Указ Чингисхана

Я вспоминаю Азии рассказ,
Читала где-то в эпосе старинном.
Как Чингисхан издал такой указ:
«Кто плачет днём, в том плаче я повинен.

Не принимаю жалобы людей.
А кто осмелится при солнце плакать,
Объявлен будет сразу, как злодей...
Палач казнит его, всем станет знаком.

Вы улыбайтесь, вот вам мой указ.
Я подарил вам всем удел счастливый.
Прекрасной жизнью наградил я вас,
Отец ваш — повелитель справедливый».

Зачем решил он этак поступить?
Кто ж хана знает? Есть свои причуды...
Пришлось народу молча боль испить,
И улыбаться — смерть грозила люду.

Объявленный размноженный указ
Отправлен в уголки степи широкой.
Заметили слезой залитый глаз,
Наказан сразу страшным был уроком.

Сквозь слёзы долго улыбался край,
А хан всем беззастенчиво хвалился:
«Смотрите, как я создал в ханстве рай!»
Он в самом деле верил, веселился.

Скептически кривились мудрецы:
«С ума сошёл он, что ли?» — совещались.
Предательство цвело — его гонцы
Сдавали их... и с жизнью распрощались.

Как ждали люди — вот наступит ночь.
Рекою льются слёзы у народа.
Уходят плакать в степь, подальше, прочь!
Те слёзы хан не видел, лишь природа.

Иллюзия утешила его,
Обман, который сам себе придумал.
Таков итог рассказа моего —
Правитель вёл себя, как полоумный.

Но боги наказали — сын погиб...
Любимый — гордость и надежда.
И понял Чингисхан — был перегиб.
Жизнь в русло возвратилась, шла, как прежде.

Остался всем правителям урок —
Нельзя насильно сделаться счастливым.
Как прав был тот, казнённый им пророк:
«Накажет Бог, ты станешь справедливым...»


Рецензии