Дорогая Ирина

РОСТОВ

В августе и в сентябре мне последовательно сделали две операции на глаза, избавив меня от катаракты. Так что до начала октября мне нельзя было ни читать, ни писать, только слушать, говорить и запоминать. У меня есть одно из стихотворений:

Я из послевоенного Ростова.
Он всё же недостаточно воспет.
Вот и сейчас: глаза прикрыл, и снова
Я вижу Богатяновский проспект.
В Ростов влюбиться ничего не стоит,
В ростовском детстве лучшие друзья.
Да будь прославлен тот…
(пусть мне позволят),
Из коего образовался я.
Фашисты изуродовали театр,
Придуманный Гельфрейхом и Щуко.
Все говорят, что он похож на трактор.
Мне с этим согласиться нелегко.
Я видел театра смятые основы
Ещё не восстановленные вновь,
Я видел в неотстроенном Ростове
Дома без стен и стены без домов.
Проёмы их заполненные небом
(Они похожи на глаза судьбы),
По улице, где очередь за хлебом,
Идут военнопленные рабы.
Трамвай, идущий из-за поворота,
Гремя, сверкнул и боком заалел…
Мне повезло: отец вернулся с фронта,
Наш дом в Ростове чудом уцелел.
Мне стыдно удовольствоваться адом
За то, что я не сделал главных дел,
Пред тем, который был со мною рядом,
Почти совсем, но малость не успел. (16.08.11).

Я родился в Ростове. Вы читали мой сборник о нём. В 1963г. поступил на архитектурный факультет строительного института РИСИ, с первого курса которого был призван в армию; после армии продолжил обучение в РИСИ. В 1969 г. написал странное стихотворение:

Мы жарко спорили о хлебе,
Что вот хотя и общий он,
Его б мы в одиночку ели,
Когда б не общий наш вагон.
Нам было каждому противно,
Был каждый резко нетерпим
К тому, что в собственных квартирах
Мы хлеб необщий наш едим,
Что землю недовозмутили,
Что не дошли до вышины,
Что хлеба всем не уделили
Что перед совестью грешны.
Как удивительно прекрасно
Светлы студенческие лица,
Когда под синим небом ясным
По обе стороны пшеница.
Постановив, что хлеб – начало
Существования всего,
Мы улеглись, а поезд мчало
И поле хлебное его
В свои обьятья принимало.
Хлебов касалися колёса,
И в стыдно-розовых ушах
Шуршало, словно бы колосья
В окно вагонное шуршат.
А хлеб в окне до небосклона
Горячим полем пламенел,
Вращались жёлтые циклоны
В его янтарной глубине.
Мы улеглись, а скорый гонит
Пройдёт, проблещет, пролетит,
Прожжёт, протянется, простонет
Оставит поле позади
И к новой дали понесётся,
К порядку новому судеб
И снова к прежнему вернётся,
И не к нему, и всё же… хлеб...


ПЛАНЕТАРИЙ

Институт я окончил в 1972 г. Темой моей дипломной работы был проект планетария.
Посчитав, что планетарии в том виде, в котором они проектировались в то время, устарели, так как зрителям неудобно долгое время глядеть в «купол неба» с запрокинутой вверх головой, я предложил снабжённый круглым экраном, перекрытый цилиндрическим сводом 4D кинозал, в котором посредством незначительных пространственных трансформаций, незначительного изменения положения и вибрации кресел создавалась совершенная иллюзия «смотрения в небо». Вместе с тем зал оставался полноценным, обладающим всеми удобствами современным кинозалом, в котором можно было бы просматривать всевозможные сюжеты на космические темы от наблюдений звёздного неба до полётов в кабинах космических кораблей, прогулок по другим планетам и дальним уголкам вселенной.

Кроме того в планетарии предусматривалось помещение «смотровая площадка», перекрытое сферой Фуллера. Сфера Фуллера – каркасная конструкция с треугольниками, собранными из стержней различной длины. Я предложил построить сферу на основе икосаедра с разбивкой в третьей частоте, что позволило обойтись наименьшим числом типоразмеров треугольников. На внутренней поверхности сферы каждому треугольнику соответствовал треугольный телевизионный экран, на который проектировалась часть сферического изображения, получаемого с помощью триангулированной сферической видеокамеры. Возникавшее на сферическом экране «смотровой площадки» стереоскопическое динамическое изображение позволяло зрителям совершать увлекательные кинопутешествия, оказываясь в центре событий, с любопытством осматриваясь по сторонам...

По окончании института работал в Гипросельхозстрое и в Промстройпроекте, в составе проектных групп проектировал производственные, общественные и жилые здания в Союзе, за рубежом, в Ростовской области и в Ростове.


ЭКСПЕРИМЕНТ

Но однажды по телевизору я увидел школьный урок, проводимый по тогда ещё экспериментальной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Бориса Михайловича Неменского. Меня поразили глаза увлечённых творчеством детей. Я включился в работу по этой программе.

В своей универсальной деятельности мы осваиваем мир, превращая его в мир преображённый, очеловеченный. При этом мы осваиваем предметы освоения или практически, или интеллектуально, посредством мышления или эстетически, с нашим личностным к ним отношением. При интеллектуальном, познавательном освоении предмета нам полезно отвлекаться от нашего личностного к нему отношения, потому что оно мешает познавать предмет познания. При эстетическом освоении предмета на первый план выступает как раз личностное к нему отношение. Посредством изобразительного искусства мы осваиваем мир в видимых художественных образах, эстетически осваивая среду нашего обитания и предметную среду (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), в объемных или полуобъёмных (скульптура) и плоскостных или полуплоскостных (рисунок, живопись) художественных образах.

Обучение искусству – это, с одной стороны, обучение художественному ремеслу, творчеству, художественному мастерству и, с другой стороны, умению воспринимать в жизни и в искусстве, а также выражать в искусстве эстетически значимые личностные отношения: к матери, отцу, к семье, к близким, родным, друзьям, приятелям, знакомым, к другим людям, к воспитанию, учёбе, труду, к воспитателям, наставникам, учителям, к начальникам, к одноклассникам, сокурсникам, сотрудникам, соседям, к дворам, кварталам, районам, селениям, городам, к областям, к своей малой Родине, к своей стране, к властям, к другим народам, странам, к социуму, к природе, к Богу, к самим себе.


СИНУСОИДА

Обеим сторонам обучения искусству: формальной – обучению художественному творчеству и содержательной – эстетическому воспитанию надлежит уделять внимание постоянно, однако на какой из них делать акцент зависит от возрастных особенностей учеников. Приблизительно с двух лет дети начинают осваивать изобразительную деятельность как одну из человеческих деятельностей, работая в объеме (глине или пластилине) или на плоскости, оставляя на стене или бумаге свои детские каракули. Каракули – бесценная детская деятельность, комплексно ритмизующая речь и руку, организующая мышление ребёнка. Рисование каракулей в присутствии взрослого, беседа взрослого с ребёнком по поводу нарисованного - важный, если не важнейший фактор детского развития. К трём с половиной годам, в большой степени в связи с общением со взрослыми дети начинают видеть в своих каракулях изображение предметов и явлений, и с этого времени их изобразительная деятельность всё более и более становится одним из способов освоения мира. В норме с пяти лет дети способны и хотят осваивать жизнь через произведения искусства и в собственной изобразительной деятельности. С пяти до десяти лет дети восторженно любознательны, они творцы, поэты и художники. В это время они особенно восприимчивы к эстетически значимым личностным отношениям. В условиях обучения, отвечающего этим потребностям возраста, дети обретают красивые, добрые души. Для детей среднего школьного возраста, напротив, характерен в изобразительном искусстве интерес к ремеслу, к овладению приёмами рисования, лепки и живописи. Это позволяет детям, увлёкшимся изобразительным искусствам совершенствоваться в нём в дальнейшем. Дети старшего школьного возраста уже способны воспринимать искусство как способ эстетического освоения действительности. Это позволяет тем, кто в жизни предпочёл изобразительному искусству другие виды деятельности, совершенствоваться в качестве зрителей, поднимаясь к высотам эстетического освоения социума, природы, Бога и человека. Графически процесс обучения искусству можно рассмотреть вдоль горизонтальной оси, на которой отложены возраста детей. Если на вертикальной оси вверх от «0» откладывать степень интереса к эстетическим значимостям и оценкам, а вниз от «0» к овладению художественными навыками и умениями, то процесс обучения искусству предстанет вначале возрастающей амплидуды синусоидой, простирающейся вдоль горизонтальной оси графика, а в конце кривой, гиперболически устремляющейся вверх к высотам эстетического освоения мира и вниз к глубинам изобразительного мастерства.

Осмысление экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» пригодилось мне при разработке авторской программы эстетического семейного клуба изобразительного искусства «Эскиз». Это отражено в матариалах к занятиям клуба.

Всё дело в том, что будущее - дети.
Они на перекрестках всех путей.
Нет ничего ответственней на свете
Призвания воспитывать детей.
Нет никакой иной альтернативы.
День ото дня становится ясней:
Преступник - воспитатель нерадивый
В стране неблагодарных сыновей.
У жизни есть закон воспроизводства,
Бегущий сквозь политику и быт,
И если прекратится благородство,
Земля себя сотрёт и истребит.
Учителем становится не всякий,
А только тот, кого поставит Бог.
Глядим, чтоб реки жизни не иссякли,
На истину, на путь и на исток.
Пусть говорят: «Не может быть такого»,
Однако мне привиделось в тиши:
Моя страна устроена как школа
Возвышенной и любящей души.
Истории шаги в десятилетьях.
Благословен урок и класный час.
Я знаю: наше будущее - в детях,
И значит наше будущее - в нас.


ЕСТЬ БОГ

В связи с рассмотрением обучения изобразительному искусству как процесса образования красивой души – совокупности эстетических отношений человека к социуму, к природе, к Богу и к самому себе, я обратился к духовности. Искусство - это не мерзость в красивой упаковке, а совершенная форма истины. Бог существует, если Он проявляет Себя, и Его не существует, если Он Себя не проявляет. В Бога можно верить или не верить, но о Нём можно знать. Ни один бог, кроме Единого не доказал, не смог, и не может доказать себя. Бог Элохгим – единство Бога Эль и Бога Иеговы в Боге Духе Их принадлежности Друг Другу в любви доказал и доказывает Себя неизменным исполнением Его уникальных по широте охвата истории и земной территории, точных в отношении деталей места, последовательности, а зачастую и сроков исполнения, пророчеств с древнейших времён до конца мира.

О том, что пророчества, данные через Моисея, Пророков и Евангелистов, суть доказательство существования Бога и истины Его слова несколько раз говорится в книге Исаии. Вот одно из мест. Бог устами пророка Исаии сказал (Ис. 42;9 / 41;20-24): «Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам... Чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святой Израилев сотворил сие... Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас». Исаия говорит, что непременное исполнение библейских пророчеств указывет на необъяснимое предзнание Божие, доказывает реальность Бога и истинность Его слова и, напротив, доказывает неистинность и ничтожность языческих религий, философий, социологических теорий и государственных идеологий, таких пророчеств не имеющих. Бог есть, и слово Его – истина. Свои взгляды на духовность я изложил в книжках «Пролог», «Евангелие спасения» и «Евангелие Царствия».


ДУХОВНОСТЬ

Бог сотворил нас и поместил нас в раю невинными. Мы должны были плодиться и размножаться, наполнять землю Божьими людьми, владычествовать над всею землёю (Быт.1;26-28), возделывать и хранить свой сад и себя в нём (Быт.2;15).

Для этого мы должны были водиться Богом, жить, двигаться и существовать Им (Деян.17;28) по закону духа жизни (Быт.2;7).

Если же Бог не вёл нас, мы должны были искать Его (26,27) всем своим сердцем, всею своею душою (Вт.4;29), всем своим разумением и всем своим существом (Лк.10;27): в тесноте своей призывать Господа (Пс.17;7), благодарить и славить Его. И если мы искали Господа, Он давал нам найти Себя (2Прлп.15;4). Бог обещал нам, что если мы будем искать Его, Он будет найден нами, а если не станем Его искать, смертью должны будем умереть (2,13);

Однажды мы, обольщённые змеем, не взыскали Бога, не призвали Его в своей тесноте, не возблагодарили, не прославили Бога, осуетились в своих умствованиях, называя себя мудрыми, обезумели, заменили истину Божию ложью, поклонились и послужили твари вместо Творца (Рим.1;21,22,25), согрешили и умерли, стали водиться не Богом, а сатаной, приобрели плотскую, греховную природу – греховность, проданность греху (Рим.7;14), болезненную расположенность к злым делам (Кол.1;21), оказались во власти сатаны (Еф.2;2), в рабстве греха к смерти (Рим.6;16), преобрели греховное  тело плоти, которое должно быть упразднено (Рим.6;6), земные члены которого – блуд, нечистота, страсть, злая похоть, преобретательство – должны быть умерщвлены (Кол.3;5). В силу этого мы стали жить по своим плотским похотям в греховном мире по его обычаям, по воле врага рода человеческого, сатаны, исполняя желания плоти и помыслов (Еф.2;1-3), стали грешными и мёртвыми.
 
В силу нашей греховности мы ушли от Божия лица, по нашему образу и подобию построили наш греховный мир, в котором всё – желания плоти, зависть и житейская гордость (1Ин.2;15,16), и оскверняемся от этого мира.

С момента нашего грехопадения грех поселился в мире, и грехом смерть, и смерть царствовала от Адама до Моисея над согрешившими и над несогрешившими. Но грех не вменяется, пока нет закона (Рим.5;12-14), потому что грех определяется законом (Рим.3;20). Рим.7;7,8: «Я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил «не пожелай»... Без закона грех мёртв».

Когда же пришёл закон заповедей: грех ожил, а мы умерли, стали грешными и мёртвыми по нашим собственным грехам и преступлениям (Рим.7;9-11. Еф.2;1), так что (Рим.7;10) заповедь, данная нам для жизни послужила нам к смерти, с приходом закона чрезвычайно умножилось преступление (Рим.5;20) и оказалось, что (Екл.7;20) «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы». Пс.13;2,3: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть,  есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Все достойны смерти.

Мы грешные и мёртвые от Едема по рождению; от нашей греховности - по месту нашего обитания и от закона заповедей - по нашим собственным грехам и преступлениям.

Закон предусматривал принесение жертвы за грех. (напр. Лев.4;32-35). Такие жертвы в состоянии были очистить только тела согрешивших, оставляя осквернёнными их души и дух. Закон не мог сделать людей совершенными. Закон показывал нам наши грехи и наше греховное состояние, но не оправдывал нас, не очищал нас от наших грехов в нашей совести, не избавлял нас от нашего греховного состояния (Рим.3;20). Потому Моисей и пророки говорили о Новом завете, в частности, в Иер.31; 31-34, Ис.53;1-12. Дан.9;24-27.

Иисус Христос, Бог (1Тим. 3;16), явившийся в подобии греховной плоти (Рим.8;3), оправдал Себя в Духе (1Тим.3;16), был предан за наши грехи (Рим.4;25), праведник за неправедных (1Пет.3;18), освободил нас от власти над нами сатаны (Еф.2;2), выкупил нас из рабства греха (Рим.6;16).
 
Мы, верою приняв Иисуса Христа, уверовав в Его имя (Ин.1;12), имеем рождение свыше от слова благовествования (1Кор.4;15) и от Святого Духа (Ин.3;3,5), данного нам (Рим.5;5), Который мы получили не через дела закона, а исключительно через наставление в вере (Гал.3;2). Верою, примирившись с Богом смертью Иисуса Христа, мы оправданы Его Кровью (Рим.5;9,10). Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил нас от закона греха и смерти. Бог послал Сына Своего в подобии преховной плоти в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу, и если живём по плоти, то умрём, а если духом будем умерщвлять плотские дела, будем живы. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим.8;1-4,13,14), ибо если мы духом водимся, то мы не под законом (Гал.5;18).

Для того, чтобы нам водиться духом, нам надлежит постоянно пребывать в страхе Божием, в учении, в общении святых, в хлебопреломлении, в молитве (Деян.2;43,42), в поклонении, преклонении (Пс.94;6,7), в славословиях, духовных песнопениях, в благодарении (Еф.5;18-20), хвале, благотворении и общительности (Евр.13;15,16), чтобы приготовлять путь Господу, делать прямыми Ему дороги (Мтф.3;3).


ЗАГРАНИЦА

С IV века нашей эры, особенно со времён правления римского императора Константина I Великого, Вселенская Церковь, обольщённая богатством и властью, отошла от чистоты первохристианства. С 538 года средневековое папство стало произносить слова против Всевышнего, угнетать Его святых, возмечтало отменить у них праздничные времена и закон, и святые оказались преданными в его руку до 1798 года (Дан.7;25). Реформация решилась «нАчать процесс перестройки» католицизма, чтобы сделать католицизм «с человеческим лицом». «Процесс пошёл» и привёл к протестантизму. Дальше всех в этом очистительном движении зашли анабаптисты.
 
Анабаптизм зародился в Швейцарии. Поддерживая вначале цвинглианскую критику нерешительности реформаторской деятельности Лютера, анабаптисты впоследствии подвергли критике и самого Цвингли. Движение Швейцарских братьев (как сами себя назвали анабаптисты) возглавил сын влиятельного члена городского совета Цюриха, один из руководителей богословской школы, открытой Цвингли в Цолликоне, вблизи Цюриха, Конрад Гребель, основываясь на многих местах Священного Писания, в частности на книге Деяний Апостолов, где (Деян.2;37,38,41), услышав проповедь Апостола Петра, люди «умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа вследствие прощения грехов и получите дар Святого Духа... Итак, охотно принявшие слово его крестились». Для того, чтобы креститься, людям надо было услышать слово благовествования, охотно принять его, умилиться сердцем, спросить: «Что нам делать?», покаяться для прощения грехов и в процессе крещения пообещать Богу быть Ему верными, добрыми, не ленивыми и не лукавыми рабами. «Что из этого» - спросили анабаптисты – «может совершить младенец?» и ответили: «Ничего». Покаяние и крещение должны осуществляться людьми в сознательном возрасте, в добровольном порядке, а принятое в католичестве крещение младенцев идёт вразрез с Писанием. Следовательно, людям, крещённым в младенческом возрасте, желающим заключить завет с Богом, необходимо перекреститься. Основными признаками анабаптизма (перекрещенства) стали призыв к крещению по вере в сознательном возрасте, отрицание централизованной церковной организации, отрицание присяги, военной службы, отказ подчиняться правительству в сферах, противоречащих религиозным убеждениям. Гонения на анабаптистов, вызванные их богословием, возросли в результате Крестьянской войны в Германии.

24 февраля 1524 г. в швейцарской общине Шлайтхайм в кантоне Шаффхаузен группа Швейцарских братьев приняла Шлайтхаймское исповедание, ставшее главным вероисповедным документом анабаптистов Швейцарии и Южной Германии. Автором исповедания считается Михаэль Заттлер.  В Исповедании отрицается крещение младенцев, утверждается крещение верующих в сознательном возрасте; допускается отлучение членов церкви, решившихся следовать за Христом, но вернувшихся на путь греха, и не раскаившихся после наставления со стороны церкви; устанавливается причащение лишь для принявших крещение в сознательном возрасте и живущих согласно заповедям Христа; устанавливается отделение церкви от государства; устанавливются правила избрания священнослужителей; устанавливается христианский пацифизм; запрещаются всякого рода клятвы и присяги. Бальтазар Губмайер, видный деятель анабаптизма, критиковал декларируемые в Исповедании принципы отделения церкви от государства и непротивления злу. Швейцарские братья направили текст Шлайтхаймского исповедания для ознакомления Ульриху Цвингли и Жану Кальвину, но Цвингли и Кальвин отвергли Исповедание.

Анабаптисты  подвергались жестоким гонениям, во время которых ни католические ни протестантские владыки не проявляли к ним жалости. Анабаптисты восходили на костры и эшафоты десятками с удивляющей современников стойкостью, которую Лютер объяснял сатанинским наваждением.

Менно Симонс (ок.1496-1561) был католическим священником с 1524 г., оказался под влиянием сторонников радикальной Реформации, трудов Лютера и Эразма Роттердамского. В 1530 г. Менно признал, что взгляды анабаптистов на крещение более соответствуют Библии, нежели взгляды католиков, Лютера и других лидеров Реформации. Симонс утверждал, что миллитаризм Мюнстерской коммуны противоречит библейскому христианству, призванному нести мир, а не войну. В 1536 г. Менно перешёл в анабаптизм, в 1537 опубликовал трактат «О духовном воскресении», в 1538 – сочинение «О новом творении», в котором написал, что католическая церковь подменила собой Христа, скрыв Его за пышным церемониалом, но в Царствие Божие войдут лишь те, кто, став новым творением, сохранит верность Христу. В 1539 г. Симонс опубликовал «Размышления над 24-м псалмом» и «Объяснения христианского крещения» с изложением богословия и практики крещения ранних анабаптистов. В следующем 1540 г. был издан главный труд Симонса «Основания христианской веры», в котором было дано систематическое изложение вероучения. Последователей Менно Симонса стали называть умеренными анабаптистами или меннонитами.

В 1609 г. в Амстердаме под влиянием менонитов возникла первая община баптистов, характерная особенность вероучения которых добровольное сознательное крещение верующих взрослых людей, имеющих твёрдые христианские убеждения, рождённых свыше, отвергшихся греховного образа жизни.


ПАШКОВЫ

А как же Русь? Род Пашковых происходит от Григория Пашкевича, из литовских помещиков, при Иоанне Грозном выехавшего в Россию из Польши. Дети Григория писались уже Пашковыми. Среди представителей этого рода Егор Иванович (1674-1736) – денщик Петра Великого, затем губернатор в Астрахани; его сын, Пётр Егорович, (1726-1790) – капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка, московский откупщик (водка), для которого в Москве по проекту Василия Ивановича Баженова в 1784-1786 гг. был построен Дом Пашкова.

Среди представителей этого рода заслуженные военные командиры, участники Отечественной войны 1812 года, Василий Александрович младший (1831-1902).

Владелец тринадцати имений в девяти уездах российских губерний, четырёх медных рудников на Урале, 450 тыс. десятин земли, Василий Александрович был одним из шести крупнейших землевладельцев Российской империи. Выгодный брак с Александрой Ивановной Чернышовой ещё значительнее обогатил его. Пашков был лично известен царю, приходился родственником нескольким министрам и генералам, вёл светскую жизнь: был «страстным охотником, любителем танцев, балов, крупным игроком в карты и лихим наездником».

Однако, в 1873 или в 1874 году по приглашению сестры Александры Ивановны, Елизаветы Ивановны Чертковой, в Петербург приехал сын вице-адмирала британского флота Грендвила Уолдигрейва, барона Редстока и дочери банковского служащего Эстер Каролины Пюже, муж Сьюзан Келкрафт, дочери пятого герцога Манчестерского, выпускник Оксфордского университета, участник Крымской войны, английский религиозный деятель, протестантский миссионер, лорд Редсток. Уверовав под влиянием проповеди Редстока, Василий Александрович Пашков активно включился в редстоковское евангельское пробуждение в Петербурге, возглавил его, развив активную как проповедческую, так и другую многостороннюю деятельность охватывающую как аристократию, так и беднейшие слои общества. Широко известна работа созданного по его инициативе «Общества поощрения духовно-нравственного чтения», занимавшегося изданием и распространением христианской литературы и Библий. Общество выпускало журнал «Русский рабочий». Василий Александрович прославился своей благотворительностью, финансировал миссионерские организации и отдельных миссионеров. Пашков и его последователи, прозванные пашковцами, создавали дешёвые студенческие столовые, чайные для рабочих, ночлежки для бездомных, мастерские для нуждающихся, школы для бедных. «В своём доме на Выборгской стороне в Санкт-Петербурге» Пашков открыл дешёвую столовую для бедных, которую ежедневно посещало до тысячи человек». Посетители отмечали «высокое качество продуктов и дружелюбие пашковцев, которые служили там официантами». В своём имении, в Нижегородской области Пашков открыл сельские училища.

За эти «безобразия» в 1884 году Российское правительство и Русская Православная Церковь выслали Пашкова из России. Василий Александрович умер 30 января 1902 года в Париже.


КУДА МЫ ПРИШЛИ?

Из всех догматик баптистская ближе всегео к догматике первохристианства. Я побывал в колыбели анабаптизма и родин Шлайтхаймского исповедания Шлайтхайме, что в Швейцарии, в кантоне Шаффхаузен, и служу неподалёку в баптистской церкви в Шопхаиме. Современная Церковь – лаодикийская, находящаяся в глубоком обольщении. Склонная к компромиссам, она ни холодна и не горяча. Она думает, что она богата, разбогатела и ни в чём не имеет нужды, и не знает, что она несчастна, жалка, бедна, слепа и нага. Для того, чтобы обогатиться, она нуждается в очищенном огнём золоте; чтобы одеться - в белых одеждах, чтобы видеть – в глазной мази. Она нуждается в покаянии (Отк.3;14-19). Сегодня, в какую бы церковь мы не пришли, мы попадём в  лаодикийскую. Как нет совершенных людей, так нет и совершенных церквей. Это не значит, что нам следует избегать церковь, - это было бы ошибкой и превозношением, но нам, приходя в церковь следует понимать, куда мы пришли.


Рецензии