Тайна чёрного бальзама Мина

Рецепт одного священного елея был вырезан на стене «рабочей кельи» жрецов в храме Хора в Эдфу (эпоха Лагидов), и его варили для умащения статуй богов, в первую очередь Мина (ипостась Амон-Ра). В преамбуле о нём сказано: «это секрет, о котором никто не слышал, который никто не видел, и его завещали детям древние предки». Храм хранил и другие секреты: например, изготовления двух видов сложного курения кифи, аромата богини Хат-Хор из корицы, косметического молочка из жиров «сегнен» или «аджи» и экстракта из священной голубой водяной лилии, который варили к 22-му числу осеннего месяца хойяк.

Не все вещества, перечисленные в списках каменных анналов Эдфу, разгаданы, из них многие остались тайной. Вот, скажем, смола «аб» от некоего дерева «нениб», которая бывает трёх видов – тёмная, красная и белая. Аб – «слёзы двух божественных очей: Ока Ра и Ока Хора, которые слились воедино в Оке Осириса». Эта сакральная поэзия завораживает, но говорит о деле не больше, чем столь же витиеватый рецепт средневекового философского камня от господина Парацельса: «Будь осмотрителен и не бери у льва ничего, кроме розовой крови, и у белого орла бери только белую клейковину… и т.д.». К слову, алхимики и средневековые лекари совершенно так же, как и древние египтяне, готовили подчас гремучие смеси из активных веществ и чисто «магических» добавок – таких, как драгоценные камни.

Рецепт священного елея для Мина из Эдфу (древние весовые меры переведены в современные):

1) Взять 0,5 л. готовой массы «ти-шепс» от дерева «неджем» («сладостного» – это либо корица, либо окотея, африканское камфарное дерево)

2) Смешать с 910 гр. «мемен», измельчить, просеять через сито и ворошить эту смесь всю ночь до рассвета

3) Убрать смесь в горшок и варить на медленном огне пока она не загустеет. Оставить на два дня.

4) Снова вернуть состав на огонь, как в первый раз и добавить 0,5 л. расплавленного ладана. Как будет готово, вновь оставить на два дня.

5) Снова вернуть состав на огонь, как в первый раз, добавив такие ароматические вещества: 182 гр. зёрен смолы «антиу» (мирры), 18 гр. травы «джеба» (греч. асфалатоса: ракитника, дрока или ройбуша?), 18 гр. сладкого дерева «гегет», 18 гр. аира, 18 гр. сосновых семян, 18 гр. ягод можжевельника (скорее всего красноплодного или колючего, но, быть может, и косточкового или высокого), 1 литр жидкого битума. Всё отварить, процедить через ткань, оставить на два дня.

6) Снова вернуть состав на огонь, как в первый раз, варить, и опять оставить на два дня.

7) Снова вернуть состав на огонь, как в первый раз, варить, и опять оставить на два дня.

8) Снова вернуть состав на огонь, как в первый раз, кипятить, размешивая ложкой, вырезанной из дерева зизифус (сиддер). Оставить на два дня.

9) Снова вернуть состав на огонь, как в первый раз, чтобы варить, и добавить по 18 гр. от каждого из таких компонентов: золота, серебра, истинных лазурита, алой яшмы, зелёного амазонита, бирюзы, фритты, сердолика.

10) Снова вернуть состав на огонь, как в первый раз, и проверить густоту его деревянным прутом – если он слишком жидок, то «свяжите» его сухой смолой «антиу» (миррой), а если не в меру вязкий, то разбавьте его «ти-шепс» от дерева «неджем», а далее сгущайте его на костре из ветвей сикомора (богатые соком ветви этого дерева горят плохо, медленно и выделяют много дыма).

Духи для богов готовил в одиночестве жрец-чиститель («вэб»/«уаб») и таинство длилось 21 день. Вэб совершал церемонию помазания рук и ног статуй храма ещё горячим елеем при помощи особого шпателя. Он должен был собрать весь ароматический состав до капельки, и отскребал горшок тем же шпателем. По окончании ритуала «Отверзания уст» на статую нисходило божество. Так как в бальзам входил битум, он должен был быть не только липким, но и чёрным, несмотря на толчёные яркие самоцветы и стекловидную фритту, а также золотую и серебряную пыль. Такой цвет в Египте фараонов глубоко символичен, он связан с видом покрытых чёрным илом тучных нив, и не случайно ряд статуй, и даже лебедь в гробнице фараона Тутанхамона (KV 62) чёрные от битума.

Источники:

Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak, joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche.

Гартман Франц. Жизнь Парацельса и сущность его учения. ЛитРес, 13 июня 2012 г. ISBN: 978-5-901650-48-6


Рецензии