Поющая в терновнике

У египтянки из семьи коптов Моники Жорж (Кириллос) редкий и очень красивый голос – меццо-сопрано. Это она в 2000-м году спела для мистического фильма Саломе «Бельфегор – призрак Лувра» о неприкаянных духах своих предков, на их языке, а вернее, конечно же, на коптском. И пусть этот самый поздний египетский сильно замешан на греческом, мы всё же слышим именно язык страны фараонов. В современном Египте литургия коптов по сей день идёт на древнем языке, но, к великому горю ревнителей старой культуры, даже священнослужители едва его понимают.

Из-за вековых гонений автохтонный язык умирает, но энтузиасты, подобные Жорж, не оставляют отчаянных попыток его спасти. Она родилась в 1988 г. в районе Каира Маади и отец с 4-х лет учил её исполнять коптские гимны и псалмы в церкви Св. Марка пригорода египетской столицы Гелиополис. У неё диплом музыканта и музыковеда Тринити-колледжа (Кембридж), но она лишь сдала там экзамен, а училась не в Лондоне, а на родине. В Каире с 1904 года работает колледж для девочек под эгидой Международной Конгрегации Сестёр Святого Сердца, где дают образование на двух языках – французском и английском, и можно получить степень египетского бакалавра.

С 2007 г. она – главный композитор молодёжного хора Давида, названного по имени её отца и в честь псалмопевца Св. Давида, игравшего на лире в окружении ста двадцати хористов. В старину коптские песнопения передавались из уст в уста, а главное – это делали, как и при фараонах, слепые музыканты. У слепцов была исключительно сильная память – они могли наизусть повторить до 572-х гимнов. В их устах и спасалось мировое наследие. У египетской музыки невероятно древняя история и глубокие корни. Гимны коптов вроде «Царь мира», «Слава Божья» (в честь Рождества), Атай Барсиносс (в честь Девы Марии) и другие восходят к литаниям из древних храмов.

Отец Моники, изучая музыковедение в Арабском музыкальном институте и Академии художеств, собрал коптские гимны для их исполнения вне литургии. Их можно модернизировать и исполнить с оркестром в полном составе. Такие ремейки он делал, работая в Институте коптских исследований кафедрального собора. Ансамбль Давида выступал затем в Греции, Италии, Швеции, непременно во Франции, где училась певица и даже в России. В 1999 году, когда юная Жорж пела пронзительный гимн «Голгофа», её заметил режиссёр Хьюз де Курсон и компания Virgin Classic Ltd издала компакт-диск «Моцарт, египтянин», где среди разных мелодий, в том числе суфийских, была и коптская.

С библейским гимном Жорж выступила также в Оперном театре Марселя и в соборе Св. Дениса в Париже в сопровождении Софийского филармонического оркестра и Венского хора. А в 2001 году таинственная и нежная песня на коптском языке станет звездой фильма о мрачном демоне Бельфегоре. Б. Куле, композитор фильма, был в восторге от встречи с коптской певицей, знающий все нюансы родного экзотического стиля. А для Жорж с её хрустальным голосом это был редкий шанс дать искусству музыки и пения коптов мировую известность.

Источники:
@AhramOnline. Singing love: Egypt's Monica Georges revisits Coptic hymns with David Junior Choir. Nevine Lamei, Thursday 12 Jan 2017
https://www.youtube.com/watch?v=Q9mzzTUzmE4
http://www.sacrecoeurgh.edu.eg


Рецензии