Особенности японского кино

В начале 50-х гг. в Европе начали проводиться кинофестивали, то сенсацию произвели японские фильмы.

Европа и Америка открыли для себя непостижимую японскую культуру. Золотым веком японского кино считаются 1950-е годы. К концу 1950-х годов страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов. В 1958 году было выпущено 504 картины.

Королевы кинокомпании «Никкацу»: ТАКАКО ИРИЭ, ХИТОМИ КОБАЯСИ, ИКЕ РЕЙКО.
Десятка самых красивых японских киноактрис (2009): Сэцуко Хара, Саюри Ёсинага, Хидэко Такаминэ, Кинуё Танака, Сима Ивасита, Матико Кё, Исудзу Ямада, Аяко Вакао, Кэйко Киси и Сумико Фудзи.

На рекламных билбордах в стране висят европейские модели, а лицами японских брендов выбирают голливудский звезд.

Развитие японского кинематографа шло в двух направлениях: гэндайгэки — фильмы о современности и дзидайгэки — ленты на материале исторических легенд и фольклора.

            «КАЙДАН»

«Кайдан» — японский термин, обозначающий историю о привидениях или историю ужасов. Кайдан – жанр страшного мистического рассказа о призраках, демонах, оборотнях. Кайдан — японской жанр «страшных сказок». Самыми известными японскими фильмами являются фильмы ужасов, или «j horrors». Японские фильмы ужасов прославились на весь мир благодаря американским римейкам.

         «БАКЭНЭКО».

 Очень большая часть этого фольклора повествует о кошках-оборотнях – бакэнэко, мстительных и жестоких призраках убитых или покончивших с собой женщин, которые превращаются в кошек и мстят своим обидчикам и их семьям, их потомкам.
«Тануки» — своенравные японские звери-оборотни, приносящие счастье и благополучие.
«Monogatari» — мистический детектив.


              «ТЯМБАРА»

«Тямбара» — «бой на мечах», специфический для Японии жанр историко-приключенческого кино, повествующий о самураях и сражениях на мечах.

«chambara»
Чанбара обычно пишется «chambara», означает «меч борьба» кино, обозначает японский фильм жанр под названием «тямбар» на английском языке. Чанбара - это подкатегория дзидайгэки, что приравнивается к исторической драме.

             «ИАЙДО»

«Иайдо» — это особое искусство неожиданной резкой атаки или контратаки с применением японского меча катана. Иайдо переводится с японского языка как путь моментального удара мечом. В иайдо изучается не фехтование на мечах, а только мгновенное убийство соперника с первоначально скрытым лезвием. За многовековую историю иайдо много раз передавалось из поколения в поколение.

«Мгновенное убийство» — это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу. Ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками. За многовековую историю иайдо много раз передавалось из поколения в поколение.

Стиль «мусо дзикидэн эйсин» — это один из наиболее популярных стилей иайдо в Японии. Он был основан в 16 веке Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу, который считается основателем и всего иайдо.

«Баттодзюцу» — японская техника обнажения меча. В речи часто заменяется терминами иайдзюцу, баттодо, или иайдо. В отличие от кэндо и кэндзюцу, техники которых основывались на владении мечом, вынутым из ножен, в тренировке баттодзюцу акцент ставился на обнажении меча и одновременный с обнажением удар.

«САМУРАЙСКИЙ БОЕВИК»
Самурайский боевик — сражения с использованием мечей, катан. Это очень интересный Японский стиль, который в основном повествует о самурайских боях. Самурайский боевик, это не только сцены с драками на мечах и прочим оружием, но и внушение зрителям мысли, что нужно жить по совести. Боевики показывают зрителю, как важно придерживаться национальной философии, что честь превыше всего и если герой совершил подлый поступок, то ему нужно обязательно искупить вину и очистить свою репутацию.

Особую область техники японского актера составляет искусство фехтования, умение владеть мечом. Образ меча оплетен целым кружевом романтических поверий. Для японца меч — почти одушевленное существо. Он часто бывает объектом вожделения, страсти и ненависти, не менее, чем человек.

Меч герой целого ряда событий, похищений, процессов, распрей, а зачастую и распределитель земных благ, состояний, титулов… В связи с этим рубка на мечах является непременной принадлежностью каждого самурайского фильма.

«Самурайская история» (Samurai Fiction), в некоторых вариантах (Episode One) — японская драма, приключенческий боевик-комедия с элементами мелодрамы. В любой истории всегда существует четкое разграничение между добром и злом.
Два основных мужских героя в японских фильмах — это, условно, храбрый самурай - «татэяку» и красивый, хрупкий и романтичный герой - «нимаймэ». В начале 1970-х годов фильмы о самураях снимались постоянно.

«ДЗИДАЙГЭКИ»
Дзидайгэки — японская историческая драма, сценический и кинематографический жанр в Японии, также называемый «костюмно-историческим». Ни один японский фильм не обходится без намеков на самобытную японскую мифологию.

«РАКУГО»
«Ракуго» — японский литературный и театральный жанр, созданный в XVI—XVII веках. Под этим названием обычно известны миниатюры, исполняемые профессиональными рассказчиками (ракугока) на эстраде или сцене театра ёсэ.

Как по форме, так и по содержанию ракуго разнообразны. Иногда они имеют характер анекдота, иногда же представляют собой довольно длинный рассказ. Почти всегда наиболее комическим бывает окончание рассказа.

«ПИНКУ ЭЙГА»
«Пинку эйга» или «розовые фильмы» — направление в японском кинематографе, эксплуатирующее тематику женщины в криминальных обстоятельствах, содержащее большое количество сцен насилия и эротического контента.

Иногда западные киноведы полностью отождествляют «пинку эйга» c фильмами категории «Sexploitation» или даже с «Софткором» или «лёгкой» порнографией, однако в кинематографе Европы или Америки нет точных аналогов этого направления.

В начале 1970-х годов японская критика стала выделять два смежных направления — «Pinky Violence» и «Roman Porno».

«Pinky Violence» означает «сексуальные боевики о плохих девчонках».

«ROMAN PORNO»
«Roman Porno» (1971—1990). Для Японии очень успешной оказалась запретная ранее тема эротики и даже порно, чрезмерный натурализм боевых схваток, БДСМ.

«PINKY VIOLENCE»
«Pinky Violence». В конце 1960-х — начале 1970-х годов сложился конвейер по производству лент «Pinku eiga», имеющих ряд особенностей. Героинями всех картин были участницы уличных банд или мстительницы-одиночки, ведущие борьбу с несправедливостью окружающего мира. Сексуальному контенту отводилась одна из главных ролей.

Фильмы направления «Pinky Violence» несли анархистский, антиавторитарный месседж: представители власти — полицейские, госчиновники — годились в них лишь на то, чтобы их избить, а то и убить максимально жестоким способом.

«ЭНКА»
«Энка» — жанр японской песни, появившийся в послевоенный период (1926—1989), схожий по смыслу с русским романсом, американским кантри. В настоящее время под энкой подразумеваются традиционные песни романтического содержания. Наиболее известной и почитаемой исполнительницей в жанре энка является Хибари Мисора, которая известна как «Королева энки».

«МАНГА»
«Манга» — японские комиксы, иногда называемые «комикку». Манга начала развиваться после окончания Второй мировой войны, испытав сильное влияние западной традиции, однако имеет глубокие корни в более раннем японском искусстве. Манга составляет примерно четверть всей публикуемой в Японии печатной продукции.

«СУКЕБАН»
«Сукебан» – это жаргонное японское выражение (буквально переводящееся «женщина-босс») и означающее предводительницу банды девушек-подростков. Еще это название популярной серии японских фильмов начала 70-х годов, относящихся к специфическому направлению «pinky violence» (не путать pink-фильмами).

В 1971—1974 снимались ленты, среди которых целые серии: «Сукэбан» («Сукэбан „Герилья“», «Сукэбан блюз», «Сукэбан блюз: Месть») и «Ужасная школа для девочек». Главные роли исполняли постоянные подруги-соперницы Мики Сугимото и Рэйко Икэ. Наиболее часто вспоминаемый сегодня фильм «Секс и ярость» или «Sex & Fury» (1973). В них объединены бунтарский боевик и нуар.

«КАВАИ»
Имидж «каваи» — японское слово, означающее «милый», «прелестный», «хорошенький», «славный». В Японии этот термин обозначает эстетическую концепцию, которая подчеркивает невинность, детскость и ребячество и распространяется на все сферы японского общества.

Имидж «каваи» может быть у детей или взрослых демонстрирующих ребяческое, детское или наивное поведение. Будучи культурным феноменом, концепция эстетики «каваии» была принята в Японии.

Эта концепция эстетики стала частью японской культуры и японской национальной идентичности. Слово «каваии» хорошо известный международный японизм и часто используется поклонниками японской поп-культуры в разных странах.

«СЕМПАЙ»
1. Первое значение слова «семпай» — «семпаем» называют человека, который имеет больше опыта, навыка в каком-либо сфере деятельности. Это человек, выполняющий роль наставника, он готов всегда помочь советом, поделиться своими знаниями.
2. Второе значение слова «семпай» — объект симпатии, возлюбленный.

«КАЙДЗЮ»
Кайдзю — японское слово, означающее «странный зверь», но чаще переводимое как «монстр». Обычно используется в жанре токусацу.

Связанные термины включают в себя: кайдзю эйга — фильм о «кайдзю»; кайдзин относящееся к гуманоидным монстрам, и дайкайдзю - «гигантский монстр», обозначающее более разнообразные виды монстров.

Наиболее известный кайдзю — это Годзилла. Среди других хорошо известных кайдзю: Мотра, Ангирус, Родан, Гамера и Кинг Гидора. Термин ультра-кайдзю — это сокращённое название для ультрамонстров в «Ультра-серии».

«ТОКУСАЦУ»
Токусацу — киножанр, подразумевающий собой историю о супергероях. В этих сериалах присутствует большое количество спецэффектов. Токусацу также можно определить как «фантастическое кино со спецэффектами про супергероев». Жанр возник в 50-е годы.

«ЭФФЕКТ РАСОМОНА»
Впервые «Rashomon effect» упоминается в писаниях джайнов (джайнизм — древняя дхармическая религия) около 500 г. до н. э. Эффект Расомона - термин, связанный с пресловутой ненадежностью очевидцев. Эффект описывает ситуацию, в которой событие получает противоречивые интерпретации или описания вовлеченными лицами.

Термин «Эффект Расомона» обращается к мотивам, механизму и случаям сообщения об обстоятельствах и обращается к оспариваемым интерпретациям событий, существованию разногласий относительно свидетельств событий, а также субъективности и объективности в человеческом восприятии, памяти и сообщении.

Японское кино – кино созерцательное. Акцент – на визуальный ряд, все глубины смысла запрятаны в образы. Экзистенция, суть, сущность сосредоточились не в смысловом ядре, а в абстрактных прикосновениях к душе человеческой.

Замысловатые или нарочито простые кадры могут вызывать массу разнообразных чувств и ассоциаций, но самая главная особенность Японского кино – это "послевкусие" от фильма в целом.


Рецензии
Превосходная подборка, как впрочем и все Ваши остальные)
Недавно в Сети натолкнулся на японский фильм "Такая прекрасная жизнь",снятый в 1944г. режиссёром Микио Нарусэ (1905-1969). Фильм неплохой, с субтитрами на русс.яз. Как Вам этот фильм с режиссёром? Просмотрел в нём начальные титры с ФИО актёров -вроде среди них есть те, про которые Вы писали в рубрике "Японское кино 1940-1979",хотя может что-нибудь путаю)

Франц Ирилокин   25.06.2023 13:52     Заявить о нарушении