учреждения за грибами, я живо представила себе лес с обилием подосиновиков. И заключительный этап экспедиции - возвращение грибников в город: полный автобус полуобнажённых мужчин и женщин (снятая с себя одежда служила тарой для складирования даров леса).
 
В очередной раз я убедилась в правоте высказывания моей сестры, Марии Янцевич, заслуженного учителя Российской Федерации, утверждающей, что на женщине всегда должно быть надето безупречное бельё.
 
Во-первых, в такой «экипировке» чувствуешь себя комфортно; во-вторых, вдруг плохо станет и в обморок «грохнешься»? В больнице санитарки снимут верхнюю одежду с «бесчувственного» тела, а там …

Едва дослушав сестру, я по-хулигански добавила:

— А в-третьих, вдруг придётся раздеться в приличной компании?!

Для сослуживиц Анатолия Васильевича третье «вдруг», наступило во время поездки за грибами.

 У меня, откровенно говоря, закрались сомнения в достоверности повествования почитаемого мною автора в части внушительного количества подосиновиков, собранных экспедицией.

Если бы не рассказанные мне буквально за несколько дней до прочтения произведения, воспоминания моего друга, Наумовича С. Н.

Степан Николаевич, непревзойдённый знаток строительного дела, в молодости поехал на заработки в село Знаменское Омской области. Рассказав о климатических особенностях тех мест, он неожиданно переключился на любимую грибную тему:

— Гавриловна, там белые грибы появляются все – и сразу! Вы не представляете, сколько их! Я такого грибного изобилия никогда не видел! Уже и не помню, сколько я тогда набрал боровиков!

 Задумавшись на секунду, визави добавил:

— Но! Это грибное счастье длится всего три-четыре дня!

Никогда ранее я не замечала за своим другом намеренного искажения фактов, он всегда говорит правду. А сейчас – врёт, как сивый мерин! Так не бывает! Грибы надо искать! – подумала я, слушая «басни» Степана Николаевича.

Спасибо Анатолию Бешенцеву, своим рассказом реабилитировавшего доброе имя моего приятеля; он говорил правду о несметном количестве грибов в одном из регионов России.

В наших местах каждый гриб надо выходить-выискать. Поэтому радуешься каждой находке и внимательно осматриваешь место её обнаружения – не упустить бы грибного родича, спрятавшегося под упавшие листья или хвою.

Я выделила из эмоциональной речи моего собеседника фразу:

 «Уже и не помню, сколько …».
 
Дело в том, что в нашем посёлке заядлые грибники считают результаты похода в лес; подсчёту подлежат только белые грибы.

Обычный для грибного сезона диалог:

— Я вчера сто семь боровиков взял!

— Это – что! Вот я, под Краглевичами (деревня близ Телехан), двести тридцать девять! Все – красавцы, средней величины, один в один!

Естественно, указанное место сбора грибов - дезинформация. Озвученное сборщиком количество грибов может значительно отличаться от реального их числа; главное, для создания у собеседника ощущения правдоподобия, не называть круглую цифру добычи.

 До сих пор в нашем посёлке цитируют грибника Ростислава Б., который поставил своеобразный «рекорд»:

— Я встал в четыре часа утра и пошёл в лес. Набрал сто двадцать шесть боровиков – целую пилотку!

Тихой охотой я «заболела» в детстве. Ближайший лес располагается сразу же за каналом Огинского, в пяти минутах ходьбы от родительского дома. В смешанном лесу, своей ухоженностью напоминающем лесопарк, произрастают практически все съедобные макромицеты (греческий – грибы, плодовые тела которых имеют макроскопические размеры).
 
Никогда не встречались мне в близлежащих лесах груздь жёлтый и перечный, скрипица и один из лучших грибов – груздь настоящий. Очень редко мне попадаются первосортные съедобные грибы – рыжики. А вот чёрных, берёзовых груздей – изобилие. Этой осенью я сделала для себя маленькое открытие: оказывается, грибные черви не брезгуют и чёрными груздями, с удовольствием поедая их горьковатую мякоть.

 В детстве, во время школьных летних каникул, я ходила по грибы три раза в день: в четыре утра, одиннадцать и три часа дня. Промежутки между экспедициями были вызваны необходимостью перебрать грибы. В нашей семье действовало золотое правило: принесший грибы обязан их «уладкаваць» (бел. – устроить – почистить, отварить и поместить в холод).

Будучи подростком, я решила порадовать семью супом из белых грибов. После завершения готовки  попробовала на вкус свою стряпню.

По сравнению с моим варевом хина показалась бы халвой! По моему недосмотру в компанию благородных боровиков попал Tylopilus Felleus – жёлчный гриб, придавший приготовленному мною первому блюду «неповторимый» вкус.

С момента неудачного кулинарного эксперимента на всю жизнь я усвоила основное правило грибника – безо всякого сожаления выбрасывать плодовое тело, вызывающее хоть малейшие сомнения в его принадлежности к съедобным грибам. И научила этому правилу своих детей.

Мои внуки, Гарри и Давид, тоже грибники-любители. Идя следом или рядом, они находят грибы, пропущенные мною.

Поначалу я огорчалась: как эта малышня после меня находит дары леса? Значит, я – плохо вижу?

Успокоил меня сын Денис, отец мальчишек:

— Мама, а какой у тебя рост?

— Сто семьдесят два сантиметра! А какое это имеет значение для нахождения грибов? – поинтересовалась я.

– А у Гарика и Давида в два раза меньше! Они видят нижний ярус леса под другим углом зрения – с высоты их роста! Следовательно, дело совсем не в зрении! – утешил меня сын.

Неделю назад в близлежащем лесу Денис набрал примерно столько же грибов, сколько мы с мужем, вместе взятые.

Вероятно, грибы лучше видны сыну с высоты его почти двухметрового роста. Ракурс-то – другой…

 P.S. Всё, пойду за грибами. Под туями во дворе нашего дома выросла семейка  осенних опят.


Рецензии
Если ты хороший грибник, то всегда будешь с грибами. надо только знать время и место.

Вадим Светашов   03.04.2024 18:35     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, уважаемый Вадим!

Нелли Фурс   04.04.2024 10:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.