Глава 64 Капиталина Стобецкая. Герой еще не найден

ЭТУ ПЕСНЮ ЗАПЕВАЕТ МОЛОДЕЖЬ (ПОВЕСТЬ)

ГЛАВА 64

Капиталина в своем кабинете прослушивает записанную на диктофон консультацию по истории русской драмы последней четверти XIX века. Останавливает запись.
- Автор Крылов?! Причем он?! Какая глупость! Он умер в 1844 году.
Копается в справочниках.
- Был и другой Крылов, не Иван Андреевич, а Виктор Александрович, драматург. Написал более ста пьес. Почему? Шекспир написал тридцать восемь пьес, Островский - около шестидесяти, Тургенев - штук пять, Чехов - семь. А этот: "более ста". А где их названия?
Выключает диктофон.
- Не годится! Этому консультанту отказать. Нужны точные и подробные объяснения,  которые вызывают минимум вопросов.
Входит Серафима Андреевна:
- К тебе можно?
Вслед за нею в кабинет входят Вороток и два очередных доцента-консультанта, один веснушчатый, как пацан, другой солидный и седой.
Вороток с серьезным деловым лицом кладет перед Капиталиной цветные статистические таблицы и графики и набор фотографий по коллекции музея русской одежды. Она протягивает ему руку. Он наклоняется к руке и целует.
- Здравствуйте всем, - говорит Вороток. - Начинайте без предисловий, точно по предложенным пунктам. Возникнут вопросы - обсудим.
Веснушчатый консультант располагает на коленях ноутбук и начинает:
- Очень интересна эпоха правления при малолетних братьях царевны Софьи, старшей сестры Петра Первого. Вряд ли кому-то еще придет в голову разрабатывать эту тему.
Вороток иронически улыбается:
- К нам в московскую консультацию самотеком ежедневно заходит человек пятнадцать. Каждый третий со страдальческим лицом изрекает: "Понимаете, у меня такое дело, вы, наверно, никогда не сталкивались..." "Да говорите, уважаемый, не стесняйтесь! До вас было десять человек, девять из них задавали точно такой же вопрос!"
Капиталина строго смотрит на него:
- Владимир Альфредович, Вы сами затягиваете.
Консультант продолжает:
- Семь лет почти неограниченной царской власти, своя, новая для России философия управления и целеполагания, попытка интересных и современных для времени преобразований...
Капиталина знаком руки останавливает его:
- Не хочу. Она была монашкой.
- В монашескую схиму она была пострижена позже.
- Не хочу!
- Ну почему?! Есть ряд наивыразительнейших морально-психологический моментов, которые можно удачно обыграть... И в историческом плане - пожалуйста: реальное ослабление крепостного права и резкий скачок благосостояния масс, решительное подавление хованщины, успокоение вечно мятежных стрельцов... И, обратите внимание, в отличие от последующих женских царствий, когда во имя власти не щадили ни чего и ни кого - она не пошла на то, чтобы объявить себя единовластной царицей...
- А какая моя улучшающая функция?
- Точно такая же, как у Екатерины Романовны Дашковой во время переворота 1762 года, когда на место императора Петра Третьего взошла Екатерина Вторая - то есть сообщница, помощница, подруга-наперсница.
Капиталина капризно кривит губы:
- А почему нельзя роман декабриста Каховского с Софьей Салтыковой, там можно выстроить хорошую параллельную цепочку социальной несправедливости...
Серафима Андреевна перебивает:
- Потому что на эту тему человек пять напишут. Она была анонсирована на самой первой консультации.
Капиталина раздумывает:
- А Галла Плацидия?
Вороток разводит руками:
- Ее никто не знает, может возникнуть эксцесс субъекта - жюри не уделит должного внимания. Древний Рим, тем более, поздний, когда он уже не играл никакой роли.
Седой консультант придвигает свой стул к столу Капиталины:
- Если у вас тяга к античным героям, можно взять Ифигению - полумифическое, полуреальное лицо времен Троянской войны, дочь Агамемнона и Клитемнестры. Тут уж точно - никто из ваших конкурентов не додумается писать на подобную тему. Впрочем, можно даже не размениваться на второстепенные фигуры, а выбрать саму Елену Троянскую. Возможности для инвектив - бесконечные.
Серафима Андреевна останавливает увлекшегося консультанта:
- Давайте поближе к земле, на которой стоим.
Вороток прикрывает глаза и начинает перечислять:
- Авдотья Панаева - муза знаменитого "Современника"; Аполлинария Суслова - возлюбленная Достоевского, жена философа Розанова; эзотеристка Елена Блаватская - в мире известная, у нас едва услышанная; Ноннушка Бибикова - родившаяся в Сибири дочь декабриста Ивашова и поехавшей за ним француженки Камилы ле Дантю, в 60-ые годы известная народница...  Еще... Еще декадансные дамы чеховского круга - Мизинова, Яворская, Авилова, Щепкина-Куперник... Еще жена издателя Алексея Суворина.
Первый консультант оживляется и уточняет:
- Та, которой любовник выстрелил в лицо?
Серафима Андреевна морщится:
- Эти не годятся.
- Тогда Терешкова! - иронично бросает веснушчатый, - Отжимание штанги, бегание кроссов, тренировки в барокамере, полет вместе космос. - И тут же пугается своей дерзости: правда, с идейно-философским наполнением деятельности возникнут затруднения. Но незаурядная физическая воля налицо.
- Слишком экстравагантно, - отбрасывает предложение Серафима Андреевна.
Седой консультант умиротворенно улыбается:
- Я, кажется, вас понимаю. Есть старый фильм, немой, Абрама или Михаила Рома, с Еленой Кузьминой в главной роли. Называется, если память не изменяет, "Одна". Девушка после учительского техникума получает направление в глухую деревню...
Вороток припоминает:
- Отара, бай или помещик, пастухи?
Серафима Андреевна протестует:
- Нет, нет! Где та отара и где Капиталина?! Она живую овцу до двенадцати лет не видала.
- Видала,  - обиженно говорит Капиталина.
- Это как раз и хорошо! - заступается Вороток. - Сюжет: девушка из семьи генерал-губернатора, которая в жизни ни разу не видела ни овцы, ни коровы, уходит из дома, вступает в народническую коммуну, живет там, заканчивает курсы и едет в глушь учить детей бедноты, например, вместе с Бибиковой-Трубниковой, дочерью упомянутой Ноннушки, или Верой Фигнер.
Веснушчатый консультант смиренно кивает головой:
- Да, да. Материалов предостаточно,  на одних воспоминаниях участников движения можно построить с десяток докторских диссертаций.
- А Жанна Д' Арк, - задумчиво говорит Капиталина, - она была помешанная?
- Слышала голоса, - ласково уточняет седой. 


Рецензии