Семь священных масел

Семь священных масел («мерхет») – набор из особого рода масляных духов, необходимых для культовых церемоний. Их иногда нарочно держали в сосудах разной формы и размеров. На резной деревянной панели из мастабы высокого сановника и врача Хесира (III-я династия, время правления фараона Джосера, CG 1426) ряд масел из списка сакральных включён в реестр из тридцати девяти всех известных в то время драгоценных эссенций. Текст сильно испорчен, а названия за глубокой древностью лет почти ни о чём не могут нам сказать. В группу семи священных елеев с эпохи Среднего царства вошли ещё три вида из-за обильного поступления в страну экзотических смол и растений. В Текстах пирамид семь масел – «Око Хора», та субстанция, что возрождает. Ими умащали мумию при обряде "отверзания уст и очей", статую умершего и статуи богов в храмах при ежедневном богослужении. В гробницах или храмах бывает изображён весь ряд этих составов или один вид из них в нескольких сосудах. Так, есть перечень всех десяти елеев из храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и из храма Хора в Эдфу. В храме Эдфу греческой эпохи названия масел те же, что и в древности, но их состав не схож с изначальной версией. Как и когда новые ингредиенты вытеснили или дополнили старые установить трудно, но скорее всего это происходило постепенно, а к эпохе Лагидов просто достигло кульминации.

1) Сети-хеб («праздничное масло»): битум «сефи», семена растения «теху» (по словарю Баджа «теху» – это части лекарственного растения, и, возможно, они соответствуют крокусу, и тогда это не семена, а рыльца шафрана), эссенция смолы терпентинного дерева (ложный ладан), сухая смола от босвеллий (истинный, или «белый» ладан), семена пихты, жидкая смола и цветы ладанного дерева.

2) Хекену: смола дерева «менен», жидкая и сухая смолы от босвеллий («белый» ладан), цветы акации. Сосуд с этим видом масла в гробницах изображали стоящим под креслом, и никогда – в траурной процессии. Рецепт варианта хекену греко-римской эпохи, варившегося 365 дней: масло из семян эфиопского дерева «неджем», известное, как «ребен», смола сосны («тит эн кет»), корица («ти-шепс»), ройбуш (или дрок, или ракитник), корни ореховой сыти, мирра («антиу»), стиракс (смола дерева «нениб»), вода, вино.

3) Сефет («пихтовое масло»): смола пихты, смола от босвеллий (истинный, или «белый» ладан), «гес-фек» (гальбан?), «дегем» (масло рицины, то есть касторовое).

4) Несмин (нехенем): смола дерева «менен», смола сосны («тит эн кет»), битум «сефи».

5) Туа, или дуат: смола дерева «менен», смола терпентинного дерева (ложный ладан), смола сосны («тит эн кет»), сухая смола от босвеллий (истинный, или «белый» ладан).

6) Хат-эн-аш («лучшее масло из пихты»): смола дерева «менен», семена и стробилы («цветы») пихты, битум «сефи».

7) Хатт-эн-техенну («лучшее ливийское масло»): смола дерева «менен», тонкое масло из плодов дерева «переш» и его цветы. Как видно, дерево «переш» росло в Ливии.

8) Маджет («то, что из жира»): лучшее масло «ребен» из семян эфиопского дерева «неджем», анфлераж цветов священной нильской голубой лилии, сухая смола от босвеллий (истинный, или «белый» ладан) – всё должно быть выварено в жире вола («сегнен» или «аджи») до образования ароматного крема. Рецепт «маджет» греко-римской эпохи: 1 092 л. жира от ритуально чистого вола, 1 л. вина из садов оазисов, 1,5 л. воды, 91 гр. сосновой смолы, 182 гр. корицы, 91 гр. ройбуша (или дрока, или ракитника), 91 гр. корневищ ореховой сыти, 91 гр. ягод можжевельника, 91 гр. семян сосны, 182 гр. первосортной сухой мирры («смолы антиу»), алый краситель из корней растения «нести» (алканны).

9) Бак («масло моринги»): смола дерева «менен» и смола от босвеллий (истинный, или «белый» ладан), вываренные в тонком бегеновом (моринговом) масле.

10) Антиу – эссенция смолы мирры. К этой самой мирре ничего не добавляли, а просто смешивали её с самым тонким маслом (бегеновым или из морского жёлудя) и вываривали на медленном огне, затем отвар отжимали на винтовом прессе, получая бальзам. Греки и римляне называли такую мирру одинаково – «стакти», а египтяне – «меджат» по названию одного края к северу от Второго порога на Ниле, где на границе Египта и Нубии обитало племя меджаи, составлявшее ядро полицейских отрядов при фараонах. Там был ближайший богатый источник экзотических благовоний. И ритуал подношения разных ароматов богам назывался «ирит ду меджат». Ароматические смеси, включавшие мирру, в птолемеевскую эпоху египтяне называли «бесес» (видимо, по названию парфюмерного флакона – «бес»).

Источники:
 
Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak, joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. А последнее издание от 2006 г.

Бадж Э.А.У. Египетский иероглифический словарь/E. A. Wallis Budge. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List, and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets, Etc, Том 2. Courier Corporation. 858.

Голдвассер Орли. Пророки, поклонники и жирафы: классификация в Древнем Египте. Отто Харрассовиц Верлаг, 2002/Orly Goldwasser, ;rl; G;ldwasser. Prophets, Lovers and Giraffes: Wor(l)d Classification in Ancient Egypt. Otto Harrassowitz Verlag, 2002


Рецензии