Мехен. Лабиринт мироздания

В основе одной из первых настольных игр древних египтян лежал образ благого уробороса – змея Мехена, элегантно свёрнутого в спираль, девять витков которой, согласно Текстам саркофагов (758 – 760) защищали самого Ра. О том же говорят Книга мёртвых и Книга Врат: ореол змеиных колец обвивает бога во время опасного ночного пути в Дуате, где ему угрожает другой, злой уроборос – питон Апоп, суть Хаоса. У египетских мудрецов вечность состояла из двух явлений: линейного времени и цикла. Это то, что минуло, и то, что будет. Творец является в конце очередного цикла, но не исчезает – он возрождается вновь. Мир – это спираль, а спираль – пульс вечности. Так изящная забава стала причастна и мистике загробного культа, ибо смерть – начало новой жизни. В «мехен» играли ещё до фараонов: диск для игры, а вернее, его макет, служивший крышкой для сосуда, нашли в гробнице № 19 в Балласе (эпоха Накада, 4000 лет до н.э.). Такие мелкие доски-медальоны могли быть и амулетами от змей. В музее Метрополитен есть такая вот подвеска-черепашка (61.33) с прорезанной на диске панциря паутиной разметки "мехен". А "рабочий" диск был намного больше, от его центра по нему радиально расходились квадратные ячейки-сектора (около четырёхсот) – выходила как бы объёмная круглая шахматная доска, в которой силуэт змея едва угадывался. Но были и плоские, как коврик, доски, доски с естественным изображением выпуклой змеиной спирали.

Диск часто был сделан из бирюзовой фритты в знак связи его с небесным сводом, но это мог быть также и камень либо слоновая кость (миниатюрные варианты). Деревянных досок не найдено. С краю диска мог быть особый выступ в виде головы черепахи  с её двоякой сущностью, а на образцах из ряда музеев, например, в Лувре, Лейдене (№№ F 1968/3.1; V – VI династий) хвост змея замещает голова и даже лапки нильского гуся – птицы, в одной из версий аллегорической космогонии породившей Солнце. В гробнице зодчего Хесира изображён набор для игры в "мехен" из 36-ти шариков, разбитых, в зависимости от цвета, на 6 групп по 6 штук. К игре ещё полагался набор из трёх львов и трёх львиц, обычно белого цвета (эти красивые, похожие на шахматные, фигурки, точили нередко из слоновой кости). Судя по всему, играть в "мехен" могло шесть человек разом. В их арсенале были марблы (шарики и игральные бабки), но не кости и не метательные палочки, так что игра, видимо, была всё же на смекалку, а не на удачу, как в правилах "сенет".

Ни один реальный игровой набор не дошёл до нас полностью, и они могут отличаться друг от друга. Так, в саккарском наборе (Гробница № 3504) было тридцать девять марблов из известняка, а не тридцать шесть, но, возможно, "лишние" просто были запасными. Петри нашёл в храме Абидоса набор из восьми львов, датированный I-й династией. В гробнице № 100 эпохи Накада кроме львов была ещё и фигурка лежащего зайца, в другой усыпальнице Саккара (№ 3507) нашли марблы из аметиста и горного хрусталя, а в одной из могил Абу-Роаша (№VIII) часть их просто выкрашена красной краской для отличия. В редких случаях львов заменяли фигурки гончих псов. Увы, никаких правил таинственной игры не сохранилось – ведь она ушла из Египта с эпохой Древнего царства. Её последние изображения относят к I-му Переходному периоду (гробница Анхтифи в Моалла). Есть мнение, что игра пала жертвой изданного жрецами табу, ибо им вдруг показалось кощунством, что тело священного змея на игральной доске словно бы разрезано на кусочки. Так или иначе, на смену "мехену" пришла игра "сенет", очень похожая на нарды или своеобразные шашки. Но древних изображений игры в "мехен" никто не уничтожал, и, если их не повредило время, по ним можно сделать кое-какие выводы.

Игроки усаживались вокруг доски, устанавливая её на земле или на особой подставе (диск на ножке есть в Лувре: E 253-40). В гробнице Ра-шепсеса, визиря фараона Исеси (Саккара, V-я династия) игрока четыре (либо это два игрока и два их "болельщика"). Над картиной заголовок: "хеб мехен" ("игроки в мехен") – коротко и ясно. А иногда писали: "хеб кауи мехен рек": "я играю в мехен против тебя". Фраза "схватить мехен" означала, как видно, победу. Но все эти отрывочные реплики не могут реконструировать утраченные правила игры. Игру эту сопровождают сцены танцев и игры музыкантов, а в мастабе вельможи Иду (VI-я династия, Гиза) вырезана ещё и молитва к богине Хат-Хор, покровительнице такого рода веселья. Хат-Хор встречает и оберегает души усопших. В Текстах пирамид имя змея Мехена ещё яснее обнаруживает связь с модной настольной игрой. 332-е изречение из пирамиды фараона Тети гласило, что царь "явился из Спирали", "из своего огненного дуновения", 659-я строка из пирамиды Пиопи I-го забавной метафорой советует фараону "стучать зубами по доске" (то есть, делать ходы белыми фигурками-львами). В 758-м изречении из пирамиды царицы Нейт владычица египетская желает вознестись к Ра-Хор-Ахту и быть "в спирали Мехена".

Нет ни одного изображения игры в "мехен" между женщинами, но, судя по реквиему царицы Нейт, защита небесного змея всё равно сопутствовала всякой человеческой душе – она уподоблялась Ра. В "змея" играли и знатные господа, и люди попроще: так, сын Иду по имени Кар состязался с обычным писцом Иси. Не исключено, что ходы головоломной игры начинались от края доски (как бы горизонта), а дойти надо было до самого центра круга (зенита), и это означало союз с Ра. Поздние тексты гласят, что девять колец змея Мехена – это девять кругов пути в потустороннем мире. В мире земном игра "мехен" обрела небывалый успех: в неё играл народ Нубии (ок. 3100–2800 гг. до н.э.), часто заменяя львов фигурками бегемотов, но, что ещё интереснее – её знали в Леванте (особенно хананеяне) и Месопотамии, на Кипре и ионических островах. На Кипре, где игру переняли от финикийских мореходов, в "змеиный лабиринт" играли ещё тысячу лет спустя после того, как в Египте "мехен" был вовсе забыт.

На снимке: доска для игры в "мехен" из гробницы фараона Сетх-Перибсена в Абидосе
Музей Лувра, E 29891

Источники:
 
Уолтер Крист, Анна Элизабет Дунн-Ватури, Алекс де Вугт. Древние египтяне за настольными играми./Walter Crist, Anne Elizabeth Dunn-Vaturi, Alex de Voogt. Ancient Egyptians at play board games across borders. Bloomsbury Egyptology, 30 December 2018
 
Аргирос Ариадна. «Возрождение Офидии: божественные змеи в древней египетской магии и мифологии», 14 апреля 2018./Argyros Ariadne. "Reviving Ophidia: Godly Serpents in Ancient Egyptian Magic and Mythology", April 14th 2018. The University of Vermont. UVM Honors College Senior Theses. 234.

Меекс Димитри, Фавар Меекс Кристиан. Повседневная жизнь египетских богов. Пер. с фр. О. Б. Колобовой, И. А. Ладынина. - Москва: Молодая гвардия: Палимпсест, 2008.


Рецензии