Топрак-кала на Самуре
====================================
Стены этого города в дельте реки Самура в нынешнем Узбекистане приписывают инициативе Хосроя Первого, персидского шаха начала 6-го века. Стену с именованием Апсут-Кават у реки Рубас историки считают построенной при этом же шахе.
Город был расположен на равнине, он занимал очень большую площадь по тем временам в 100 с лишним гектар. Он был полностью обнесён валом выстой в некоторых местах до 20-ти метров. Его ширина была столь же могучей, как и высота, достигая до 15-ти метров. По всему периметру шёл глубокий ров.
Поверх валов были строены стены из сырцовых кирпичей. Внутри оборонительных стен стояли жилища, замки и другие сооружения.
В Топрак-Кала выделяется самый крупный Дворец, где был Тронный зал для торжественных церемоний. Стены дворца украшали росписи. Во Дворце был зал танцующих масок, храм Анахиты с барельефными панно на стенах, где изображались пляшущие люди. Был тут и зал воинов, Олений зал и ещё несколько тематических залов, которые именовались в соответствии с символикой изображений на их стенах.
Историки полагают, что вся архитектоника города и его дворцов является порождением хорезмийского социокульта, часто называемого цивилизацией. Здесь хранился архив деяний этой цивилизации.
В начале 4-го века в городе появляется Цитадель с главным Дворцом, в котором поселилась семья владельца города.
В 5-м веке в Топрак-кала проживает много ремесленников по разным работам. Судя по всему, помимо властителей тут находились крупные рынки и здесь сходились торговые пути Центральной Азии, которые вели в обход Каспия на Русь и Европу.
Существует мнение, что городище Топрак-Кала присутствовало в истории под именем Албан, о котором писал ещё Птолемей.
Согласно другому мнению, здесь был расположен город Чора, может быть Чол, который был тождественен архитектуре Дербента, строенного в то же время и по тем же зодческим лекалам.
Археологические материалы с городища указывают на то, что городская жизнь в Топрак-Кала пульсировала со второго века до Нашей Эры и до 7-го века по Рождеству Христову.
У Моисея Каланкатуйского есть неоднозначно интерпретируемый рассказ о посольстве неких албан к Царю гуннов, когда это посольство сначала прошло через город Чор, а потом достигло Дербента, что позволяет исследователям разместить город Чора на другом берегу Каспия, а также обосновать именование города Албан у Птолемея.
++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220101601715